Имеют ли субъекты Российской Федерации полномочия по утверждению порядка благоустройства территории поселения (городского округа), ввиду норм части 4 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации?
В соответствии частью 4 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории).
Согласно части 3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в том числе с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования.
При этом генеральный план является одним из элементов градостроительной деятельности, которая пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется, как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Иными словами, исходя из системного смысла вышеприведенных правовых норм, можно сделать вывод о том, что под упоминаемым в части 4 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации термином "благоустройство территории", имеются ввиду вопросы территориального планирования (расположения и строительства объектов социальной и иной инфраструктуры), что естественно входит в предмет правового регулирования градостроительного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
При этом согласно пункту 19 части 1 статьи 14 и пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений и городских округов относиться утверждение правил благоустройства территории поселения (городского округа), устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципальных образований.
Иными словами, по нашему мнению, полномочие субъекта Российской Федерации по утверждению региональных нормативов градостроительного проектирования неправомерно рассматривать как полномочие по утверждению порядка благоустройства территории поселения (городского округа).
Считаем, что полномочие субъекта Российской Федерации по утверждению региональных нормативов градостроительного проектирования влияет только на пределы, в которых должны быть разработаны и утверждены местные нормативы градостроительного проектирования в целях соответствия генерального плана поселения (городского округа) градостроительному законодательству.
Таким образом, по нашему мнению, можно сделать вывод о том, что обязательства поселений и городских округов по благоустройству территорий, предусмотренные частью 1 статьи 14 и частью 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, являются исключительно вопросами местного значения, для реализации которых муниципалитеты наделены исключительно собственными полномочиями.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
1 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 1 июля 2016 г.