Пока я была в декрете работодатель потерял мою трудовую книжку, сейчас занимаемся её восстановлением, отправили письма в организации, где я раньше работала с просьбой предоставить сведения о стаже, должности, сроке работы в данной организации и т.п. Заказные письма отправили с уведомлением 17 марта 2014 г. Ответа до сих пор нет. Все организации находятся в г. Краснодар, года работы 2006-2009. Что дальше делать? Какая ответственность лежит на работодателе за не предоставление сведений? Насколько я знаю, возможно привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Каким образом повлиять на организации, чтобы получить необходимые сведения? Договора от трех организаций из четырех у меня на руках. Все данные о стаже есть в персонифицированном учете ПФР. Каким образом сделать дубликат трудовой книжки?
Ответственность за утерю трудовой книжки несет работодатель. Специальной ответственности в данной ситуации для предыдущих работодателей в законодательстве не установлено.
Возможна подача искового заявления в суд о компенсации морального вреда за утерю трудовой книжки.
При оформлении дубликата трудовой книжки все периоды, подтвержденные документами, вносятся в трудовую книжку.
Правовое обоснование:
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, невыполнение им обязанности по ведению и хранению трудовых книжек следует рассматривать как нарушение трудового законодательства. В соответствии с п. 45 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. N 225 "О трудовых книжках" (далее - Правила), ответственность за организацию учета, хранения, выдачи трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.
Пункт 31 Правил ведения и хранения трудовых книжек предусматривает, что лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления. Согласно п. 32 Правил при оформлении дубликата трудовой книжки, в него вносятся:
а) сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном соответствующими документами;
б) сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.
Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения работодателя, периодов работы и должностей работника.
Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения.
Заполнение трудовой книжки производится в соответствии с инструкцией, утв. Приказом Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 (далее - Инструкция).
Установление факта работы, сведений о профессии (должности) и периодах работы осуществляется на основании кадровых, бухгалтерских и иных документов, имеющихся у работника или работодателя (трудовой договор, ранее выданные справки с места работы, расчетные листки и т.п.). В случае, когда документы не содержат полностью указанные выше сведения о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в документах сведения. Оригиналы документов, подтверждающих стаж работы, после снятия с них копий и надлежащего их заверения работодателем или кадровой службой возвращаются их владельцу После этого общий и/или непрерывный трудовой стаж работы, подтвержденный надлежаще оформленными документами, записывается по отдельным периодам работы в следующем порядке: в графе 2 указывается дата приема на работу; в графе 3 записывается наименование организации (работодателя), где работал работник, а также структурное подразделение и работа (должность), специальность, профессия с указанием квалификации, на которую был принят работник.
Если представленными документами подтверждается, что работник переводился на другую постоянную работу в той же организации (у того же работодателя), то об этом также делается соответствующая запись.
Затем в графе 2 указывается дата увольнения (прекращения трудового договора), а в графе 3 - причина (основание) увольнения, если в представленном работником документе имеются такие данные.
В том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в документах сведения.
В графе 4 указывается наименование, дата и номер документа, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате. Оригиналы документов, подтверждающих стаж работы, после снятия с них копий и надлежащего их заверения работодателем или кадровой службой возвращаются их владельцу. Работодатель обязан оказать содействие работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы, предшествующий поступлению на работу к данному работодателю (п. 7.1 и 7.2 Инструкции).
Если документы не сохранились, стаж работы, в том числе установленный на основании свидетельских показаний, может быть подтвержден в судебном порядке. Специального порядка восстановления трудовых книжек, утерянных по вине работодателя, нормативными правовыми актами не установлено, в связи с чем восстановление трудовых книжек осуществляется по аналогии с порядком, установленным для восстановления утраченных трудовых книжек по вине работника. Если при утрате работодателем трудовой книжки работнику причинен моральный вред, ему выплачивается денежная компенсация. При споре факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом (ст. 237 ТК РФ).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.