Означают ли положения второго предложения части 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, что муниципальные нормативные правовые акты, принимаемые с целью приведения уставов муниципальных образований в соответствие с положениями федеральных законов, могут не выноситься на публичные слушания?
В соответствии с положениями пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Вопросы местного значения определены статьями 14, 15, 16, а полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения - в статье 17 Федерального закона N 131-ФЗ. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения также определяются в иных нормативных правовых актах в соответствии с положениями части 1 статьи 5, части 1 статьи 6 и части 1.1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ.
Следовательно, на публичные слушания могут не выноситься только проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования в связи с приведением устава в соответствие с Конституцией Российской Федерации (в части, определяющей вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления) и в связи с приведением в соответствие с положениями статей 14, 15, 16 и 17 Федерального закона N 131-ФЗ, а также в связи с приведением в соответствие с положениями федеральных законов в части, определяющей полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Во всех иных случаях проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав с целью его приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации должны выноситься на публичные слушания в обязательном порядке.
Проекты уставов и правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием порядка учета предложений по указанным проектам, а также порядка участия граждан в его обсуждении не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения указанных проектов представительным органом в порядке их принятия (часть 4 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ).
Данная норма прямо не связана с проведением публичных слушаний и должна выполняться также и в случаях внесения изменений в устав муниципального образования, при которых проведение публичных слушаний не вменено Федеральным законом N 131-ФЗ в обязанность органов местного самоуправления. Целью указанного положения является обеспечение конституционного права граждан на непосредственное осуществление местного самоуправления. В указанном в данной норме "порядке учета предложений" должно обеспечиваться право граждан и объединений граждан вносить предложения, замечания и поправки к указанным проектам.
В порядке приведения устава муниципального образования в соответствие с положениями законодательных актов, устанавливающих полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, необходимо разграничить полномочия органов местного самоуправления (представительного органа, исполнительно-распорядительного органа, контрольного органа), определить порядок решения вопросов местного значения, порядок контроля исполнения данных полномочий, определить необходимость финансовых и материальных ресурсов для их решения, порядок управления соответствующими ресурсами, необходимость создания муниципальных учреждений или предприятий, если по данным вопросам местного значения требуется оказывать услуги населению и т.п.
Вместе с тем необходимо учитывать, что нормы федеральных законов прямого действия не следует дублировать в уставах муниципального образования, так как они имеют более высокую юридическую силу и подлежат применению независимо от норм устава муниципального образования. Таким образом, устав муниципального образования следует приводить в соответствие с изменившимися или вновь принятыми положениями федеральных законов только в том случае, если в указанных положениях прямо указывается на необходимость регулирования в уставе или такая необходимость следует из правового содержания положения.
Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ часть 4 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ дополнена вторым предложением, исключающим обязательность опубликования (обнародования) порядка учета предложений и порядка участия граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования при опубликовании этого проекта в соответствии с первым предложением части 4 статьи 44 в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Однако исключение обязательности опубликования (обнародования) порядка учета предложений и порядка участия граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования при опубликовании этого проекта в соответствии с первым предложением части 4 статьи 44 не означает запрета на опубликования указанного порядка.
Представительный орган муниципального образования вправе утвердить общее положение о порядке учета предложений и порядка участия граждан в обсуждении проектов муниципальных правовых актов и при опубликовании проектов уставов давать отсылку к этому положению.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
1 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 1 июля 2016 г.