В организации у сотрудников имеются жидкокристаллические дисплеи, которые не являются источником широкополосного спектра частот (согласно письма Минздравсоцразвития N 12-02/929 от 30.04.2013 такие частоты только у терминала с электронно-лучевой трубкой). Оборудование сертифицировано. Класс условий труда по СОУТ - 2 (допустимый). Кто сколько работает за компьютером - не измеряли. Всех сотрудников (в том числе и тех, кто практически не работает с компьютером) направляют на медосмотр, несмотря на их возражения. Не будет ли являться нарушением со стороны организации принуждение к медосмотру, поскольку под фактор 3.2.2.4 по Приказу N 302н наши мониторы не подпадают, да и медосмотру по этому фактору подлежат работники с 3 и 4 классами условий труда (ссылка 2 к приложению 1 Приказа N 302н), и, кроме того, хронометраж не проводился? Если права сотрудников нарушены принуждением к медосмотру без оснований, то какие санкции грозят работодателю? Работодатель оплачивает сотрудникам ДМС, чем и проявляет заботу об их здоровье.
Обязательные медицинские осмотры могут быть предварительными (при поступлении на работу), периодическими (в течение трудовой деятельности), внеочередными (по медицинским показаниям), постоянными (каждый рабочий день/смену).
Предварительные и периодические медицинские осмотры обязаны проходить, в том числе, работники, поступающие на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок и периодичность проведения таких осмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
Одним из таких вредных производственных факторов является электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени).
Если такой фактор в Вашей организации отсутствует, то проведения обязательных медицинских осмотров не требуется.
Требовать от работников прохождения медицинских осмотров в случаях, не предусмотренных законодательством, работодатель не вправе.
Если работодатель принуждает работников к прохождению медицинского осмотра в случаях, не предусмотренных законодательством, то это может быть признано нарушением со стороны работодателя, и работодатель может быть привлечен к административной ответственности (см. Правовое обоснование).
Правовое обоснование:
Согласно абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно п. 3.2.2.4 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н) электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени) является вредным производственным фактором, при работе с которым проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 указанной статьи и статьей 5.27.1 ТК РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июнь 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.