Распространяется ли действие статьи 77 на контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий?
Статьей 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регламентируется государственный контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при осуществлении ими своих полномочий, т.е. за законностью деятельности органов местного самоуправления. Данный контроль осуществляется в таких формах, как плановые и внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления, запрос органа государственного контроля (надзора) о предоставлении информации, порядок осуществления которых также регламентирован статьей 77. При этом, по тексту закона, речь идет о контроле за законностью деятельности органов местного самоуправления при осуществлении как полномочий по решению вопросов местного значения, так и иных полномочий, закрепленных за ними в установленном порядке (часть 2 статьи 77).
Таким образом, положения статьи 77 указанного Федерального закона подлежат применению в равной мере к контролю за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных им законом субъекта Российской Федерации.
Что касается положений подпункта пункт 6 части 6 статьи 19, статьи 21 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в них речь идет о другом, более широком предмете контроля - осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Это подразумевает не только контроль за формальным соблюдением органами местного самоуправления действующего законодательства, но и наблюдение за содержанием их деятельности по осуществлению переданных государственных полномочий, за качеством и эффективностью выполнения поставленных задач. Это связано с тем, что данные полномочия продолжают оставаться государственными (передается лишь их осуществление), ответственность за состояние дел в соответствующей сфере несут органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в т.ч. в порядке оценки эффективности их деятельности (статья 26.3.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). В связи с этим за органами государственной власти сохраняется возможность в любой момент изъять неэффективно осуществляемые государственные полномочия. Все это подразумевает возможность и необходимость постоянного мониторинга качества деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий.
Именно поэтому названными положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривается, что порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль, определяется федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, предусматривающими наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. При осуществлении такого регулирования следует учитывать, что порядок (включая периодичность) осуществления таких форм контроля, как плановые и внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления, запрос органа государственного контроля (надзора) о предоставлении информации регламентирован статьей 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и должен применяться в том числе для осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления по осуществлению переданных им государственных полномочий. Законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться дополнительные формы и методы наблюдения за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий субъекта Российской Федерации, при проведении которых не требуется взаимодействие контролирующих органов и органов местного самоуправления и на последних не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований контролирующих органов (установление критериев оценки эффективности деятельности по осуществлению переданных полномочий и осуществление такой оценки с определенной периодичностью, опрос граждан о степени удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления, проведение правовых экспертиз актов органов местного самоуправления, принимаемых в связи с исполнением переданных им отдельных государственных полномочий и т.п.).
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
1 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 1 июля 2016 г.