При подготовке в учреждении коллективного договора на 2014-2016 г.г., председатель профкома учреждения включает в него пункт следующего содержания: "Работодатель создает необходимые условия для деятельности первичной профсоюзной организации в учреждении, ее выборного органа - профсоюзного комитета: предоставляет председателю профкома открытую информацию об условиях оплаты труда каждого работающего в учреждении и финансово-хозяйственной деятельности учреждения". При обращении с просьбой дополнить этот пункт о том, что предоставлять открытую информацию об условиях оплаты труда распространяется только на членов профсоюзной организации, председатель профкома учреждения игнорирует. Расчетные условия оплаты труда каждого работающего в организации человека являются персональными данными, поэтому нарушаются. В большинстве муниципальных бюджетных учреждений вообще нет никаких представителей от работников и распоряжения не согласовываются. Может ли при принятии коллективного договора главную роль брать на себя председатель профкома учреждения? Вносить ли в коллективный договор изменения от имени не членов профсоюза без письменного на то согласия?
Направлять председателю профкома на согласование распоряжения о расчетах основных условий оплаты труда, стимулирующих выплатах работников учреждения, которые не являются членами профсоюза, не нужно.
При принятии коллективного договора председатель профкома не вправе вносить в него изменения от имени работников, не состоящих в профсоюзе, если он не уполномочен на это в соответствии с ТК РФ.
Правовое обоснование:
Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (ч. 1 ст. 372 ТК РФ). В Вашем случае в профсоюзе состоит менее половины всех работников организации. Следовательно, работодатель не обязан направлять в профсоюзную организации проект локального нормативного акта, регулирующего оплату труда работников, которые в профсоюзе не состоят.
Согласно ст. 31 ТК РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). Поскольку в данном случае профсоюз не объединяет более половины работников организации, то председатель профсоюза не имеет права выступать от имени работников, не состоящих в профсоюзе.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.