Компания (коммерческая), в которой я работаю, впервые столкнулась с особенностями трудовых отношений в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. На данный момент встал вопрос о разработке локального нормативного акта о компенсации проезда работников в период отпуска и провоза багажа. 1. Может ли работодатель - коммерческая компания, обозначать нижний лимит оплаты стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно - в размере фактических расходов ниже, чем указано в Положении относящейся к условиям работ в бюджетной организации? Пример: Согласно Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 работник может компенсировать расходы "стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда". Можно ли в локально нормативном акте (ЛНА) коммерческой организации описать тоже самое, но установить лимит: "не выше стоимости проезда железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне скорого поезда"? 2. Если работник едет в отпуск (не по путевке) по маршруту: автобус: Надым-Тюмень, далее самолет: Тюмень-Москва, далее поезд: Москва-Санкт-Петербург, далее автобус: Санкт-Петербург-Ленинградская область, как такой маршрут правильнее компенсировать? Сложить стоимости всех билетов всего транспорта или исходя из сумм кратчайшего маршрута следования? Может ли работодатель сам провести анализ возможности альтернативного более экономного маршрута и проводить оплату исходя из этой информации?
1. Да, может. Установить в локальном нормативном акте организации, регулирующем компенсацию стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, лимит, описанный Вами, возможно.
2. Работодатель (коммерческая организация) вправе компенсировать указанный Вами маршрут по собственному усмотрению, то есть как исходя из кратчайшего маршрута следования, так и путем сложения стоимости всех билетов. Работодатель вправе самостоятельно провести анализ возможности более экономного маршрута и проводить оплату исходя из проанализированной информации.
В любом случае выбранный работодателем порядок компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо зафиксировать в локальном нормативном акте организации.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 1 ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не финансируемых из государственного бюджета, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (ч. 8 ст. 325 ТК РФ).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июнь 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.