В 2014-2015 году на предприятии была проведена СОУТ, по результатам которой условия на рабочих местах признаны допустимыми и декларированию не подлежали. В связи с вступлением с 01.05.2016 изменений Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ, согласно которым в отношении рабочих мест, условия труда на которых по состоянию на 1 мая 2016 г. по результатам упомянутых исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми (кроме рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), работодатель должен подать уточненную декларацию, включив в нее данные рабочие места. Данный вывод следует из ч. 1, 4 ст. 3 Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ. 1. Нужно ли подавать уточненную декларацию на рабочие места, которые: А) на данный момент уже ликвидированы В) переименованы С) вакантны? 2. Нужно ли на этих РМ через 5 лет проводить СОУТ или будет автодекларирование и с какого срока будет исчисляться срок в 5 лет для этой декларации? 3. Можно ли провести СОУТ с учетом мнения членов комиссии по СОУТ на "офисных" РМ при условии, что работодатель может моделировать условия труда по вакантной должности, создать все условия выполнения технологических процессов на вакантном РМ. Например, РМ оборудовано столом, ПВЭМ, системой освещения, разработаны должностные обязанности по данной должности, т.е. РМ "готово" к приему работника? 4. Возможно ли провести СОУТ на вакантном производственном месте, если на аналогичном РМ месте работник имеется и работодатель может воссоздать рабочий процесс и обеспечить все условия выполнения технологических процессов на вакантном рабочем месте (до принятия штатного работника)?
1. До 1 мая 2016 г. декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - декларация) оформлялась и подавалась в отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не были выявлены вообще. С 1 мая 2016 г. декларация подается и в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ) по результатам последней СОУТ. При этом порядок подачи и заполнения декларации не изменился. В связи с изменениями в законодательстве Вам следует подать уточненную декларацию, включив в нее те рабочие места, которые были признаны по результатам последней СОУТ оптимальными или допустимыми.
Полагаем, что в уточненной декларации должны быть указаны все рабочие места, которые были признаны оптимальными или допустимыми по результатам СОУТ, независимо от того, что некоторые из них были ликвидированы или переименованы, включая вакантные рабочие места.
2. Срок действия декларации - пять лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки, а не со дня ее подачи. По истечении 5-летнего срока специальная оценка в отношении данных рабочих мест может не проводиться, а срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет, если в период ее действия будут отсутствовать обстоятельств, указанных в части 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ (см. Правовое обоснование).
3, 4. Специальная оценка проводится в отношении каждого рабочего места, за исключением случаев, если рабочие места являются аналогичными: в данном случае оценка проводится в отношении 20%, но не менее двух от общего числа данных мест. Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. Следовательно, если рабочие места являются аналогичными, то проводить в отношении них СОУТ не требуется, в отношении таких рабочих мест применяются результаты по аналогичным рабочим местам.
Правовое обоснование:
Согласно п. 4. ст. 3 Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" в отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест.
В соответствии с разъяснениями Минтруда России (Письмо от 23.06.2014 N 15-1/В-724) при заполнении декларации в части описания рабочих мест наименование должности, профессии или специальности работника (работников), занятых на декларируемом рабочем месте, а также численность занятых на нем работников указывается согласно Карте специальной оценки условий труда данного рабочего места.
При этом непосредственное наименование профессии (должности) работников, а также учет рабочих мест осуществляется работодателем самостоятельно с учетом требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Индивидуальный номер рабочего места указывается в соответствии с первой графой Перечня рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда (далее - Перечень).
При наличии аналогичных декларируемых рабочих мест указываются их порядковые номера с добавлением прописной буквы "А" в соответствии с данными четвертой графы Перечня.
Срок действия декларации - пять лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Согласно п. 7 данной статьи по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
Согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.
В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным статьей 9 настоящего Федерального закона, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июнь 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.