Существенные условия соглашения о публично-частном партнерстве
Д.А. Жмулина,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры коммерческого права юридического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)
Журнал "Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2015 г., с. 147-155.
Публично-частное партнерство может толковаться как юридически оформленное на определенный срок, основанное на объединении вкладов и распределении рисков сотрудничество государства или муниципального образования (публичного партнера) и юридического лица или индивидуального предпринимателя (частного партнера), которое осуществляется в целях решения государственных и общественно значимых задач путем реализации инвестиционных проектов в отношении объектов, находящихся в сфере публичного интереса и контроля*(1).
Институт публично-частного партнерства в России находится на этапе активного становления. 13 июля 2015 г. был принят Федеральный закон N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(2) (далее - Закон о государственно-частном партнерстве), устанавливающий основы регулирования данного института. Закон вступает в силу 1 января 2016 г.
Анализ положений ст. 2, 3 Закона о государственно-частном партнерстве позволяет сформулировать позицию, которой придерживается законодатель: публично-частное партнерство может быть реализовано только посредством заключения соответствующего соглашения, причем концессионное соглашение не является разновидностью соглашения о публично-частном партнерстве. Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"*(3) (далее - Закон о концессионных соглашениях).
Подобная позиция представляется не вполне верной. Как особого рода сотрудничество между публичным и частным партнером публично-частное партнерство может быть реализовано как в договорной, так и в институциональной форме. Договорная форма предполагает заключение соглашения между публичным партнером и частным партнером, институциональная - либо совместное создание публичным и частным партнером корпоративного юридического лица со специальной правоспособностью, либо приобретение частным партнером доли (акций) государства или муниципального образования в корпоративном юридическом лице, в том числе созданном в процессе приватизации. Однако затем образованное в рамках институциональной формы публично-частного партнерства юридическое лицо становится частным партнером в силу соглашения о публично-частном партнерстве, заключаемого с государством или муниципальным образованием. Таким образом, договорная форма - основная, но не единственная правовая форма реализации проектов публично-частного партнерства.
Договорные формы публично-частного партнерства весьма разнообразны. Это концессионные соглашения, контракты жизненного цикла, смешанные договоры строительного подряда и оказания услуг для публичных нужд, аренды публичного имущества с инвестиционными условиями, доверительного управления публичным имуществом, соглашения о разделе продукции, полученной от разработки недр, и др. Каждая из договорных форм публично-частного партнерства имеет видовые особенности, вместе с тем у договоров данной группы есть общие черты. Соглашения, оформляющие публично-частное партнерство, предполагают определенный вклад сторон в реализацию общего проекта, распределение между ними обычных рисков и создание для частного субъекта гарантий того, что его участие в выполнении публичных задач будет обеспечено необходимой защитой, повышающей привлекательность таких инвестиций по сравнению с инвестициями в обычные коммерческие проекты*(4). В связи с изложенным в настоящей статье концессионное соглашение будет рассматриваться как разновидность соглашения о публично-частном партнерстве.
Существенные условия соглашения о публично-частном партнерстве - это условия, которые необходимы и достаточны для его заключения. При отсутствии хотя бы одного из существенных условий соглашение не может быть заключено, и напротив, если стороны достигли согласия по всем существенным условиям, но не обсудили иные, соглашение считается заключенным.
В ст. 432 ГК РФ названы три группы существенных условий. Первые - условия о предмете договора: не согласовав эти условия, стороны соглашения о публично-частном партнерстве не могут определить будущее договорное правоотношение. Вторые - условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида: они должны быть включены в соглашение о публично-частном партнерстве вне зависимости от воли его сторон. Третьи - условия, относительно которых по заявлению одной из сторон надлежит достигнуть соглашения. Российский законодатель определяет перечень существенных условий соглашения о публично-частном партнерстве в ст. 6, 12 Закона о государственно-частном партнерстве. Подобный перечень существенных условий концессионного соглашения закреплен в ст. 10 Закона о концессионных соглашениях.
Практически все специальные законы зарубежных стран о публично-частных партнерствах или концессиях устанавливают существенные условия таких соглашений, причем зачастую перечни этих условий весьма обширны. Например, п. 2 ст. 17 Закона Греческой Республики от 17 сентября 2005 г. N 3389/2005 "О публично-частном партнерстве"*(5) (далее - Закон Греческой Республики о публично-частном партнерстве) предусматривает, что соглашение о публично-частном партнерстве должно включать четкие и подробные описания прав и обязанностей сторон, и называет 25 существенных условий таких соглашений. Статья 21 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 г. N 167-III "О концессиях"*(6) (далее - Закон Республики Казахстан о концессиях) устанавливает 28 существенных условий концессионного соглашения. Столь пристальное внимание законодателей разных стран к содержанию подобных соглашений объясняется высокой социальной и общественной значимостью проектов публично-частных партнерств.
Какие же условия соглашения о публично-частном партнерстве законодатели разных стран относят к существенным?
Прежде всего это условия о предмете соглашения о публично-частном партнерстве, которые включают в себя объем, содержание и другие требования, предъявляемые к работам и услугам, связанным с проектом публично-частного партнерства, а также иные условия, в зависимости от видов договоров, элементы которых имеются в соглашении. Такие условия предусмотрены практически во всех специальных законах, как российских, так и зарубежных. Однако подходы законодателей к их выделению несколько отличаются.
Законодатели ряда стран ограничиваются лишь констатацией того, что предмет соглашения о публично-частном партнерстве является его существенным условием и должен быть согласован сторонами (ст. 22 Закона Республики Польша от 9 января 2009 г. "О концессионных соглашениях"*(7) (далее - Закон Республики Польша о концессионных соглашениях), ст. 22 Закона Кыргызской Республики от 22 февраля 2012 г. N 7 "О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике"*(8) (далее - Закон Кыргызской Республики о публично-частном партнерстве). Нормы иных законов раскрывают содержание условия о предмете. Например, п. 2 ст. 44 Закона Республики Болгария от 15 июня 2012 г. N 45 "О публично-частном партнерстве"*(9) (далее - Закон Республики Болгария о публично-частном партнерстве) говорит, что условие о предмете договора должно включать, в том числе, описание объекта соглашения и деятельности по выполнению работ или оказанию услуг, представляющей общий интерес, в тех случаях, когда это применимо.
Законы некоторых стран содержат весьма детализированные нормы о предмете соглашения. В силу ст. 27 Закона Румынии от 1 октября 2010 г. N 178 "О публично-частном партнерстве"*(10) (далее - Закон Румынии о публично-частном партнерстве) предмет соглашения устанавливается путем определения одного или нескольких видов деятельности, которые будет осуществлять частный партнер (например, дизайн начиная с технической стадии проектирования, строительство, реконструкция, модернизация, оказание услуг, финансирование), и подробного перечисления конкретных обязанностей в рамках каждого из видов деятельности.
Статья 20 Закона Молдовы от 10 июля 2008 г. N 179 "О частно-государственном партнерстве"*(11) (далее - Закон Молдовы о частно-государственном партнерстве) предоставляет сторонам соглашения возможность определить его предмет посредством включения в соглашение, если необходимо, обязательств частного и государственного партнеров. К таковым Закон относит обязательства частного партнера по созданию, реконструкции или ремонту объекта частно-государственного партнерства, по сохранению им в соответствии с законодательством тех или иных льгот для отдельных категорий населения, а также обязательства государственного партнера по софинансированию объекта частно-государственного партнерства.
Аналогичного подхода придерживается и российский законодатель. Закон о концессионных соглашениях в качестве существенных условий закрепляет обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, а также по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Закон о государственно-частном партнерстве дает сторонам возможность определить предмет соглашения, указав некий "набор" его элементов (обязательств публичного и частного партнеров).
Существенным условием соглашения о публично-частном партнерстве также является надлежащим образом установленный объект соглашения. Так, Закон о государственно-частном партнерстве относит к числу существенных условий сведения об объекте соглашения, в том числе его технико-экономические показатели. Аналогичная норма содержится в ст. 10 Закона о концессионных соглашениях. Более того, в ст. 24 указанного Закона технико-экономические показатели объекта соглашения могут вводиться в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения о государственно-частном партнерстве. А если условием концессионного соглашения является обязательство концессионера по подготовке проектной документации объекта концессионного соглашения, критерием конкурса может выступать качественная характеристика архитектурного, функционально-технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения.
Большинство зарубежных законодательных актов к числу существенных условий соглашения относят описание объекта частно-государственного партнерства, включая его технико-экономические характеристики. Такое условие есть в Законе Молдовы о частно-государственном партнерстве (п. 1 ст. 20), Законе Республики Болгария о публично-частном партнерстве (п. 2 ст. 44), Законе Республики Польша о концессионных соглашениях (ст. 22), Законе Кыргызской Республики о государственно-частном партнерстве (ст. 22) и т.д.
По нашему мнению, описание объекта соглашения о публично-частном партнерстве должно содержать также информацию о его составе. Вместе с тем следует учитывать, что не всегда есть необходимость определять состав объекта соглашения. В связи с этим представляется не совсем логичным включение в концессионное соглашение наряду с его существенными условиями состава объекта концессионного соглашения как самостоятельного иного условия (п. 3.1 ч. 2 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях). Так, Закон Республики Казахстан о концессиях в качестве существенного условия соглашения называет сведения об объекте концессии, в том числе о составе имущества, техническом состоянии, сроке службы, начальной, остаточной и восстановительной стоимости передаваемого объекта концессии (п. 1 ст. 20).
Согласно российскому законодательству условие о целевом использовании (эксплуатации) объекта соглашения является существенным только в отношении концессионных соглашений. Так, в силу п. 2 ч. 2 ст. 8 Закона о концессионных соглашениях концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением. В Законе о государственно-частном партнерстве подобная норма не предусмотрена. Зарубежный законодатель такое существенное условие также, как правило, специально не выделяет. Назначение объекта соглашения определяется либо путем закрепленного в соглашении порядка владения и пользования инфраструктурным объектом, передаваемым публичным партнером частному партнеру для реализации проекта (ст. 22 Закона Кыргызской Республики о публично-частном партнерстве), либо через перечисление видов деятельности (работ или услуг, выполняемых или предоставляемых по условиям соглашения - ст. 27 Закона Румынии о публично-частном партнерстве, ст. 20 Закона Республики Казахстан о концессиях). Исключение составляет лишь Закон Греческой Республики о публично-частном партнерстве (ст. 17).
На наш взгляд, приведенная позиция не вполне обоснованна. Объект соглашения предназначен для решения государственных, муниципальных и иных общественно значимых задач и находится в сфере публичного интереса и контроля. Есть ощутимая разница между предоставлением объекта недвижимости частному инвестору и участием публичного партнера в соглашении о публично-частном партнерстве. В первом случае публичный партнер передает частному инвестору государственное или муниципальное имущество для достижения прежде всего целей инвестирования, т.е. для извлечения прибыли инвестором. Во втором случае цели извлечения прибыли сопутствует не менее важная цель - добиться общественно значимого, полезного результата в соответствующей сфере*(12). Поэтому, на наш взгляд, необходимо признать условие о целевом использовании (эксплуатации) объекта соглашения о публично-частном партнерстве существенным.
Следующее существенное условие - о сроке действия соглашения о публично-частном партнерстве. Рассматриваемые соглашения являются долгосрочными. Например, в ст. 3 Закона о государственно-частном партнерстве указано, что соглашения заключаются на срок не менее трех лет. При этом предельный срок действия соглашения не указан, хотя зарубежные законодательные акты его, как правило, устанавливают. Согласно ст. 5 Закона Федеративной Республики Бразилия от 30 декабря 2004 г. N 11.079 "О публично-частном партнерстве"*(13) (далее - Закон Федеративной Республики Бразилия о публично-частном партнерстве) соглашение может заключаться на срок не менее пяти и не более 35 лет, причем с учетом возможного продления срока соглашения. Аналогичную норму содержит Закон Республики Болгария о публично-частном партнерстве. Закон Республики Польша о концессионных соглашениях предусматривает предельную продолжительность действия концессионного соглашения об оказании услуг (15 лет) и о выполнении работ (30 лет) (ст. 24). В соответствии со ст. 20 Закона Республики Казахстан о концессиях максимальный срок действия соглашения может быть 30 лет, а в силу ст. 22 Закона Кыргызской Республики о публично-частном партнерстве - 50.
Корректное установление срока соглашения является одним из условий его успешной реализации, так как срок непосредственно влияет на условия финансирования проекта, на определение регулируемых цен и тарифов на производимые частным партнером товары, выполняемые работы и оказываемые услуги.
Такой срок должен устанавливаться с учетом сроков проектирования объекта соглашения, сроков его создания и (или) реконструкции, объема инвестиций в проектирование, создание и (или) реконструкцию указанного объекта и срока окупаемости таких инвестиций, срока получения частным партнером выручки в объеме, предусмотренном в соглашении, других обязательств публичного и частного партнера по соглашению. Подобные нормы встречаются как в Законе о государственно-частном партнерстве (п. 11 ст. 15), так и в Законе о концессионных соглашениях (ст. 6). В соответствии со ст. 5 Закона Федеративной Республики Бразилия о публично-частном партнерстве срок соглашения зависит от срока окупаемости инвестиций. Аналогичную норму содержит ст. 24 Закона Республики Польша о концессионных соглашениях. Пункт 3 ст. 12 Закона Республики Болгария о публично-частном партнерстве гласит, что конкретная продолжительность действия соглашения определяется на основе, во-первых, финансово-экономических показателей проекта публично-частного партнерства, в том числе времени, которое потребуется частному партнеру на восстановление вложенных средств, и, во-вторых, технических и технологических особенностей объекта соглашения.
Помимо срока действия соглашения о публично-частном партнерстве многие зарубежные законодатели в число его существенных условий включают также некоторые сроки исполнения отдельных обязательств, так называемые промежуточные сроки. Например, Закон Молдовы о частно-государственном партнерстве относит к существенным условиям срок сдачи в эксплуатацию объекта частно-государственного партнерства, Закон Республики Польша о концессионных соглашениях - срок выполнения работ по строительству (реконструкции) объекта соглашения, Закон Румынии о публично-частном партнерстве - сроки подготовки технико-экономического обоснования и проектной документации, строительства (реконструкции) объекта соглашения, обслуживания (управления, эксплуатации) объекта соглашения. В соответствии со ст. 20 Закона Республики Казахстан о концессиях существенными условиями соглашения являются сроки выполнения работ по созданию (реконструкции) объекта соглашения; ввода в эксплуатацию объекта соглашения; перехода бремени содержания имущества, передаваемого по соглашению, а также рисков случайной гибели или случайного повреждения такого имущества; финансирования концессионного проекта согласно разработанному бизнес-плану (рабочей программе); предоставления государственной поддержки в случае ее предоставления.
Вместе с тем Закон о государственно-частном партнерстве (ст. 12) и Закон о концессионных соглашениях (п. 2 ст. 10) закрепление перечисленных сроков относят к числу иных условий соглашения о публично-частном партнерстве. Исключение составляет срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения (п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях). Данный пункт введен Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ*(14), принятым в рамках развития концессионных отношений и тарифного регулирования в коммунальном комплексе. Закон направлен, в том числе, на обеспечение возможности заключения концессионного соглашения на сложные объекты, в состав которых входит как движимое, так и недвижимое имущество, в частности системы коммунальной инфраструктуры. А одной из целей его принятия называлось уточнение условий заключения концессионного соглашения в части положений о сроке передачи объекта концессионного соглашения концессионеру*(15).
На наш взгляд, подобная позиция российского законодателя вполне оправданна. Соглашение о публично-частном партнерстве имеет длящийся характер, и указание в нем перечисленных сроков безусловно важно. За их нарушение в соглашении должна быть предусмотрена ответственность. Вместе с тем их нельзя отнести к существенным условиям. Отсутствие в соглашении сведений о таких сроках не влияет на признание соглашения о публично-частном партнерстве заключенным и восполняется правилами, установленными п. 2 ст. 314 ГК РФ. Обязательство, срок исполнения которого не указан и не может быть определен, надлежит исполнить в разумный срок после его возникновения. Если этого не произошло, то обязательство исполняется в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении.
Условие о возмездности также относится к числу существенных условий соглашения о публично-частном партнерстве. Существенные условия соглашения, касающиеся его финансовой составляющей, в том или ином виде закрепляют как российские, так и практически все зарубежные законодательные акты. Закон о государственно-частном партнерстве устанавливает в качестве существенных условия расчетов между сторонами. На наш взгляд, под условиями расчетов подразумеваются как плата частного партнера за право использования (эксплуатации) объекта соглашения, так и плата публичного партнера за комплекс работ (услуг), предоставляемых частным партнером, если не предполагается взимание платы за такие работы (услуги) с конечных потребителей, а также способы и порядок финансирования проекта. Аналогичное положение предусмотрено Законом Федеративной Республики Бразилия о публично-частном партнерстве.
Похожие нормы содержатся в ряде других зарубежных законов. Например, Закон Республики Польша о концессионных соглашениях в качестве существенных условий называет "способ вознаграждения концессионера", т.е. определение источников возврата инвестиционных вложений последнего, и плату концедента. Закон Республики Таджикистан от 28 декабря 2012 г. N 907 "О государственно-частном партнерстве"*(16) (далее - Закон Республики Таджикистан о государственно-частном партнерстве) в ст. 29 к числу существенных относит финансовые условия соглашения и условие о выплате частному партнеру компенсации за счет средств соответствующего бюджета или выплатах за оказание услуг, взимаемых частным партнером с пользователей таких услуг. В силу Закона Кыргызской Республики о государственно-частном партнерстве существенными являются условия о порядке финансирования проекта государственно-частного партнерства, а также в случае предоставления государственной финансовой или экономической поддержки - о ее видах и условиях предоставления. В Законе Республики Казахстан о концессиях существенным называется условие о размерах инвестиций, в том числе инвестиций в основные фонды, сроках, источниках и условиях финансирования концессионного проекта согласно разработанному бизнес-плану (рабочей программе).
Иногда в число существенных условий соглашения входит только условие о плате частного партнера. Так, Закон о концессионных соглашениях относит к существенным условия о размере, форме или формах, порядке и сроках внесения платы частного партнера - концессионной платы. Аналогично Закон Молдовы о частно-государственном партнерстве в ряду существенных условий перечисляет условия о размере платы за использование объекта частно-государственного партнерства, форме, сроках и процедуре расчета (п. 1 ст. 20). Однако российский законодатель, в отличие от законодателя Молдовы, в случаях, когда соглашением предусмотрены реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) либо плата концедента (п. 6.2 ч. 1 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях), не называет концессионную плату существенным условием.
Следует отметить, что большинство зарубежных законодательных актов, в отличие от российских, относят к существенным условие о распределении рисков между публичным и частным партнерами на протяжении времени действия соглашения о публично-частном партнерстве. Например, согласно ст. 5 Закона Федеративной Республики Бразилия о публично-частном партнерстве соглашение должно устанавливать механизм разделения рисков между сторонами, в том числе рисков, относящихся к форс-мажорным обстоятельствам и актам государства, и чрезвычайных экономических рисков. Условие о распределении рисков между сторонами соглашения расценивается как существенное в Законе Греческой Республики о публично-частном партнерстве, Законе Республики Польша о концессионных соглашениях, Законе Румынии о публично-частном партнерстве, Законе Республики Болгария о публично-частном партнерстве, а также в большей части законов государств-участников СНГ. На наш взгляд, необходимо включить соответствующее положение в Закон о государственно-частном партнерстве и Закон о концессионных соглашениях. Это позволит соблюсти баланс интересов сторон и защитить частного партнера как более слабую сторону соглашения.
Защите интересов публичных партнеров будет способствовать восприятие российским законодательством другого весьма распространенного положения зарубежного законодательства - о признании существенным условия о стандартах качества предоставляемых частным партнером по соглашению товаров (работ, услуг). Такого рода нормы содержатся в Законе Румынии о публично-частном партнерстве, Законе Греческой Республики о публично-частном партнерстве, Законе Республики Польша о концессионных соглашениях и многих других.
В некоторых странах к существенным относят условие об осуществлении контроля со стороны публичного партнера за ходом выполнения работ и оказания услуг частным партнером. Подобное существенное условие есть в Законе Республики Польша о концессионных соглашениях, Законе Республики Казахстан о концессиях. Закон Греческой Республики ведет речь о необходимости оговорить в соглашении порядок и методы мониторинга деятельности частного партнера силами либо независимых экспертов, либо компетентных государственных органов. Российский законодатель закрепляет порядок осуществления контроля императивно, не отдавая данную сферу на откуп сторонам договора (ст. 9 Закона о концессионных соглашениях).
Многие законодательные акты в качестве существенных рассматривают также условия об ответственности сторон соглашения, о порядке изменения соглашения, порядке и последствиях досрочного прекращения соглашения, порядке разрешения споров. В России Закон о концессионных соглашениях относит к существенным условия о порядке возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения, а Закон о государственно-частном партнерстве - также условия о последствиях досрочного прекращения соглашения и об ответственности сторон соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по соглашению.
Список литературы
Белицкая А.В. Правовой механизм осуществления государственно-частного партнерства в социальной сфере // Рос. ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2011. N 5.
Леонтьев С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (постатейный).
О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 2 июля 2010 г N 152-ФЗ // СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3436.
О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике: Закон Кыргызской Республики от 22 февраля 2012 г. N 7 // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=27857.
О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ // СЗ РФ. 2015. N 29 (Ч. I). Ст. 4350.
О государственно-частном партнерстве: Закон Республики Таджикистан от 28 декабря 2012 г N 907 // URL: http://www.adlia.tj/base/show_doc.fwx?Rgn=118598.
О концессионных соглашениях: Закон Республики Польша от 9 января 2009 г // URL: http://www.ppp.gov.pl/English/Documents_and_publications/Documents/201212 12_Act_on_Concession_for_Works_or_Services.pdf.
О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 30 (Ч. II). Ст. 3126.
О концессиях: Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 г. N 167-III // URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30062571.
О публично-частном партнерстве: Закон Греческой Республики от 17 сентября 2005 г. N 3389/2005 // URL: http://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/library/greece-law-pu blic-private-partnerships-english.
О публично-частном партнерстве: Закон Республики Болгария от 15 июня 2012 г. N 45 // URL: http://www.ppp.gov.pl/en/page/750.
О публично-частном партнерстве: Закон Румынии от 1 октября 2010 г. N 178 // URL: http://www.ppp-romania.eu/law-178-2010.
О публично-частном партнерстве: Закон Федеративной Республики Бразилия от 30 декабря 2004 г. N 11.079 // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/_Ato2004-2006/2004/Lei/L11079.htm.
О частно-государственном партнерстве: Закон Молдовы от 10 июля 2008 г. N 179 // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=24266.
Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. М., 2015.
Халимовский Ю.А. Государственно-частное партнерство в субъектах РФ: блуждание в темноте // Налоги. 2011. N 14.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Белицкая А.В. Правовой механизм осуществления государственно-частного партнерства в социальной сфере // Рос. ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2011. N 5. С. 197.
*(2) СЗ РФ. 2015. N 29 (Ч. I). Ст. 4350.
*(3) Там же. 2005. N 30 (Ч. II). Ст. 3126.
*(4) Подробнее см.: Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. М., 2015.
*(5) URL: http://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/library/greece-law-pu blic-private-partner-ships-english.
*(6) URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30062571.
*(7) URL: http://www.ppp.gov.pl/English/Documents_and_publications/Documents/201212 12_Act_onConcession_for_Works_or_Services.pdf.
*(8) URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=27857.
*(9) URL: http://www.minfin.bg/en/page/750.
*(10) URL: http://www.ppp-romania.eu/law-178-2010.
*(11) URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=24266.
*(12) Халимовский Ю.А. Государственно-частное партнерство в субъектах РФ: блуждание в темноте // Налоги. 2011. N 14. С. 18-25.
*(13) URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/_Ato2004-2006/2004/Lei/L11079.htm.
*(14) СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3436.
*(15) Леонтьев С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (постатейный).
*(16) URL: http://www.adlia.tj/base/show_doc.fwx?Rgn=118598.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Жмулина Д.А. Существенные условия соглашения о публично-частном партнерстве
Zhmulina D.A. Material terms of the agreement on public-private partnership
Д.А. Жмулина - кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)
D.A. Zhmulina - St. Petersburg, St. Petersburg State University
Впервые в научной литературе раскрываются особенности существенных условий соглашения о публично-частном партнерстве. Проведен сравнительно-правовой анализ содержания существенных условий подобных соглашений по законодательству России, стран СНГ, Европы и Южной Америки. На основе анализа сделан ряд выводов о путях и способах совершенствования российского законодательства.
For the first time in the scientific literature, the significant features of material terms of the public-private partnership agreements are revealed. The comparative legal analysis of the content of material terms of such agreements under the laws of Russia, CIS countries, Europe and South America is performed; on its basis the conclusion about the ways and methods of improving the Russian legislation is made.
Ключевые слова: публично-частное партнерство, государственно-частное партнерство, соглашение о публично-частном партнерстве, концессионное соглашение, существенные условия.
Key words: public-private partnerships, public-private partnership agreement, concession agreement, material terms.
Существенные условия соглашения о публично-частном партнерстве
Автор
Д.А. Жмулина - кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)
"Российский юридический журнал", 2015, N 5