В потребительском обществе (некоммерческая организация) есть председатель Совета и председатель Правления. Ни с одним из них не заключен трудовой договор. Они выполняют обязанности на общественных началах. Оба являются учредителями общества наряду с еще тремя физическими лицами. В уставе общества указано, что председатель Совета работает на общественных началах, а с председателем Правления может быть заключен трудовой договор. При этом с председателем Правления трудовой договор не заключался.
Наемных работников нет. Ни по трудовым договорам, ни по договорам гражданско-правового характера никто не работает.
До 30.04.2016 был расторгнут трудовой договор с бухгалтером, за апрель форму СЗВ-М сдали только со сведениями бухгалтера.
Надо ли сдавать форму СЗВ-М за май с данными председателя Правления?
Надо ли подавать уточненную форму СЗВ-М за апрель и включать туда сведения о председателе Правления и о председателе Совета?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Включать в четвертый раздел формы СЗВ-М сведения о председателе Совета и председателе Правления некоммерческой организации необходимости нет, поскольку в рассматриваемой ситуации они не подпадают под категорию застрахованных лиц, на которых распространяется пенсионное законодательство. Однако оснований для непредставления данной формы отчетности в территориальный орган ПФР в установленные сроки по причине отсутствия застрахованных лиц действующим законодательством не предусмотрено.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган ПФР сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), предусмотренные настоящей статьей по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п (далее - форма СЗВ-М).
При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к которым относятся работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций.
Данная форма отчетности преследует цель выявления и учета работающих пенсионеров, а потому в четвертом разделе формы СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" указываются данные обо всех застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Отметим, что обязанность страхователя в установленный законом срок представлять органам ПФР сведения о застрахованных лицах закреплена в ст. 15 Закона N 27-ФЗ. При этом сформулирована данная обязанность императивно и каких-либо исключений не содержит. Исходя из этого, можно предположить, что отчетность по форме СЗВ-М должна представляться всеми страхователями в установленные сроки даже при отсутствии у них застрахованных лиц. В частности, отдельные территориальные органы ПФР рекомендуют в подобных случаях представлять "нулевую" форму СЗВ-М, т.е. без заполнения раздела 4 "Сведения о застрахованных лицах" (смотрите, например, информацию отделения ПФР по Кировской области, с которой можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://www.pfr.kirov.ru/node/2073), аргументируя это тем, что в случае непредставления страхователем отчетности к нему могут быть применены финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (ст. 17 Закона N 27-ФЗ). Однако, на наш взгляд, в отсутствие лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, применить штрафные санкции к страхователю будет невозможно.
Отделение ПФР по г. Москве и Московской области также сообщает, что отсутствие начисления страховых взносов и заключенных трудовых и гражданско-правовых договоров не может являться основанием для непредставления данной отчетности, указывая, что в отчет по форме СЗВ-М должны быть включены сведения об учредителе, исполняющем обязанности руководителя организации, поскольку на него распространяется обязательное пенсионное страхование независимо от отсутствия заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора (смотрите ответ на Вопрос 3, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://www.pfrf.ru/branches/spb/info/~vopros_otvet/3324). Полагаем, что подобный подход, по всей видимости, рассчитан на единственного учредителя коммерческой организации*(1), но вряд ли его можно применить к членам некоммерческой организации.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Статьей 29 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления. В противном случае это было бы распределением прибыли.
Порядок управления деятельностью некоммерческой организации должен предусматриваться ее учредительными документами (п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ). Соответственно, если учредительными документами в качестве высшего органа управления некоммерческой организации определен Совет, то председатель Совета и его члены могут получать лишь компенсацию понесенных ими расходов, связанных с участием в работе Совета, но никак не заработную плату. Иными словами, председатель Совета наемным работником не является, а потому не подпадает под категорию застрахованных лиц, на которых распространяется пенсионное законодательство.
В целях осуществления текущего руководства деятельностью некоммерческой организации по решению высшего органа управления могут быть образованы исполнительные органы некоммерческой организации (п. 1 ст. 30 Закона N 7-ФЗ). Такие органы (орган) осуществляют текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетны высшему органу управления некоммерческой организации. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную законодательством и её учредительными документами (п. 2 ст. 30 Закона N 7-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации исполнительным органом является правление некоммерческой организации, возглавляемое председателем. Вопрос о том, должен ли с председателем правления заключаться трудовой договор, зависит от того, предполагает ли осуществление им своих полномочий выполнение трудовой функции (ст. 17 ТК РФ), под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15, часть вторая ст. 57 ТК РФ). То есть существенными признаками трудовых отношений являются: наличие соответствующего соглашения, личное выполнение трудовой функции, выполнение трудовой функции за плату, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, обеспечение работнику условий труда.
Трудовая функция обязательно указывается в трудовом договоре. Даже в том случае, когда сотрудник фактически допущен к работе без оформления письменного трудового договора (приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя), трудовой договор с ним считается заключенным, несмотря на отсутствие письменного оформления. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (часть вторая ст. 67 ТК РФ). Так, например, в одном из дел суд связал осуществление полномочий председателя президиума центрального совета общественной организации с выполнением трудовой функции, содержанием которой являлось осуществление текущего руководства деятельностью организации, заключение договоров гражданско-правового характера, ведение переговоров, осуществление контроля за местными организациями, издание приказов, распоряжений, осуществление приема, увольнения работников и т.п. Суд также принял во внимание, что выполнение трудовой функции осуществлялось в рабочее время, за выполнение возложенных обязанностей работник - председатель президиума получал заработную плату согласно штатному расписанию (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2006 N А33-10289/2006-Ф02-5872/06-С1).
Однако, по условиям вопроса, исполнение председателем правления возложенных на него полномочий вытекает из его членства в некоммерческой организации и регулируется учредительными документами и решениями общего собрания членов. В такой ситуации правоотношения, возникающие между некоммерческой организацией и председателем правления вследствие избрания его на указанную выборную должность, по нашему мнению, не могут быть приравнены к трудовым отношениям (смотрите решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.08.2015 по делу N А26-4933/2015, решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.02.2015 по делу N А24-5897/2014).
Полагаем, что при таких обстоятельствах председатель правления некоммерческой организации также не подпадает под категорию застрахованных лиц, на которых распространяется пенсионное законодательство. Соответственно, указывать его в форме СЗВ-М нет необходимости.
Подчеркнем, что каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось. Изложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
14 июня 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Такой вывод, в частности, следует из письма ПФР от 06.05.2016 N 08-22/6356 "О представлении отчетности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.