Патентная логистика и модернизация экономики
Ю. Смирнов,
к.т.н., заместитель заведующего отделом организации
НИР и мониторинга использования результатов
интеллектуальной деятельности ФГБУ "Федеральный
институт промышленной собственности" (г. Москва)
Журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" N 6, июнь 2016 г., с. 17-30.
Патентная логистика изучает создание результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и их правовую охрану в виде патентного права и/или в режиме коммерческой тайны, а также их использование в производстве. Ведущие фирмы развитых стран одним из приоритетных направлений своего развития считают непрерывное освоение новых технологий, постоянно поддерживая на высоком уровне долю интеллектуального капитала в суммарном показателе капитализации. Наращивая процент нематериальных активов, компании охраняют свои интеллектуальные права, подавая в свои, зарубежные и международные патентные ведомства заявки на получение патентов на объекты патентных прав.
В качестве примера приведем статистику подачи национальными заявителями заявок на получение патентов на изобретения в нескольких инновационно ведущих зарубежных странах и России (см. рисунок 1)*(1).
Приведенные на рисунке 1 данные показывают, что в большинстве стран, кроме Японии, за последние семь лет существенно увеличилось количество подаваемых заявок на изобретения. При этом необходимо отметить, что общий рост заявок на выдачу патентов на изобретения в рассматриваемых странах произошел в основном за счет национальных заявителей (резидентов) - в США на 26,76%, Германии - на 54,26%, Республики Корея - на 28,87%, Китае - на 350%, Индии - на 65,8%. В Японии снижение количества заявок на изобретения продолжилось и в 2015 г.: всего подана 318 721 заявка, в том числе национальными заявителями (резидентами) - 258 839 заявок. В Республике Корея в 2015 г. подано 213 694 заявки, в том числе 167 275 резидентами, в США подана 578 321 заявка, а в Китае - 1 112 425 заявок. Накопленный в этих странах мощный национальный интеллектуальный потенциал позволяет им занимать ведущие позиции в мировых экономических рейтингах. Например, в мировом ВВП в 2014 г. доля США составляла - 16,9%, Китая - 16,5%, Индии - 6,8%, Японии - 4,5%, Германии - 3,4% [1]. Доля Российской Федерации в мировом ВВП в 2014 г. составляла 3,3%, что, может быть, неплохо, к тому же и в рейтинге инновационно развитых экономик Россия поднялась на 12 место.
Однако ситуация с патентованием отечественными заявителями своих разработок в России несколько иная. В последние годы в отношении оформления ими прав на РИД наблюдается стагнация, и прежде всего, в подаче заявок на объекты патентных прав - изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
Например, с 2009-го по 2015 г. подача заявок российскими заявителями на выдачу патентов Российской Федерации на изобретения увеличилась лишь на 14,3% (таблица 1).
Таблица 1
Динамика подачи заявок на изобретения и полезные модели в Российской Федерации в 2009-2015 гг.
Показатели/годы | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||||||
ИЗ | ПМ | ИЗ | ПМ | ИЗ | ПМ | ИЗ | ПМ | ИЗ | ПМ | ИЗ | ПМ | ИЗ | ПМ | |
Подано в Роспатент заявок, из них: | 38564 | 11153 | 42500 | 12262 | 41414 | 13241 | 44211 | 14069 | 44914 | 14358 | 40308 | 13952 | 45517 | 11906 |
резидентами, в том числе: | 25598 | 10728 | 28722 | 11757 | 26495 | 12584 | 28701 | 13479 | 28765 | 13589 | 24072 | 13000 | 29269 | 11403 |
юридическим лицами | 15059 | 6766 | 16225 | 7539 | 18058 | 7157 | 16081 | 9350 | 16317 | 9259 | 15270 | 8936 | 15183 | 7634 |
физическими лицами | 10539 | 3962 | 12497 | 4218 | 8437 | 5427 | 12620 | 4129 | 12448 | 4330 | 8802 | 4064 | 14086 | 3763 |
нерезидентами | 12966 | 425 | 13778 | 505 | 14919 | 657 | 15510 | 590 | 16149 | 769 | 16236 | 952 | 16248 | 503 |
Причем увеличение подачи заявок произошло только за счет повышения на 33,66% изобретательской активности российских физических лиц, а изобретательская активность хозяйствующих субъектов осталась практически на том же уровне, но в сравнении с 2010 г. снизилась на 6,42%. Иностранные заявители за этот же период увеличили свою активность по патентованию изобретений в России на 25%. Показатели изобретательской активности хозяйствующих субъектов не адекватна вложениям государства в финансирование прикладных исследований*(2) (см. рисунок 2). Объем финансирования, хотя и снизился в 2015 г., но все же был выше, чем в 2011 г. Количество заявок, поданных в 2015 г. российскими хозяйствующими субъектами на изобретения и полезные модели, меньше не только, чем в 2011 г., но и в 2010 г., несмотря на то что сумма финансирования в последнем составила всего 64% от суммы финансирования 2015 г.
Причина такой ситуации проиллюстрирована Минэкономразвития РФ в "Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов", где указано, что "базовой причиной сдержанного роста промышленности Российской Федерации остается низкий уровень процессов технологического обновления и недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках"*(3), и, видимо, поэтому, в документах такого рода уделено внимание развитию системы управления правами на объекты интеллектуальной собственности (далее - ОИС), обозначены меры, направленные на их коммерциализацию, а также повышение эффективности охраны ОИС, поддержку и стимулирование патентной активности хозяйствующих субъектов, создание (восстановление) патентных служб в компаниях с государственным участием.
С другой стороны, это можно объяснить и традиционной зависимостью экономики от сырьевого сектора, и достаточно частыми изменениями в патентном законодательстве (2003 г., 2008 г., 2014 г.), что требует определенной ассимиляции разработчика к новым правовым условиям.
Еще одним негативным фактором является отсутствие каких-либо утвержденных органами исполнительной власти методических указаний, рекомендаций для работников патентных служб и разработчиков, разъясняющих теоретические и практические основы применения положений патентного законодательства, например в части стимулирования авторов РИД, а также лиц, способствующих их внедрению. В частности, отсутствуют методические рекомендации по содержанию и последовательности действий осуществления правовой охраны результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; методические рекомендации по обеспечению высокого технического уровня разработок и создания конкурентоспособной продукции на основе патентной информации; методические рекомендации по проведению исследований объектов техники на патентную чистоту, методические указания по расчету экономического эффекта от использования в выпускаемой продукции ОИС и в зависимости от него выплаты вознаграждения авторам и т.д. Данные обстоятельства негативно влияют на повышение патентной культуры, в первую очередь, руководителей хозяйствующих субъектов, а также, что наиболее важно, - на рост изобретательской активности отечественных разработчиков, и это подтверждается увеличением количества запросов, касающихся области управления правами на РИД, от юридических и физических лиц в федеральные органы исполнительной власти, в том числе в части оформления заявок на объекты патентного права, выплаты вознаграждения за создание РИД и их использование, применения налогового законодательства, проведения патентных исследований и т.п.
Следует отметить, что автором ранее в [2; 3] неоднократно обращалось внимание на данные проблемы, препятствующие эффективному использованию созданного российскими разработчиками технического потенциала отечественной экономики. Вместе с тем, как и много лет назад, вопросы охраны РИД в Российской Федерации требуют внимательного изучения и анализа, поскольку основным базисом создания отечественной конкурентоспособной инновационной продукции могут быть только объекты патентного права, в основном, изобретения и полезные модели, "малые изобретения".
Необходимо отметить, что в Российской Федерации в настоящее время по уровням изобретательской активности и патентования изобретений существуют значительные различия между регионами, отражающие состояние их инновационного и научно-технического потенциала. Например, в 2015 г. наибольшую изобретательскую активность проявили два федеральных округа - Центральный и Приволжский, соответственно, 16 886 (в 2014 г. - 11 666) и 3947 (в 2014 г. - 4045) заявок, поданных российскими заявителями на выдачу патента на изобретение. Наименьший интерес был проявлен со стороны Северо-Кавказского федерального округа, где количество заявок на выдачу патента на изобретение составило всего 477. Из Крымского федерального округа поступило 107 заявок на изобретения (в 2014 г. - 48). Необходимо обратить внимание на то, что в 2015 г. весомый прирост на 21,6% подачи в Российской Федерации заявок на изобретения по сравнению с 2014 г. наблюдался в одном регионе - Москве и только за счет активности физических лиц. Представляется, что основные усилия в решении данной проблемы должны приложить региональные органы исполнительной власти. Существующие региональные программы инновационного развития в большинстве не содержат составляющую, относящуюся к управлению правами на РИД.
В качестве положительного примера можно привести опыт Республики Татарстан. Среди регионов России (за исключением Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга) заявители Республики Татарстан проявляют активную изобретательскую деятельность - в последние 5-6 лет подают в среднем более 800 заявок на изобретения и около 700 заявок на полезные модели. Такая активность в Республике Татарстан поддерживается за счет повышенного внимания ее руководства к роли правовой охраны РИД и их коммерциализации для эффективного развития экономики. С этой целью в Республике Татарстан действует Долгосрочная целевая программа "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 годы" (далее - Программа), направленная на реализацию положений, указанных в Постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 15 октября 2011 г. N 857 "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы". Реализация Программы позволяет Татарстану стабильно занимать ведущие позиции в Российской Федерации по количеству подаваемых в Роспатент заявок на регистрацию объектов патентного права и средств индивидуализации. Республика относится к группе с высоким коэффициентом изобретательской активности и занимает 1 место среди регионов Приволжского федерального округа со средним значением данного показателя за 2010-2015 гг. равным 2,2, что превышает его общероссийское значение - 2,00. По изобретательской активности среди регионов Российской Федерации Республика Татарстан занимает в последние пять лет 4-5 место.
Учитывая положительный опыт Республики Татарстан в сфере управления интеллектуальной собственностью, представляется целесообразным рекомендовать и другим регионам разработать конкретные программы по развитию рынка интеллектуальной собственности, а закрепить эти действия необходимо на правительственном уровне путем внесения изменений в План реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. N 373-р.
Большое значение для активизации изобретательской деятельности имеет воздействие патентного ведомства на внешнюю среду. Поэтому с целью совершенствования функционирования патентной системы и активизации изобретательской и инновационной деятельности Роспатентом и ФИПС с 1998 г. осуществляется взаимодействие с администрациями регионов Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности в рамках Программы сотрудничества Роспатента с регионами Российской Федерации (далее - Программа сотрудничества). Цели и задачи такого взаимодействия, а также первые результаты этой деятельности раскрыты в коллективной работе сотрудников Роспатента и ФИПС [4]. В настоящее время это сотрудничество продолжается - Роспатентом заключены соглашения о сотрудничестве в данной области с администрациями 45 регионов Российской Федерации и базирующиеся на них договоры ФИПС с 50 опорными организациями из 36 субъектов Российской Федерации*(4).
В рамках Программы сотрудничества при участии автора в конце 1990-х - начале 2000-х годов был проведен анализ патентно-информационной системы Российской Федерации, изобретательской активности и обеспечения отечественных разработчиков патентной информацией, который показал необходимость активизации патентного ведомства в данной сфере деятельности. Да и образованная в то время государственная система научно-технической информации (далее - ГСНТИ) с включением в ее структуру ФИПС предполагала обеспечение прямого доступа потребителей к информационным ресурсам Роспатента. Данная схема представлялась перспективной, но требовала от Роспатента и от всех входящих в ГСНТИ хозяйствующих субъектов активного развития автоматизации информационных процессов как внутри всей системы, так и входящих в нее отдельных субъектов, что было сопряжено со значительными финансовыми затратами. Принимая это во внимание и с учетом зарубежного опыта в данной сфере деятельности, с участием автора настоящей статьи была разработана и с 2003 г. осуществлялась Роспатентом и ФИПС Программа информационного обеспечения регионов*(5), в соответствии с которой определенной категории хозяйствующих субъектов (региональным опорным организациям ФИПС, государственным научным центрам (ГНЦ), научным центрам РАН, и др.) был предоставлен бесплатный доступ к полнотекстовым базам данных по изобретениям и полезным моделям [5].
С учетом современных информационно-технологических возможностей и, соответственно, расширением ассортимента патентных услуг Роспатента и ФИПС Программа информационного обеспечения регионов с конца 2011 г. реализуется на основе совместного проекта Роспатента и ВОИС по созданию в Российской Федерации Центров поддержки технологий и инноваций (далее - ЦПТИ) [6; 7]. Надо отметить, что данный проект аналогичен реализуемому с конца XIX в. проекту Патентного ведомства США по созданию библиотек-депозитариев (The Patent and Trademark Depositary Liberty - PTDL), преобразованных в настоящее время в Центры ресурсов патентов и товарных знаков - ЦРПТ (The Patent and Trademark Resource Centers - PTRC), а также проекту Европейского патентного ведомства по созданию в Европе сети центров патентной информации (сеть Patent Libraries - PATLIB).
В нашей стране на сегодняшний день на базе различных по правовому статусу хозяйствующих субъектов создано 136 ЦПТИ в 64 регионах девяти федеральных округов Российской Федерации. Данная деятельность Роспатента подкреплена Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 1172 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности"*(6), согласно которому на Роспатент наряду с другими федеральными органами исполнительной власти возложены полномочия по осуществлению государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации, а именно: предоставление информационной и консультационной поддержки, формирование спроса на инновационную продукцию, проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации.
Доступ к информационным базам данных Роспатента и ФИПС предоставлен 302 хозяйствующим субъектам. Об активности использования баз данных можно судить по графику на рисунке 3. При этом активность использования разработчиками патентных баз данных ФИПС распределена по нескольким пятилетним этапам (рисунок 3): первый 2004-2008 гг., второй 2009-2013 гг. и третий (двухлетний, текущий) - 2014-2015 гг.
Первый этап - это реализация упомянутой Программы информационного обеспечения регионов, к которой с 2009 г. (второй этап) присоединились участники выполнения ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы" и с 2012 г. - ЦПТИ. Третий этап характеризуется пока снижением активности обращения к патентным базам данных, что, возможно, связано с экономическим кризисом. При этом если за первый рассматриваемый период изобретательская активность отечественных заявителей возросла на 20,57% (с 22 985 заявок в 2004 г. до 27 712 - в 2008 г.), то за второй период этот показатель составил 12,37% (с 25 598 заявок в 2009 г. до 28 765 в 2013 г.). Третий этап (2014 г.) начался с провала - резидентами было подано всего 24 072 заявки на выдачу патентов на изобретения, а всплеск изобретательской активности в 2015 г., как было показано выше, произошел исключительно за счет подачи заявок физическими лицами г. Москвы.
Что касается деятельности ЦПТИ, то нужно отметить: три-четыре года для такого проекта, как создание региональных центров патентной информации, и это подтверждается отечественной [8; 9] и мировой практикой [10; 11], срок крайне небольшой, и делать выводы пока преждевременно.
Рассмотрим более подробно данную ситуацию на примере наиболее активных регионов России по подаче заявок на изобретения в 2009-2015 гг. В таблице 2 приведены данные из отчетов Роспатента, в которых публикуются рейтинги наиболее активных регионов Российской Федерации по подаче заявок на получение патентов на изобретения, входившие в разные годы в число 15 лучших. В 2015 г. в сравнении с 2011 г. из 14 наиболее часто входящих в топ-15 регионов только в шести наблюдается положительная динамика подачи заявок. Процент поданных заявок на изобретение в указанных в таблице 2 топ-регионах вырос с 74,24% в 2009 г. до 78,8% в 2015 г. При этом количество ЦПТИ в рассматриваемых регионах составляет лишь около трети от количества хозяйствующих субъектов, которым Роспатентом и ФИПС предоставлена информационная поддержка.
Таблица 2
Подача заявок на изобретения российскими заявителями из наиболее активных регионов России в 2009-2015 гг.
Наименование региона | Количество поданных в год заявок на выдачу патентов на изобретения | Количество организаций, имеющих бесплатный доступ к полнотекстовым патентным БД | В том числе ЦПТИ | Количество патентных поверенных | Количество банков | ||||||
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||
1. Москва | 8480 | 10358 | 8001 | 8841 | 9709 | 7343 | 12681 | 39 | 6 | 1056 | 1056 |
2. Санкт-Петербург | 1648 | 1597 | 1883 | 1713 | 1679 | 1638 | 1735 | 17 | 4 | 256 | 241 |
3. Московская область | 1228 | 1329 | 1371 | 2429 | 1972 | 1578 | 1497 | 13 | 1 | 74 | 44 |
4. Республика Татарстан | 660 | 837 | 790 | 961 | 789 | 864 | 808 | 22 | 18 | 15 | 101 |
5. Воронежская область | 423 | 551 | 740 | 634 | 569 | 624 | 671 | 4 | 3 | 8 | 73 |
6. Республика Башкортостан | 592 | 594 | 606 | 585 | 668 | 718 | 662 | 7 | 6 | 14 | 96 |
7. Новосибирская область | 523 | 539 | 462 | 540 | 562 | 530 | 521 | 4 | 2 | 16 | 146 |
8. Краснодарский край | 443 | 536 | 584 | 513 | 478 | 492 | 476 | 5 | 3 | 12 | 146 |
9. Свердловская область | 534 | 500 | 611 | 568 | 556 | 539 | 526 | 5 | 1 | 27 | 128 |
10. Ростовская область | 758 | 658 | 628 | 693 | 764 | 689 | 748 | 3 | 2 | 12 | 158 |
11. Самарская область | 501 | 495 | 601 | 621 | 528 | 464 | 551 | 6 | 2 | 27 | 130 |
12. Нижегородская область | 358 | 331 | 286 | 551 | 420 | 394 | 370 | 2 | 1 | 15 | 154 |
13. Красноярский край | 439 | 380 | 479 | 441 | 384 | 349 | 323 | 3 | 1 | 7 | 103 |
14. Томская область | 375 | 331 | 301 | 419 | 376 | 357 | 401 | 3 | 1 | 16 | 37 |
15. Пермский край | 440 | 448 | 453 | 393 | 400 | 385 | 360 | 2 | 0 | 14 | 80 |
16. Дагестан Республика | 621 | 1418 | 703 | 1096 | 1188 | 285 | 104 | 0 | 0 | 1 | 103 |
17. Ивановская область | 614 | 658 | 722 | 762 | 474 | 288 | 310 | 2 | 2 | 1 | 29 |
18. Челябинская область | 367 | 367 | 357 | 427 | 424 | 300 | 309 | 1 | 0 | 17 | 97 |
Итого в 18 регионах (в процентах от общего количества по РФ) | 19004 (74,24%%) | 21927 (76,34%%) | 19479 (73,52%%) | 22187 (77,3%%) | 21940 (76,3%%) | 17837 (74,1%%) | 23053 (78,8%%) | 138 (45,7%%) | 53 (39,0%%) | 1588 (90,1%%) | 2922 (56,7%%) |
Остальные | 6594 | 6795 | 7016 | 6514 | 6825 | 6235 | 6216 | 164 | 83 | 175 | 2235 |
Всего по РФ: | 25598 | 28722 | 26495 | 28701 | 28765 | 24072 | 29269 | 302 | 135 | 1763 | 5157 |
Хочется надеяться, что проделанная Роспатентом и ФИПС работа по информационному обеспечению регионов заложит камень в фундамент системы патентно-информационного обеспечения, на котором в ближайшем будущем удастся построить мощную отечественную инновационную экономику.
Вместе с тем представляется, что еще большее воздействие на изобретательскую активность может оказать отраслевой подход к патентно-информационной поддержке хозяйствующих субъектов, оказываемой Роспатентом и ФИПС. Это касается координаторов технологических платформ, инновационных кластеров, индустриальных (промышленных) парков*(7) и/или их управляющих компаний, промышленных кластеров, инжиниринговых центров, предоставляющих инженерно-консультационные услуги в подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов, предпроектные и проектные услуги. Предоставление перечисленным субъектам бесплатного доступа к полнотекстовым базам данных патентной и непатентной информации позволит стимулировать деятельность хозяйствующих субъектов промышленности по созданию или освоению производства продукции путем внедрения в производство РИД, относящихся к приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий и/или критическим технологиям, обеспечить стране технологический прорыв и создать инновационный задел для модернизации экономики и импортозамещения.
В таблице 3 показаны результаты по использованию ОИС в Российской Федерации за 2010-2015 гг. в соответствии с данными формы N 4-НТ (перечень) федеральной статистической отчетности "Сведения об использовании интеллектуальной собственности"*(8).
Таблица 3
Динамика использования ОИС за 2010-2015 гг.
Наименование показателя | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Всего использовано ОИС, в том числе: | 19601 | 20758 | 22660 | 24926 | 26731 | 29143 |
изобретений | 10663 | 11173 | 11786 | 12709 | 13048 | 14181 |
полезных моделей | 4188 | 4466 | 4748 | 5 090 | 5406 | 5556 |
промышленных образцов | 1560 | 1498 | 1713 | 1730 | 1668 | 1659 |
остальных ОИС | 3190 | 3621 | 4413 | 5397 | 6609 | 7747 |
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 1358 ГК РФ, введением в гражданский оборот изобретения, полезной модели или промышленного образца считается изготовление, применение, предложение о продаже, продажа, хранение для этих целей продукта, в котором использованы изобретение или полезная модель, либо изделия, в котором использован промышленный образец.
В некоторых исследованиях на основании данного определения используются два показателя при расчете доли использования объектов патентного права (изобретения, полезные модели или промышленные образцы; далее - ОПП).
Первый показатель: коэффициент использования ОПП в гражданском обороте () - соотношение количества патентов, отраженных в зарегистрированных лицензионных договорах и договорах об отчуждении на ОПП к количеству всех действующих патентов на данные объекты (в %) (см. таблицу 4). Значение этого коэффициента характеризует в большей степени лишь куплю-продажу, т.е. только намерение к использованию ОПП, но никак не использование их в промышленном производстве какой-либо продукции.
Таблица 4
Данные по введению в гражданский и хозяйственный оборот объектов патентного права в 2010-2015 гг.
N п/п | Наименование показателя | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
1 | Всего действовало патентов на ОПП, шт. | 259698 | 236729 | 254891 | 272641 | 292048 | 305119 |
2 | Всего заключено договоров/количество патентов по договорам на ОПП, шт. | 2860/ 5680 | 3207/ 6242 | 3035/ 6301 | 3123/ 5961 | 2965/ 6375 | 2858/ 6806 |
3 | Коэффициент использования ОПП в гражданском обороте - , % | 2,19 | 2,64 | 2,47 | 2,19 | 2,18 | 2,23 |
4 | Всего действовало патентов российских заявителей на ОПП, шт. | 201841 | 175785 | 185513 | 195624 | 206654 | 217906 |
5 | Всего использовано ОПП (4-НТ перечень) | 16411 | 17137 | 18247 | 19529 | 20122 | 21396 |
6 | Коэффициент использования ОПП в хозяйственном обороте - (%) | 8,13 | 9,75 | 9,84 | 9,98 | 9,7 | 9,82 |
Второй показатель: коэффициент использования ОПП в хозяйственном обороте (в производстве продукции) - соотношение количества отраженных объектов патентного права в формах федерального статистического наблюдения N 4-НТ (перечень) "Сведения об использовании интеллектуальной собственности" к количеству действующих патентов российских заявителей (в %).
Можно использовать еще два показателя. В качестве третьего - коэффициент активности рынка ОПП - (соотношение количества лиц, заключивших договоры, к количеству всех патентообладателей действующих патентов, в %). Значение данного показателя характеризует долю хозяйствующих субъектов, проявляющих интерес к приобретению/продаже ОПП, в общем количестве патентообладателей на ОПП.
В качестве четвертого показателя - коэффициент активности хозяйствующих субъектов по использованию ОПП - (соотношение количества отчитавшихся по форме 4-НТ (перечень) хозяйствующих субъектов к количеству всех хозяйствующих субъектов, обязанных предоставить такую информацию. Последние два показателя еще предстоит отработать для понимания их значения в экономике.
При этом первые два коэффициента вовлечения в гражданско-хозяйственный оборот ОПП отражают их использование в уставном капитале хозяйствующего субъекта, что позволяет ему и авторам-создателям получить значительные практические преимущества. Капитализация интеллектуальной собственности путем амортизации нематериальных активов в уставном капитале позволяет формировать значительный по размерам уставный капитал без отвлечения денежных средств - амортизационные отчисления остаются в распоряжении хозяйствующего субъекта, включаются в себестоимость продукции и не облагаются налогом на прибыль. Кроме того, увеличивается вероятность получения банковских кредитов и инвестирования - ОПП можно использовать наравне с другим имуществом хозяйствующего субъекта в качестве объекта залогов при получении кредитов. Помимо этого, расширяются производственные возможности авторов и хозяйствующего субъекта - владельцам ОПП можно участвовать в качестве учредителей (собственников) при организации дочерних и самостоятельных фирм, не вкладывая в дело прямых финансовых средств. И, конечно, открывается возможность получения дополнительных доходов за передачу прав на использование ОПП, а также обеспечение обоснованного регулирования расценок на продукцию инновационной деятельности хозяйствующего субъекта в зависимости от объема передаваемых прав на ее использование.
Следует отметить, что при общей тенденции к повышению количества использованных ОПП их доля в числе использованных ОИС снизилась с 84,0% до 73,4% в 2015 г. за счет увеличения использования за этот же период программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (рисунок 4). Если принять во внимание долгосрочный период, то с 2004 г. доля использованных ОПП снизилась на 22,4%.
При этом круг предприятий, из года в год представляющих отчеты об использованных ОИС, продолжает оставаться достаточно узким и возможности его расширения очень незначительны. К тому же и перечень видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, в которых наиболее активно используются ОПП, а именно изобретения и полезные модели, достаточно ограничен. Например, из 49 видов экономической деятельности по 15 (см. таблицу 5) за 2013-2015 гг. использовано 90,6-92,0% изобретений от общего их количества, а полезных моделей - 85,6-88,4%*(9).
Таблица 5
Использование изобретений и полезных моделей по 15 видам экономической деятельности
Вид экономической деятельности | Изобретения | Полезные модели | ||||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
Научные исследования и разработки | 5386 | 5620 | 6271 | 1231 | 1194 | 1371 |
Производство машин и оборудования | 986 | 1028 | 1170 | 646 | 642 | 517 |
Образование | 679 | 790 | 836 | 225 | 260 | 307 |
Металлургическое производство | 824 | 835 | 831 | 122 | 117 | 94 |
Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств | 860 | 838 | 827 | 337 | 430 | 482 |
Химическое производство | 482 | 574 | 629 | 49 | 61 | 109 |
Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях | 561 | 594 | 572 | 273 | 292 | 258 |
Производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов | 494 | 369 | 489 | 435 | 417 | 464 |
Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов | 313 | 357 | 384 | 43 | 48 | 62 |
Производство аппаратуры для радио, телевидения и связи | 216 | 216 | 301 | 117 | 146 | 174 |
Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов | 197 | 195 | 196 | 354 | 453 | 402 |
Производство электрических машин и электрооборудования | 181 | 178 | 180 | 398 | 404 | 426 |
Деятельность сухопутного транспорта | 98 | 113 | 146 | 123 | 159 | 177 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки | 72 | 140 | 121 | 28 | 38 | 23 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий | 73 | 95 | 100 | 32 | 43 | 47 |
Всего | 11422 | 11942 | 13053 | 4413 | 4704 | 4913 |
Остальные | 1185 | 1106 | 1128 | 743 | 702 | 643 |
Всего использовано по РФ | 12607 | 13048 | 14181 | 5156 | 5406 | 5556 |
В современных условиях важнейшим направлением инновационного развития российской экономики становится повышение конкурентоспособности на мировом рынке, причем это относится к результатам деятельности как традиционных отраслей, которые нуждаются в глубокой модернизации, так и развивающихся высокотехнологичных.
Технологический обмен между странами в современных условиях можно рассматривать как один из инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик (в части импорта передовых технологий) и одновременно как показатель уровня их технологического развития (в части экспорта передовых технологий). Поэтому понятно, что для России проблема развития инновационной деятельности в современных сложных внешнеполитических условиях, экономических санкций со стороны ведущих инновационно развитых стран приобретает особое значение.
Одним из легальных путей внешнеэкономического технологического обмена, выхода на международные рынки можно рассматривать зарубежное патентование, которое призвано обеспечить правовую охрану экономических интересов владельцев объектов интеллектуальных прав как потенциальных экспортеров.
Одной из наиболее популярных процедур зарубежного патентования признана процедура по Договору о патентной кооперации (РСТ), о чем говорят цифры - по данным ВОИС*(10), число международных заявок на патенты, поданных в 2015 г. в рамках PCT, выросло по сравнению с 2014 г. на 1,7%, до 218 000 заявок. Наибольшее количество заявок на изобретения традиционно подают заявители из США (57 385) и Японии (44 235), за ними в последние годы устремились и заявители из Китая (29 846). В пятерке лидеров с большим отрывом находятся также заявители из Германии (18 072) и Республики Корея (14 626) (таблица 6). Возрастание промышленного потенциала стран Азии сопровождается и растущим подаваемым ими объемом международных заявок на изобретения по системе РСТ. С 2005 г. доля стран Азии в общем числе поданных заявок по процедуре PCT выросла более чем в два раза и в настоящее время составляет 43%.
Таблица 6
Основные показатели, характеризующие деятельность стран по зарубежному патентованию по процедуре РСТ
Страна | Количество опубликованных заявок | |||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г | 2014 г. | 2015 г. | |
Соединенные Штаты Америки | 45029 | 49058 | 46205 | 57441 | 61476 | 57385 |
Япония | 32150 | 38874 | 39785 | 43441 | 42380 | 44235 |
Китай | 12296 | 16402 | 16150 | 21514 | 25548 | 29846 |
Германия | 17568 | 18851 | 17146 | 17913 | 17983 | 18072 |
Республика Корея | 9669 | 10447 | 10347 | 12381 | 13117 | 14626 |
Франция | 7246 | 7438 | 6787 | 7905 | 8258 | 8476 |
Великобритания | 4891 | 4848 | 4465 | 4847 | 5269 | 5313 |
Нидерланды | 4063 | 3503 | 3514 | 4188 | 4206 | 4357 |
Швейцария | 3728 | 4009 | 3747 | 4372 | 4098 | 4280 |
Швеция | 3314 | 3462 | 3183 | 3946 | 3913 | 3858 |
Канада | 2698 | 2945 | 2518 | 2845 | 3069 | 2848 |
Италия | 2658 | 2695 | 2537 | 2868 | 3058 | 3083 |
Финляндия | 2138 | 2079 | 2132 | 2095 | 1811 | 1592 |
Австралия | 1772 | 1739 | 1551 | 1604 | 1722 | 1752 |
Израиль | 1475 | 1452 | 1257 | 1607 | 1580 | 1698 |
Индия | 1286 | 1330 | 1070 | 1320 | 1428 | 1423 |
Сингапур | 641 | 662 | 636 | 838 | 940 | 910 |
Российская Федерация | 798 | 996 | 841 | 1191 | 949 | 792 |
Бразилия | 488 | 564 | 513 | 657 | 580 | 547 |
Южно-Африканская Республика | 295 | 319 | 283 | 351 | 313 | 314 |
При этом ни по одному из направлений промышленности в первой или во второй десятке российских заявителей нет. В 2015 г. список ведущих заявителей по процедуре PCT возглавили телекоммуникационные компании, в тройке которых сразу две китайские фирмы - на первом месте второй год подряд Huawei Technologies с 3898 опубликованными заявками по процедуре PCT. Второе место в 2015 г. заняла компания из США Qualcomm Incorporated с 2442 опубликованными заявками, а на третьем китайская ZTE Corporation с 2155 заявками.
Среди университетов в ведущую десятку вошли восемь университетов США: на первом месте Калифорнийский университет с 361 опубликованной заявкой, за которым следуют Массачусетский технологический институт (213 заявок), Университет Джона Хопкинса (170 заявок), Система университета Техаса (163 заявки) и Гарвардский университет (158 заявок). Восьмое место занял Университет Циньхуа (Китай), за которым идет Университет Токио (Япония).
Наибольшее количество заявок по процедуре РСТ опубликовано в области компьютерной техники - 16 385 (8,2% от их общего числа). Далее следуют области цифровой связи (8%), электронного оборудования (7,3%) и медицинской техники (6,3%). Крупнейшим заявителем в области компьютерной техники является американская компания Hewlett-Packard Development Company, за которой следуют Huawei Technologies (Китай) и Qualcomm Incorporated (США). В области цифровой связи крупнейшими заявителями стали Huawei Technologies, ZTE и Qualcomm Incorporated. В области электронного оборудования наибольшее число заявок подала японская компания Mitsubishi Electric Corporation, за которой идут также две японские компании: Panasonic Intellectual Property Management и Toyota Jidosha. Наибольшая доля заявок в области медицинской техники приходится на Philips Electronics (Нидерланды), японскую Olympus Corporation и американскую Ethicon Endo-Surgery Inc.
Перечисленные компании, используя систему РСТ, получают национальные патенты других стран, в том числе и в России, тем самым ограничивая правовые и экономические действия российских производителей по выпуску аналогичной отечественной продукции.
Таким же образом должны действовать и российские компании по защите своих интересов за рубежом. Используя процедуру зарубежного патентования и получая права на свои РИД, можно обеспечить проникновение на национальные рынки других стран и реализовывать на их территории свои экономические и политические интересы исключительно в рамках закона и рыночной конкуренции. И учитывая практику ряда зарубежных стран, например Китая, по государственной поддержке разработчиков в части зарубежного патентования РИД, можно в ближайшей перспективе добиться определенного результата, тем более что в России в настоящее время предпринимаются некоторые меры в данной области. Так, приняты следующие документы: Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1221 "О государственной поддержке патентования за рубежом результатов научно-технической деятельности организаций и учреждений Российской академии наук" (потенциально для организаций и учреждений Российской академии наук), Устав Федерального государственного бюджетного учреждения "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (в ред. постановлений Правительства РФ от 27 сентября 2012 г. N 986 и от 29 мая 2014 г. N 494) (потенциально для малых предприятий и физических лиц), Федеральный закон РФ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (потенциально для юридических и физических лиц), Программа выдачи микрогрантов на патентование, включая и патентование за рубежом, Инновационного центра "Сколково" (с 1 августа 2015 г.) (потенциально для резидентов "Сколково"), Постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 71 "Об утверждении Правил осуществления акционерным обществом "Российский экспортный центр" деятельности по поддержке экспорта и взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (потенциально для экспортеров российских товаров, работ, услуг и правообладателей РИД).
Литература
1. Б. Хейфец. Перспективы институционализации БРИКС // Вопросы экономики, 2015. - N 8. - С. 25-42.
2. Смирнов Ю.Г. Россия: изобретательская и инновационная активность на фоне мировой статистики // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, 2010. - N 4. - С. 25-29.
3. Смирнов Ю.Г. Инновационное развитие России: настоящее и будущее // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, 2011. - N 3. - С. 4-13.
4. Корчагин А.Д. и др. Российское агентство по патентам и товарным знакам и регионы. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2003. - 129 с.
5. Смирнов Ю.Г. Обеспечение разработчиков патентно-информационными ресурсами // Информационные ресурсы России, 2003. - N 6.
6. Королева Е.В. Сеть центров поддержки технологий и инноваций и ее роль в развитии национальной инновационной системы: монография. - М., 2015. - 200 с.
7. Королева Е.В. Формирование и развитие патентно-информационной поддержки инноваций: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - СПб., 2015.
8. Смирнов Ю.Г. Патентно-информационное обеспечение разработчиков новой техники: Тезисы доклада на Научно-практической конференции "Роль и место правовой охраны объектов интеллектуальной собственности в инновационном процессе", VIII Международный салон промышленной собственности "Архимед-2005". - М.: Роспатент, ФИПС. - С. 37-44.
9. Смирнов Ю.Г. Повышение изобретательской активности в регионах Российской Федерации - одно из важнейших направлений в практической деятельности Института: Тезисы доклада на Научно-практической конференции "Развитие правовой охраны объектов интеллектуальной собственности и информационных технологий в этой сфере". - М.: Роспатент, 14-15 октября 2010 г. - С. 155-163.
10. Ашихин А.Н., Смирнов Ю.Г. Популяризация патентного дела за рубежом // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, 2001. - N 1. - С. 48-54.
11. Смирнов Ю.Г. Инновационные аспекты патентной логистики: монография. - М.: ИНИЦ "Патент", 2014. - 176 с.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/country_profile/ [Электронный ресурс] (Дата обращения: 18.02.2016).
*(2) См.: Россия в цифрах - 2015 г. / http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/Main.htm; Отчет Роспатента за 2015 г. / http://www.rupto.ru/about/reports.
*(3) http://www.garant.ru/ [Электронный ресурс] (Дата обращения: 18.02.2016).
*(4) http://www1.fips.ru/.
*(5) Годовой отчет Роспатента за 2003 год / http://www1.fips.ru [Электронный ресурс] (Дата обращения: 18.01.2016).
*(6) http://base.garant.ru [Электронный ресурс] (Дата обращения: 26.03.2016).
*(7) Федеральный закон РФ от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / http://www.rg.ru (Дата обращения: 16.01.2015).
*(8) http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/regions/stat.
*(9) http//www1.fips.ru/.
*(10) http://www.wipo [Электронный ресурс] (Дата обращения: 04.04.2016).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Смирнов Ю. Патентная логистика и модернизация экономики
Smirnov Yu. Patent logistics and economic modernization
Ю. Смирнов - к.т.н., заместитель заведующего отделом организации НИР и мониторинга использования результатов интеллектуальной деятельности ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности" (г. Москва)
Заместитель заведующего отделом ФГБУ ФИПС, к.т.н. Ю. Смирнов анализирует характеристики патентной активности заявителей Российской Федерации и зарубежных стран, эффективность использования российскими хозяйствующими субъектами патентно-информационных ресурсов. Автор сравнивает данные наиболее активных регионов России по подаче заявок на изобретения, приводит опыт зарубежных стран.
Yu. Smirnov (Ph. D in Engineering), deputy department head at the Federal Institute for Industrial Property, analyzes the indicators of patent activity by Russian and foreign applicants and the efficiency of use of patent information resources by Russian economic agents. He compares Russian regions by number of applications for inventions and cites foreign experience.
Ключевые слова: патентная логистика, патентная активность, заявки на выдачу патента, результаты интеллектуальной деятельности, патентная информация, патентное ведомство, инновации, заявитель, хозяйствующий субъект, использование объектов патентных прав, зарубежное патентование.
Keywords: patent logistics, patenting activity, patent application, results of intellectual activity, patenting information, patenting agency, innovation, applicant, usage of objects of patenting rights, patenting abroad.
Научно-практический журнал
"Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность"
Журнал зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ N 77-15023
Из номера в номер: консультации ведущих специалистов в области ИС, патентно-лицензионная и судебная практика, а также все, что нужно знать о товарных знаках, изобретениях, промышленных образцах, полезных моделях, о бухучете и налогообложении нематериальных активов, об оценке и коммерциализации ИС и многое другое.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" 27.01.2016 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.