Гражданин использует принадлежащий ему грузовой автомобиль для перевозки грузов в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Нужно ли устанавливать тахограф на транспортное средство?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации гражданин, использующий принадлежащий ему грузовой автомобиль для перевозки грузов в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, вправе не оснащать данный автомобиль тахографом.
Обоснование вывода:
Оснащение тахографами автомобилей предусмотрено пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля (тахографами), обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. При этом требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 г. N 1213 (далее - Постановление N 1213).
Во исполнение названного Постановления N 1213 Министерством транспорта РФ утверждены Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приказ от 13 февраля 2013 г. N 36), и Порядок оснащения транспортных средств тахографами (приказ от 21 августа 2013 г. N 273).
В соответствии с п. 2 Порядка оснащения транспортных средств тахографами данный Порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.
Кроме того, п. 14 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877, установлено, что конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N 2 и N 3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза*(1).
Анализ приведенных выше нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что целью оснащения автомобилей техническим средством контроля (тахографом) является обеспечение безопасности автомобилей при их эксплуатации, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды и усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха. Указанные цели должны достигаться при коммерческом использовании транспортных средств, а не при эксплуатации частными лицами в личных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (смотрите, например, решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 октября 2015 г. по делу N 12-230/2015, решение Беловского районного суда Кемеровской области от 17 марта 2015 г. по делу N 12-21/2015, решение Омутнинского районного суда Кировской области от 23 декабря 2014 г. по делу N 12-2-1/2015).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации гражданин, использующий принадлежащий ему грузовой автомобиль для перевозки грузов в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, вправе не оснащать данный автомобиль тахографом.
Обращаем внимание, что приведенный выше ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном ответе. При этом наше мнение может расходиться с официальной позицией органов государственной власти. В случае возникновения спора он будет разрешаться судом исходя из всей совокупности представленных сторонами доказательств по делу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Ответ прошел контроль качества
23 мая 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В Российской Федерации порядок оснащения транспортных средств тахографами установлен приказом Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. N 273.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.