Правомерно ли привлечение организации к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок запрошенных при осуществлении налоговой проверки документов, если в требовании отсутствует указание на количество документов, которые нужно представить?
О.М. Архангельская,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2016 г., с. 15-17.
Если требование налогового органа о представлении документов не содержит точных сведений о количестве истребуемых документов, привлечение проверяемого лица к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ неправомерно.
Обоснование. Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. На представление истребованных документов отводится 10 рабочих дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения требования о представлении документов. Если проверяемое лицо понимает, что представить документы в сроки, регламентированные Налоговым кодексом (10 и 20 дней), не сможет, оно вправе уведомить об этом проверяющих должностных лиц налогового органа. В результате руководитель налогового органа (его заместитель) либо продлит сроки, либо откажет в продлении (п. 3 ст. 93).
На основании п. 4 ст. 93 отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговыми правонарушениями и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В силу п. 1 этой статьи непредставление в определенный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. (Данная мера ответственности применяется в том случае, если деяние не содержит признаков налоговых правонарушений по ст. 119, 129.4, 129.6, п. 1.1, 1.2 ст. 126 НК РФ.)
Президиум ВАС в Постановлении от 08.04.2008 N 15333/07 пояснил: по смыслу ст. 88, 93 НК РФ требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Если указанное требование не исполнено налогоплательщиком по причине того, что документы не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности данных об истребуемых документах, оснований для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ нет. В силу этой нормы к такой ответственности привлекают за непредставление каждого истребуемого документа. Следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов достоверно не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из запрошенных видов документов недопустимо.
Арбитражные суды при разрешении споров пользуются описанной позицией высшего арбитра. Приведем отдельные примеры:
- Постановление АС ПО от 17.03.2015 N Ф06-20963/2013 по делу N А55-4441/2014. При определении количества непредставленных документов и, соответственно, размера штрафа налоговая инспекция исходила из предположительного наличия у налогоплательщика запрошенных видов документов, что является недопустимым. Требование налоговиков не содержало исчерпывающего перечня необходимых документов с указанием их реквизитов и точного количества, в связи с чем ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ за его неисполнение не может быть применена;
- Постановление ФАС СЗО от 19.06.2014 N Ф07-3849/2014 по делу N А21-3571/2013. Из оспариваемого решения следует, что налогоплательщик привлечен к ответственности за непредставление 1 180 истребованных документов, однако в самом требовании перечень запрошенных документов сформулирован неопределенно, отсутствует указание на данные документы, на их количество. Таким образом, налоговая инспекция неправомерно начислила предпринимателю штраф по ст. 126 НК РФ.
Более того, в рассматриваемой ситуации налоговый орган при установлении размера штрафа не может опираться и на количество фактически несвоевременно представленных проверяемым лицом документов, что тоже подтверждается примером из арбитражной практики (см. Постановление АС ВСО от 09.10.2015 N Ф02-5551/2015 по делу N А33-2660/2015).
1 мая 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"