Какие действия необходимо совершить пациенту при отказе врача в выписке рецепта на обезболивающий препарат?
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Пациент имеет право на:
1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Рецепт на лекарственный препарат - это письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска (п. 53 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Согласно п. 2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 года N 1175н (далее - Порядок) назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее - медицинские работники). Медицинские работники выписывают рецепты на лекарственные препараты за своей подписью.
Как следует из п. 3 Порядка, назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию.
При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Медицинские работники осуществляют назначение и выписывание лекарственных препаратов, подлежащих изготовлению и отпуску аптечными организациями.
Сведения о назначенном и выписанном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, разовая доза, способ и кратность приема или введения, длительность курса, обоснование назначения лекарственного препарата) указываются в медицинской карте пациента.
Рецепт на лекарственный препарат выписывается на имя пациента, для которого предназначен лекарственный препарат. При этом сам рецепт может быть получен пациентом или его законным представителем. Факт выдачи рецепта на лекарственный препарат законному представителю фиксируется записью в медицинской карте пациента.
Отметим, что рецепт, выписанный с нарушением установленных Порядком требований, считается недействительным.
В силу прямого указания п. 6 Порядка медицинским работникам запрещается выписывать рецепты: на лекарственные препараты при отсутствии медицинских показаний; на лекарственные препараты, не зарегистрированные на территории Российской Федерации; на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используются только в медицинских организациях; на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов для лечения наркомании. Кроме того, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую деятельность, запрещается выписывать рецепты на лекарственные препараты на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III указанного выше Перечня.
Таким образом, медицинский работник вправе отказать в выдаче рецепта, если у пациента отсутствуют медицинские показания для применения лекарственного препарата, либо препарат не зарегистрирован на территории РФ, либо подлежит использованию только в условиях медицинских организаций, либо относится к определенным наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам.
Если же отказ в выдаче рецепта на лекарственный препарат обусловлен иными причинами, нежели указанными в п. 6 Порядка, полагаем, что пациент вправе обжаловать такие действия медицинского работника.
В соответствии со ст. 98 Закона N 323-ФЗ медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Отметим, что в рамках проверки соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 26 января 2015 г. N 19н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья" (далее - Регламент) вправе проводить внеплановые проверки на основании поступивших в Росздравнадзор (территориальные органы) обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинения вреда жизни, здоровью граждан. Указанные факты должны быть связаны с несоблюдением обязательных требований (пп. 2 п. 26 Регламента).
При этом следует обратить внимание, что в силу п. 30 Регламента внеплановая выездная проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в пп. 2 п. 26 Административного регламента, может быть проведена после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако, как следует из п. 35 Регламента, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер Росздравнадзор (территориальный орган) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятия по контролю посредством направления документов, предусмотренных ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.
Отметим, что на основании п. 41 Регламента при проведении проверки осуществляются следующие мероприятия:
1) рассмотрение документов и материалов, характеризующих деятельность проверяемых лиц по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья;
2) рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию проверяемым лицом работы по рассмотрению обращений граждан;
3) оценка соблюдения проверяемым лицом требований законодательства Российской Федерации к размещению и содержанию информации об осуществляемой деятельности в сфере охраны здоровья граждан;
4) экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациенту.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 7 июля 2015 г. N 422ан "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" (далее - Приказ N 422ан) критерии оценки качества медицинской помощи сформированы на основе порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанных и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и применяются в целях оценки качества медицинской помощи при заболеваниях и состояниях, поименованных в п. 2 Приказа N 422ан.
К критериям, применяемым при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, в силу пп. "е"-"ж" п. 3 Приказа N 422ан относятся: включение в план обследования и план лечения перечня лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом лекарственных препаратов, включенных в стандарты медицинской помощи, имеющих частоту применения 1,0, и клинических рекомендаций (протоколов лечения); назначение лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний. Аналогичные критерии определены и для оказания медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (пп. "е"-"ж" п. 4 Приказа N 422ан).
Как следует из приведенных выше норм, порядок назначения лекарственных препаратов является одним из критериев качества медицинской помощи, оказанной пациенту, и, соответственно, может подлежать проверке со стороны Росздравнадзора, в том числе и в связи с обращением самого пациента. Таким образом, в случае отказа медицинского работника в выдаче рецепта на лекарственный препарат пациент вправе обратиться в территориальный орган Росздравнадзора с письменным обращением о проведении внеплановой проверки соответствующей медицинской организации. При этом в силу п. 73 Регламента заинтересованные лица имеют право на письменное досудебное обжалование действий (бездействий) и решений, осуществленных (принятых) должностными лицами Росздравнадзора (территориальных органов) при исполнении государственной функции.
Также следует подчеркнуть, что согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей. Таким образом, пациент, которому отказано в выдаче рецепта, вправе обратиться в суд с иском о возмещении ему ущерба, причиненного действиями медицинского работника. В этой связи обратите внимание на судебную практику, например: определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 30 января 2012 г. по делу N 33-440/2012, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 3 марта 2014 г. по делу N 33-1656, апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 июля 2014 г. по делу N 33-9258/2014, решение Ленинского районного суда г. Перми Пермского края от 20 апреля 2015 г. по делу N 2-1349/2015, решение Емельяновского районного суда Краснодарского края от 23 января 2015 г. по делу N 2-594/2015.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
17 июня 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.