Оборудование места для курения осужденных
Н. Фимина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2016 г., с. 69-75.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона N 15-ФЗ*(1) для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном Правительством РФ. На сегодняшний день документа, регламентирующего данный порядок, нет, поэтому применению подлежат общие правила, закрепленные в действующем законодательстве РФ. В статье приведены ответы на вопросы, касающиеся оборудования мест для курения осужденных.
Законом N 15-ФЗ установлены права и обязанности для юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака. В частности, ст. 12 данного закона содержит запрет на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, в том числе на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Так, в силу п. 152 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 (далее - Правила N 205), курение осужденным, водворенным в штрафной изолятор, запрещено (для обеспечения пожарной безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических требований). Законность данного нормативного требования подтверждена Определением ВС РФ от 24.11.2009 N КАС09-542.
Можно ли запретить курить в помещении для свиданий?
Согласно нормам ч. 1 ст. 89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. Для проведения свиданий выделяются специальные помещения.
В порядке, установленном ст. 89 УИК РФ, осужденным предоставляются краткосрочные свидания с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации ИУ. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругой, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами (п. 67 Правил N 205).
Вполне естественным является запрет на курение в помещении для краткосрочных свиданий, ведь табачный дым может мешать другим лицам (другим осужденным и их родственникам), которые находятся в помещении одновременно с курящим. К тому же продолжительность краткосрочных свиданий, как правило, незначительна. Как быть с длительными свиданиями?
Решение по данной ситуации было принято Таштагольским городским судом Кемеровской области 18.06.2015 по делу N 2-975/2015. По материалам дела администрацией исправительной колонии был вынесен запрет на курение в помещениях для длительных свиданий с родственниками. Один из осужденных обратился в суд с иском о признании данного запрета незаконным и требованием к Министерству финансов РФ о компенсации ему морального вреда за счет казны Российской Федерации.
Суд данные требования отклонил по следующим основаниям. Комнаты для длительных свиданий были расположены на территории здания КПП, отдельного выхода на территорию колонии не имели. В помещении был душ, туалет, курение в помещении было запрещено. На основании п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ запрещено курение в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных и гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания. Нахождение осужденных и их родственников в комнате длительных свиданий относится к временному размещению. Отдельные места для курения в комнатах свиданий оборудовать не представляется возможным из-за отсутствия свободных помещений. Не согласился суд и с тем, что осужденному указанным запретом причинены нравственные страдания. Тем более что курение табака не является охраняемым правом осужденного.
Обязательно ли ограждение места для курения?
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака установлены совместным Приказом Минстроя РФ N 756/пр, Минздрава РФ N 786н от 28.11.2014.
Согласно п. 4 названного документа специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются:
а) знаком "Место для курения";
б) пепельницами;
в) искусственным освещением (в темное время суток).
Об ограждении ничего не сказано. Однако, поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет об особом контингенте, администрации исправительного заведения следует урегулировать данный вопрос. Это позволит избежать споров с осужденными.
Так, по материалам одного из дел осужденный оспаривал решение о наложении на него дисциплинарного взыскания за курение в неположенном месте на том основании, что территория для курения не имела обозначенных ограничений (ограждений). Представители учреждения указывали, что места для курения на территории колонии были оборудованы урной и знаком "Курение разрешено". Границы места для курения закреплены не были, то есть курение было разрешено только рядом со знаком. Суд же осужденного поддержал, подтвердив факт неопределенности территории, на которую распространялся знак "Курение разрешено" (см. Решение Урицкого районного суда Орловской области от 10.07.2015 N 2-356/2015).
На основании изложенного рекомендуем администрации учреждения ФСИН выделить зону для курения, использовав специальные знаки или разметку, нанесенную на земляное (дорожное) покрытие.
Как учитывать знаки "Курение разрешено" и "Курение запрещено"?
В соответствии с НПБ 160-97 "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования" (утверждены ГУГПС МВД РФ, введены Приказом ГУГПС МВД РФ от 24.07.1997 N 46) применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории РФ.
Как мы указали выше, места для курения в исправительном учреждении должны оборудоваться специальными знаками "Курение разрешено". Кроме того, в местах пребывания осужденных должны быть размещены знаки пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". В противном случае учреждению грозит ответственность (см., например, информацию на официальном сайте прокуратуры Амурской области - www.prokamur.ru, раздел "Новости", 27 марта 2014 года).
Для справки. В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан - от 1 000 до 1 500 руб.;
- на должностных лиц - от 6 000 до 15 000 руб.;
- на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.
Актуальным является вопрос: как учреждению учитывать затраты на изготовление упомянутых выше знаков? По данному вопросу есть несколько точек зрения.
Первая заключается в том, что знаки пожарной безопасности (в том числе знаки "Курение разрешено" и "Курение запрещено") следует учитывать в составе материальных запасов, то есть на счете 0 105 36 000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" (см. п. 21 Инструкции N 162н*(2)).
Согласно другой точке зрения знаки используются более 12 месяцев. Поэтому в соответствии с п. 38 Инструкции N 157н*(3) их следует учитывать в составе основных средств.
Существует и иное мнение: поскольку указанные знаки изготавливаются не для работников учреждения, а для осужденных, в состав имущества учреждения они включаться не должны. Следовательно, такие расходы следует отражать по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд". В бухгалтерском учете нужно применять подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (см. Указания N 65н*(4)).
На наш взгляд, в соответствии с нормами действующего законодательства у практикующих специалистов имеется больше оснований следовать первой или второй позиции.
В силу п. 99 Инструкции N 157н к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также ряд материальных ценностей независимо от их стоимости и срока службы (в том числе материальные ценности специального назначения).
К сожалению, действующее законодательство РФ не содержит определение понятия "материальные ценности специального назначения". Поэтому применение данного нормативного правила часто является причиной споров с проверяющими. Например, по материалам дела, рассмотренного в Решении Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.08.2014 N А38-227/2014, проверяющие оспаривали отнесение к материальным ценностям специального назначения дубликатов регистрационных знаков транспортных средств. Хотя суд аргументы специалистов контролирующего ведомства не принял, более осторожный подход предполагает следование общим критериям отнесения имущества к основным средствам или материальным запасам.
Из норм п. 38, 39, 41, 45 Инструкции N 157н следует, что главными критериями отнесения нефинансового актива к основному средству являются:
- срок полезного использования (превышающий 12 месяцев);
- способность выполнять определенные самостоятельные функции.
Знаки пожарной безопасности могут быть различными: на пленке, пластике, металле. Если они расположены внутри здания, то они тождественны предметам внутренней отделки (таким, например, как дверные ручки), поэтому их следует включать в состав материальных запасов. В судебной практике есть примеры решений, в которых подтверждена правомерность отражения расходов на изготовление бланков знаков пожарной безопасности по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ (Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.06.2015 N А38-127/2015).
Если считать, что знаки могут быть использованы как самостоятельные единицы, необходимо отражать их в составе основных средств. Дополним, что в учетной политике нужно предусмотреть четкий порядок отнесения имущества к той или иной категории. Иначе проверяющие могут зафиксировать отсутствие единообразия бухгалтерского учета.
Как учитывать урну для курения?
В соответствии с ОК 013-94 "Общероссийский классификатор основных фондов", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, урны для курения могут быть учтены по коду 16 3697000 "Инвентарь хозяйственно-бытового назначения" или 16 3697050 "Инвентарь хозяйственно-бытового назначения металлический (кроме литого и из жести)".
Отметим, что если урны приобретались как самостоятельный объект учета и срок их полезного использования превышает 12 месяцев, то их следует отражать в составе основных средств на счете 0 101 06 000 "Производственный и хозяйственный инвентарь - иное движимое имущество учреждения".
* * *
Кратко сформулируем основные выводы.
1. Руководитель учреждения ФСИН обеспечивает размещение на соответствующих территориях знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". Места, специально отведенные для курения, должны быть ограждены знаками "Место для курения".
2. Если вышеперечисленные знаки могут быть использованы как самостоятельные единицы, то необходимо отражать их в составе основных средств. В данном случае в учетной политике организации следует предусмотреть четкий порядок отнесения имущества к той или иной категории.
3. Что касается соблюдения запрета на курение табака в отдельных помещениях, надо руководствоваться нормами ст. 12 Закона N 15-ФЗ, в соответствии с которыми запрещается курение табака, в частности:
- в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
- в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
- в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных и гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
- в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
- на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"