Возможно ли установление дополнительных льгот и выплат муниципальным служащим коллективными договорами без закрепления их в качестве дополнительных гарантий в уставах муниципальных образований?
Согласно статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом N 25-ФЗ. Таким образом, если какие-либо отношения, связанные с прохождением муниципальной службы, урегулированы нормой Федерального закона N 25-ФЗ, то применяется норма данного Федерального закона.
Так, частью 3 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
На основании изложенного следует понимать, что устанавливать дополнительные гарантии для муниципальных служащих следует в порядке, установленном указанной статьей.
Что касается возможности установления дополнительных льгот и выплат коллективным договором, то следует заметить, что коллективный договор не является обязательным документом для организации.
Согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) коллективный договор - это правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключается работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор отражает интересы работников и работодателя в конкретной организации, ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях (часть 4 статьи 40 ТК РФ).
Согласно статье 27 ТК РФ заключение такого договора является одной из форм социального партнерства, которое подразумевает добровольность принятия сторонами на себя обязательств (статья 24 ТК РФ). Следовательно, никакая третья сторона не может обязать работников и работодателей заключить коллективный договор, а также привлечь к ответственности за его отсутствие. Необходимо также учитывать, что заключение данного договора возможно при наличии инициативы работников или работодателя.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
1 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 1 июля 2016 г.