В силу норм ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Учет таких субсидий ведется по коду вида деятельности 4. Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным учреждениям на иные цели (учет таких субсидий ведется по коду вида деятельности 5). Для получения субсидий между учреждением и органом исполнительной власти, исполняющим функции учредителя, заключается соглашение. Разъяснения по отражению на счетах бухгалтерского учета начислений по доходам и поступления сумм субсидий были приведены в Письме Минфина РФ от 18.09.2012 N 02-06-07/3798. Совсем недавно Минфин выпустил письмо, в котором разъяснил порядок учета учреждениями сумм субсидий и возврата неиспользованного остатка субсидий в бюджет (Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 N 02-06-07/19436). Содержащаяся в данном письме корреспонденция счетов существенным образом отличается от применяемой сейчас учреждениями и установленной п. 93 Инструкции N 174н.
Дайте разъяснения о положениях этого письма.
Т.П. Кочнова,
к.э.н., заместитель директора департамента
бухгалтерского учета Минобрнауки РФ
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 3, май-июнь 2016 г., с. 6-9.
Согласно нормам п. 93 и 94 Инструкции N 174н на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" в рамках получаемых сумм субсидий совершаются следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начисление доходов в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания на лицевой счет бюджетного учреждения | 4 205 31 560 | 4 401 101 30 |
Поступление доходов в рублях на лицевой счет бюджетного учреждения | 4 201 11 510 5 201 11 610 | 4 205 31 660 5 205 81 660 |
Начисление доходов по предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетному учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия (отражается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету) | 5 205 81 560 | 5 401 10 180 |
По мнению Минфина, изложенному в Письме от 01.04.2016 N 02-06-07/19436, доходы в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражаются в учете учреждения как доходы будущих периодов на основании соглашений, заключенных между учреждением и учредителем, при этом делается запись:
Дебет счета 4 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг"
Кредит счета 4 401 40 130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг".
Ранее начисленные доходы будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания признаются доходами текущего (отчетного) периода при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Данная операция отражается так:
Дебет счета 4 401 40 130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг"
Кредит счета 4 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг"
Для справки. Согласно нормам п. 301 Инструкции N 157н счет 401 40 "Доходы будущих периодов" предназначен для учета сумм доходов по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
Инструкция N 174н в редакции Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н не содержит положений о применении счета 4 401 40 130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг" при начислении доходов в рамках сумм субсидий, полученных учреждением на выполнение государственного (муниципального) задания. Проект приказа Минфина о внесении очередных изменений в положения данной инструкции, размещенный сейчас на сайте для общественного обсуждения, тоже не предусматривает использование этого счета для отражения учета доходов по субсидиям.
Здесь же хотелось бы обратить внимание читателей на фразу, которую содержит Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 N 02-06-07/19436: при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания:
<...>
начисление доходов текущего (отчетного) финансового года в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается по дебету счета 4 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" и кредиту счета 4 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг".
Таким образом, фактически Минфин допускает для отражения начисления доходов в рамках получаемых учреждением субсидий два варианта:
- отражение субсидий, выделенных учреждению, как доходов будущих периодов производится тогда, когда соглашение о предоставлении субсидии заключается в конце финансового года на следующий год (например, соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя на 2017 год заключено между учреждением и органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя в декабре 2016 года). В этом случае суммы субсидий фактически поступят в 2017 году, а в декабре 2016 года на дату подписания соглашения учреждение в учете отражает суммы доходов, планируемых к поступлению в 2017 году, как доходы будущих периодов;
- в случае, когда соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя заключается в текущем финансового году и в этом же году будут выделяться из бюджета учреждению субсидии (например, в январе 2015 года между учредителем и учреждением заключается соглашение о предоставлении субсидий на 2016 год), в учете суммы субсидий будут отражаться как доходы текущего периода.
В отношении целевых субсидий такой путаницы не возникает, поскольку доходы по этим субсидиям начисляются после того, как будет составлен и утвержден отчет о расходовании сумм целевой субсидии.
1 мая 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"