Работнику организации выплатили единовременную материальную помощь в связи с рождением ребенка. Удерживаются ли с данной выплаты алименты, или на основании пп. "в" п. 8 части 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" они не удерживаются?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку единовременная материальная помощь по случаю рождения ребенка, выплачиваемая за счет средств работодателя, не является компенсационной выплатой, предусмотренной трудовым законодательством, то из этой суммы должны удерживаться алименты на содержание несовершеннолетних детей на общих основаниях.
Обоснование вывода:
На основании ст. 82 СК РФ постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 утвержден перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (далее - Перечень).
Согласно п. 1 Перечня удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения, как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме.
В пп. "п" п. 2 Перечня указано, что удержание алиментов производится с иных выплат, осуществляемых работодателем в соответствии с законодательством о труде, за исключением денежных сумм, выплачиваемых, в частности, в связи с рождением ребенка.
Перечень доходов работника, с которых нельзя взыскивать удержания, приведен в ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ). В их числе поименованы компенсационные выплаты, если они установлены трудовым законодательством и выплачены в связи с рождением ребенка (пп. "в" п. 8 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ). При этом понятие трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) закреплено в ст. 5 ТК РФ, в которой указано, что оно состоит из законов РФ и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Иные источники трудового права (договоры, соглашения, индивидуальные акты работодателя и т.п.) к трудовому законодательству не отнесены.
Случаи предоставления гарантий и компенсаций приведены в ст. 165 ТК РФ. Под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами. Однако выплата материальной помощи в связи с рождением ребенка из средств работодателя трудовым законодательством не предусмотрена. Она никак не связана с трудовой деятельностью работника, с результатами его труда, а потому работодатель не обязан оказывать такую помощь сотруднику, если соответствующая обязанность не возложена на него законодательством.
Отметим, что ранее действующая норма (п. 5 ст. 69 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"), равно как и пп. "л" п. 2 Перечня (в прежней редакции), устанавливала исполнительский иммунитет на суммы материальной помощи в связи с рождением ребенка, выплачиваемой за счет средств работодателя, без каких-либо оговорок и независимо от того, предусмотрена такая выплата трудовым законодательством или нет. Но ныне действующим законодательством данная взаимозависимость прямо предусмотрена законодателем. Следовательно, в случае отсутствия легализованной (или узаконенной) обязанности работодателя выплачивать работнику подобную единовременную компенсацию, она, по нашему мнению, должна квалифицироваться как дополнительный доход гражданина, и, соответственно, из этой суммы должны удерживаться алименты на содержание несовершеннолетних детей.
К выплатам, на которые не может быть обращено взыскание, отнесены пособия граждан, имеющих детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в частности, единовременное пособие при рождении ребенка и другие (п. 12 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ).
Кроме того, удержание алиментов не производится с суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников в случаях, перечисленных в п. 14 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ, а именно: в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами (пп. "а"); террористическим актом (пп. "б"); со смертью члена семьи (пп. "в"); в виде гуманитарной помощи (пп. "г"); за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений (пп. "д"). Данное положение инкорпорировано в пп. "л" п. 2 Перечня.
Таким образом, из суммы материальной помощи не удерживаются алименты, если она выплачивается исключительно ввиду наступления тех обстоятельств, которые приведены в п.п. 12, 14 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ, и такая помощь является единовременной. Материальная помощь по случаю рождения ребенка в указанной норме не упомянута, а потому из нее должны удерживаться алименты. Полагаем, что положения пп. "в" п. 8 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ, в силу которых удержание алиментов не производится с компенсационных выплат в связи с рождением ребенка, здесь не применяются, поскольку помощь не является выплатой, установленной трудовым законодательством.
К сожалению, каких-либо официальных разъяснений, правоприменительной практики по данному вопросу, подтверждающих или опровергающих наш вывод, нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
20 июня 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.