Профессиональные стандарты в сфере закупок
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института экономики города
Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 2, февраль 2016 г., с. 20-29.
С июля текущего года применение профессиональных стандартов может стать обязательным для государственных и муниципальных учреждений. А значит, руководителям АУ нужно уже сегодня обратить внимание на те стандарты, которые относятся к сфере деятельности возглавляемых ими учреждений. В то же время большинству АУ полезно изучить стандарты, определяющие требования к специалистам по закупкам.
Впервые понятие "профессиональный стандарт" появилось в нормативной правовой базе более трех лет назад - в так называемом майском указе Президента РФ*(1). В этом документе шла речь о необходимости подготовить и направить в Государственную Думу проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, сформировать план их разработки и принять не менее 800 профстандартов. В декабре 2012 года в Трудовом кодексе появилось определение профессионального стандарта - под ним понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления какого-либо вида профессиональной деятельности*(2). А в январе 2013 года Правительство РФ приняло Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов*(3). После этого Минтруд начал разработку самих стандартов и ведение их реестра на специализированном сайте profstandart.rosmintrud.ru.
С 1 июля 2016 года вступают в силу новые изменения, внесенные в ТК РФ*(4), которые, в частности, предоставляют Правительству РФ право устанавливать с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями, а значит, и автономными учреждениями. Очевидно, что данное право будет реализовано, хотя, скорее всего, не по всем принятым стандартам.
Согласно Правилам N 23 профессиональные стандарты применяются:
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
В данной статье рассмотрим два профессиональных стандарта в сфере закупок*(5), утвержденные осенью 2015 года. Они могут относиться к сотрудникам автономных учреждений, которые занимаются закупками как в рамках Закона N 223-ФЗ*(6), так и (в установленных случаях) в рамках Закона N 44-ФЗ*(7). Разработчиками стандартов являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Междисциплинарный академический центр социальных наук "Интерцентр" и Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.
Профстандарт "Специалист в сфере закупок"
Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный стандарт, сформулировано как деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Таким образом, документ охватывает закупки в рамках законов N 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Стандарт включает в себя четыре обобщенные трудовые функции и соответствующие каждой из них трудовые функции (всего девять):
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги |
2. Подготовка закупочной документации | |
3. Обработка результатов закупки и заключение контракта | |
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 4. Составление планов и обоснование закупок |
5. Проведение процедур закупок | |
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | 6. Проверка соблюдения условий контракта |
7. Проверка качества представленных товаров, работ, услуг | |
4. Контроль в сфере закупок | 8. Мониторинг в сфере закупок |
9. Аудит и контроль в сфере закупок |
Обратите внимание, что на практике не все трудовые функции в полной мере могут относиться к работе сотрудника автономного учреждения. Например, ни о каком обосновании закупок в Законе N 223-ФЗ не упоминается (в отличие от Закона N 44-ФЗ), хотя данная процедура в принципе может предусматриваться положением о закупке конкретного учреждения. Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок как в рамках Закона N 44-ФЗ, так и в рамках Закона N 223-ФЗ вообще не относятся к полномочиям заказчиков - это полномочия, которыми наделяются государственные и муниципальные органы.
В связи с этим рассмотрим, с какими возможными должностями соотнесены трудовые функции стандарта:
Обобщенные трудовые функции | Возможные наименования должностей сотрудников |
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | - специалист по закупкам; - работник контрактной службы; - контрактный управляющий |
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | - старший специалист по закупкам; - консультант по закупкам; - работник контрактной службы; - контрактный управляющий |
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | - ведущий специалист по закупкам; - работник контрактной службы; - заместитель руководителя подразделения; - руководитель подразделения; - руководитель контрактной службы; - контрактный управляющий |
4. Контроль в сфере закупок | - советник; - заместитель руководителя; - руководитель |
Как следует из приведенной таблицы, в реальности возможны различные комбинации. Например, если в автономном учреждении, осуществляющем закупочную деятельность только по Закону N 223-ФЗ, работает один сотрудник и он занимается всеми вопросами, связанными с закупками, его должность должна называться "ведущий специалист по закупкам". Ведь именно такая должность позволяет выполнять все три первые обобщенные трудовые функции, которые могут реализовываться в деятельности учреждения-заказчика. Если закупками в АУ занимается группа сотрудников, каждый из них может выполнять одну обобщенную трудовую функцию в соответствии со своей должностью: например, обеспечением закупок занимается специалист, их осуществлением - старший специалист или консультант, а экспертизой результатов и приемкой контракта - ведущий специалист или руководитель подразделения учреждения (его заместитель). Что же касается последней обобщенной трудовой функции по контролю в сфере закупок, в отношении автономного учреждения, как уже говорилось, она неприменима.
К образованию и опыту работника, выполняющего ту или иную обобщенную трудовую функцию, в соответствии со стандартом предъявляются определенные требования:
Обобщенные трудовые функции | Предъявляемые требования |
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок |
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Высшее образование - бакалавриат; дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок; опыт практической работы в сфере закупок - не менее трех лет |
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | Высшее образование - специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок; опыт практической работы в сфере закупок - не менее четырех лет |
4. Контроль в сфере закупок | Высшее образование - специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок; опыт практической работы - не менее пяти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях - не менее двух лет |
То есть если в автономном учреждении закупками (в том числе приемкой результатов контракта) занимается, например, только один сотрудник, он должен отвечать достаточно высоким требованиям: иметь высшее образование на уровне специалитета или магистратуры, пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и обладать опытом работы в сфере закупок не менее четырех лет. Если же сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, к ним могут предъявляться разные требования в зависимости от выполняемой функции. Самая высокая "планка" в любом случае устанавливается сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта, в связи с чем отметим: если применение рассматриваемого стандарта станет в ближайшем будущем обязательным для государственных и муниципальных учреждений, это может вызвать определенные проблемы в части наличия у действующих сотрудников требуемой комбинации дополнительного профессионального образования в сфере закупок и опыта работы.
Каждой обобщенной трудовой функции в зависимости от ее сложности в стандарте присвоен свой уровень квалификации*(8): самый низкий (5-й) у первой функции ("Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд"), самый высокий (8-й) - у последней ("Контроль в сфере закупок"). Вторая и третья обобщенные трудовые функции соотнесены соответственно с 6-м и 7-м уровнями квалификации. В принципе, данные уровни коррелируют с предъявляемыми требованиями - чем выше вторые, тем выше и первые.
В рассматриваемом стандарте каждая трудовая функция, входящая в состав обобщенной трудовой функции (см. первую приведенную таблицу), в свою очередь, расписана по составляющим ее трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям. Возьмем в качестве примера такую функцию, как "Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги". Для ее выполнения сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия:
1. Обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги.
2. Готовить и направлять приглашения на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами.
3. Обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Для выполнения указанных действий сотрудник должен обладать следующими умениями:
1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций.
2. Создавать и вести информационную базу данных.
3. Разрабатывать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию.
4. Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы.
Наконец, для выполнения указанной трудовой функции сотрудник должен обладать следующими знаниями:
1. О требованиях законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.
2. Об основах гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства применительно к закупкам.
3. Об основах антимонопольного законодательства.
4. Об основах бухгалтерского учета в части применения к закупкам.
5. Об особенностях ценообразования на рынке (по направлениям).
6. О методах определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта.
7. Об основах информатики в части применения к закупкам.
8. Об этике делового общения и правилах ведения переговоров.
9. О дисциплине труда и внутреннем трудовом распорядке.
10. О требованиях охраны труда.
Кроме того, при выполнении трудовой функции сотрудник должен следовать ряду этических норм (соблюдать конфиденциальность информации, не разглашать материалы рабочих исследований и т.д.).
Отметим, что не все трудовые действия, содержащиеся в стандарте, можно автоматически отнести к деятельности занимающихся закупками сотрудников автономных учреждений. Например, трудовая функция "Составление планов и обоснование закупок" содержит такое действие, как "Разработка плана-графика и подготовка изменений для внесения в план-график". В деятельности АУ, которое ведет закупочную деятельность только в рамках Закона N 223-ФЗ, никакие планы-графики не предусмотрены, учреждение работает только с планами закупки. Однако с учетом того, что потенциально автономное учреждение в любой момент при получении средств из бюджета на капитальные вложения в объекты государственной или муниципальной собственности может стать исполнителем Закона N 44-ФЗ*(9), который уже предусматривает использование планов-графиков, целесообразно включать данные трудовые действия в должностные инструкции сотрудников с добавлением фразы "в установленных законодательством РФ случаях".
Профстандарт "Эксперт в сфере закупок"
Этот стандарт включает следующие обобщенные трудовые функции и соотнесенные с ними трудовые функции:
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
1. Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 1. Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд |
2. Консультирование по закупочным процедурам | |
2. Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 3. Экспертиза закупочной процедуры |
4. Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта | |
3. Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 5. Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд |
6. Проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации | |
7. Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности |
Как видим, к практической деятельности автономного учреждения - заказчика товаров, работ и услуг может быть отнесена только такая трудовая функция, как "Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта". Причем эта функция может реализовываться только в рамках Закона N 44-ФЗ. Он обязывает заказчиков проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, но позволяет заказчикам в определенных случаях проводить экспертизу, не привлекая внешних экспертов, своими силами (ч. 3 и 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Должность, которую может занимать сотрудник учреждения, осуществляющий названную функцию, - контрактный управляющий. К нему предъявляются достаточно высокие требования: наличие высшего образования (специалитет, магистратура), дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок), опыта практической работы в сфере закупок не менее четырех лет.
Для реализации этой функции сотруднику необходимо осуществлять следующие трудовые действия:
1. Проведение экспертизы выполнения контракта.
2. Проведение экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, его условиям.
3. Проверка соответствия фактов и данных при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, его условиям.
4. Проверка соответствия качества товаров, услуг, работ при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, его условиям.
5. Составление и оформление по результатам экспертизы документа в виде заключения.
Для выполнения перечисленных действий сотрудник должен обладать следующими умениями:
1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникации.
2. Выявлять при проведении экспертизы нарушения выполнения контракта.
3. Выявлять при проведении экспертизы нарушения результатов, предусмотренных контрактом.
4. Выявлять при проверке нарушения качества товаров, услуг, работ.
5. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документ в виде заключения.
В свою очередь, для выполнения указанной функции сотруднику нужно обладать достаточно широким кругом следующих знаний:
1. О требованиях законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.
2. Об основах гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.
3. Об экономических основах и особенностях ценообразования на рынке (по направлениям).
4. Об основах бухгалтерского учета в части применения к закупкам.
5. Об основах статистики в части применения к закупкам.
6. Об особенностях составления закупочной документации.
7. О порядке установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг.
8. Об особенностях претензионной работы.
9. О методологии проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.
10. Об этике делового общения и правилах ведения переговоров.
11. О дисциплине труда и внутреннем трудовом распорядке.
12. О требованиях охраны труда.
Как и в предыдущем стандарте, к сотруднику предъявляются требования по соблюдению ряда этических норм. В данном случае необходим 7-й уровень квалификации.
* * *
Рассмотренные профессиональные стандарты в сфере закупок наряду с другими стандартами могут стать обязательными для применения с июля 2016 года. Поэтому руководителям автономных учреждений уже сейчас нужно обратить самое пристальное внимание на имеющиеся стандарты для возможного принятия в будущем необходимых кадровых решений (об изменении штатного расписания, разработке или корректировке должностных инструкций, подборе персонала, соответствующего требованиям стандартов).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
*(2) Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании", ст. 195.1 ТК РФ.
*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (далее - Правила N 23).
*(4) Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
*(5) Приказы Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" и 626н "Об утверждении профессионального стандарта "Эксперт в сфере закупок".
*(6) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(7) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(8) См. Приказ Минтруда РФ от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".
*(9) Согласно ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"