Следует ли государственному или муниципальному служащему, который входит в состав территориальной, либо участковой избирательной комиссии и получает денежное вознаграждение за период осуществления своих полномочий во время избирательной кампании, уведомлять о данном обстоятельстве представителя нанимателя, и вправе ли соответствующая комиссия по урегулированию конфликтов интересов оценивать наличие или отсутствие конфликта интересов в указанных случаях?
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Исходя из того, что главным критерием при оценке этого вида служебной деятельности является полнота и непрерывность исполнения должностных обязанностей, для гражданских служащих, желающих выполнять иную оплачиваемую работу, Федеральным законом N 79-ФЗ предусмотрено наличие ряда обязательных условий, среди которых предварительное уведомление представителя нанимателя о намерении заняться иной оплачиваемой работой (часть 2 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ), соблюдение гражданским служащим установленных Федеральным законом ограничений (статья 16 Федерального закона N 79-ФЗ) и запретов (статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ), а также исключение возможности возникновения личной заинтересованности и, как следствие, конфликта интересов (статья 19 Федерального закона N 79-ФЗ).
При этом положениями Федерального закона N 79-ФЗ не устанавливаются какие - либо особенности или различия, учитывающие вид оплачиваемой работы.
Так, в соответствии с действующим законодательством иная оплачиваемая работа, чтобы не препятствовать исполнению должностного регламента и служебного распорядка государственного органа, может осуществляться гражданским служащим в свободное от гражданской службы время, к примеру, на условия трудового или гражданско-правового договора.
В этом случае, установленный Федеральным законом N 79-ФЗ уведомительный порядок направления гражданским служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу, не требует получения согласия представителя нанимателя.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона N 79-ФЗ в случаях возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приведет или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
Федеральным законом N 79-ФЗ установлен запрет на участие в деятельности органа управления коммерческой организации. Установление указанного запрета направлено на предотвращение конфликта интересов, который возможен в связи с участием в деятельности такой организации. Федеральным законом N 79-ФЗ установлен запрет на занятие предпринимательской деятельностью. Кроме того, после увольнения с гражданской службы, гражданин не вправе замещать в течение двух лет должности в организациях, если отдельные функции управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности (часть 3 статьи 17 Федерального закона).
Во всех остальных случаях представитель нанимателя не вправе запретить гражданскому служащему выполнять иную оплачиваемую работу при условии соблюдения гражданским служащим установленных Федеральным законом ограничений и запретов. Вместе с тем, в случае, когда представителю нанимателя стало известно о возникновении личной заинтересованности гражданского служащего, которая может привести к конфликту интересов, он в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона N 79-ФЗ обязан принять меры по предотвращению конфликта интересов, например, обратившись в комиссию государственного органа по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Аналогичный порядок установлен и на муниципальной службе.
Несмотря на то, что избирательное законодательство не содержит запрета на совмещение полномочий члена территориальной, участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с исполнением обязанностей государственного или муниципального служащего, в соответствии со статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения указанных обязанностей. В соответствии с этой правовой нормой представитель нанимателя также должен освободить гражданского или муниципального служащего от исполнения обязанностей по замещаемой должности гражданской службы или должности муниципальной службы.
В этот период органы и организации, в интересах которых работник (государственный или муниципальный служащий) исполняет государственные или общественные обязанности члена избирательных комиссий, производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Эти выплаты должны быть указаны гражданским или муниципальным служащим, замещающим должность гражданской или муниципальной службы, включенную в перечень, при подаче ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского или муниципального служащего и членов его семьи.
С учетом вышеизложенного в ситуации, указанной в обращении, необходимо поступать в соответствии с порядком, установленном Федеральным законом N 79-ФЗ при выполнении работы в избирательных комиссиях, за исключением случаев, когда участие в деятельности комиссий предусматривается должностным регламентом, который является одним из основных документов, в соответствии с которым осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского или муниципального служащего.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
1 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 1 июля 2016 г.