Новые изменения бюджетного законодательства
Г.Г. Зайцева,
главный редактор журнала "Руководитель автономного учреждения"
Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 2, февраль 2016 г., с. 30-35.
В бюджетное законодательство и иные федеральные законы, определяющие деятельность автономных учреждений, продолжают вноситься поправки. На этот раз они содержатся в Федеральном законе от 29.12.2015 N 406-ФЗ*(1) (далее - Закон N 406-ФЗ), основные положения которого уже вступили в силу. Изменения касаются как самих государственных и муниципальных учреждений, так и органов, осуществляющих полномочия учредителя.
Применение ведомственных перечней услуг
Как известно, п. 3.1 ст. 69.2 БК РФ и предыдущей редакцией ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ было предусмотрено, что ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ, сформированные в соответствии с базовыми перечнями, должны использоваться при составлении заданий на 2016 год. Однако масштаб изменений, которые необходимо произвести органам власти и местного самоуправления, видимо, оказался настолько велик, что сроки пришлось передвинуть.
Согласно ст. 5 Закона N 406-ФЗ органам-учредителям субъектов РФ и муниципальных образований дан еще один год, в то время как для учредителей федеральных государственных учреждений срок остался прежним. Иными словами, на федеральном уровне ведомственные перечни должны быть уже утверждены, а на их основании сформированы госзадания для ФГУ на 2016 год (по данным на конец января 2016 года, на официальном сайте bus.gov.ru размещено 39 ведомственных перечней, разработанных учредителями федерального уровня, в частности Минздравом и Минтрудом). А вот на региональном и муниципальном уровне применять указанные перечни учредители обязаны с формирования заданий на 2017 год (на 2017 год и плановый период).
Впрочем, возможность более раннего перехода на использование новых правил формирования заданий для регионов и муниципалитетов сохранена. Как указано в ст. 5 Закона N 406-ФЗ, правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации может быть установлен иной срок, но не позднее 1 января 2017 года. Многие органы-учредители воспользовались предоставленным правом: по информации на конец января 2016 года, на сайте bus.gov.ru было опубликовано более 130 ведомственных перечней регионального уровня и почти 1 тыс. перечней муниципального уровня.
Для автономного учреждения все это означает лишь одно: если оно не находится в федеральном подчинении и его учредитель не принял решения относительно применения ведомственного перечня с 2016 года, задание на текущий год в части наименований предоставляемых услуг и выполняемых работ составлено по ранее действовавшим правилам.
Порядок формирования заданий
Другая поправка тоже касается в первую очередь органов-учредителей. В статью 69.2 БК РФ введен дополнительный п. 5, который регламентирует содержание порядков формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения (п. 5 ст. 1 Закона N 406-ФЗ). Указанными порядками должны определяться в том числе:
правила и сроки формирования, изменения, утверждения государственного (муниципального) задания, отчета о его выполнении;
правила и сроки установления объема финансового обеспечения выполнения задания, включая:
- расчет и утверждение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ;
- сроки и объемы перечисления субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания;
- возврат субсидии в объеме, который соответствует недостигнутым показателям задания;
правила проведения органами власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, контроля выполнения государственного (муниципального) задания учреждением.
Обновленная норма БК РФ распространяется на все публично-правовые образования, то есть привести названные порядки в соответствие перечисленным положениям необходимо на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Важно, чтобы в данных документах были отражены все последние изменения бюджетного законодательства, касающиеся, в частности, применения нормативных затрат и правил возврата субсидии на выполнение задания.
На деятельности автономного учреждения это скажется таким образом: условия выдачи государственного или муниципального задания и использования субсидии на его выполнение, вероятно, несколько изменятся (например, в части того же возврата остатков субсидии).
Расходование целевых субсидий и средств ОМС
При расходовании автономными учреждениями средств субсидии на иные цели, на осуществление капвложений в объекты капитального строительства государственной или муниципальной собственности органы Казначейства (финансовые органы) теперь не будут проверять соответствие содержания данных операций кодам КОСГУ. Эта поправка внесена в ч. 3.10 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ). В то же время указанные расходы по-прежнему производятся только после проверки их соответствия целям предоставления субсидии и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
Аналогичная поправка касается средств ОМС: расходы за счет данного источника также не будут проверяться на соответствие кодам КОСГУ (ч. 3.11 ст. 2 Закона N 174-ФЗ утратила силу). В этом плане средства ОМС приравнены к субсидии на выполнение государственного или муниципального задания - в обоих случаях согласно ч. 3.9 ст. 2 Закона N 174-ФЗ автономные учреждения не должны представлять в органы Казначейства (финансовые органы) документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств.
Субсидии на капвложения и бюджетные инвестиции
Предыдущие редакции ст. 78.2 и 79 БК РФ содержали запрет на предоставление при исполнении соответствующего бюджета субсидий на капвложения в отношении объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций (и наоборот). Поправки, внесенные п. 7, 8 ст. 1 Закона N 406-ФЗ, установили исключение из этого правила.
Если казенное учреждение, являющееся при осуществлении бюджетных инвестиций государственным (муниципальным) заказчиком, меняет свой тип на бюджетное или автономное учреждение, выдать ему субсидию на капвложения можно после внесения соответствующих изменений в решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций. При этом в ранее заключенные казенным учреждением государственные (муниципальные) контракты необходимо внести уточнения в части замены стороны договора (вместо казенного учреждения - бюджетное или автономное) и его вида (вместо госконтракта - гражданско-правовой договор).
Зеркальная ситуация возникнет при смене статуса учреждения с автономного на казенное. В этом случае тоже допускается направление бюджетных инвестиций в объекты, по которым принято решение о предоставлении субсидии на капвложения. Условия здесь аналогичны: внесение соответствующих изменений в решение о предоставлении названной субсидии, а затем - в ранее заключенный договор.
Таким образом, в отношении одного и того же объекта допускается изменять в течение финансового года вид финансирования, если учреждение - заказчик строительства данного объекта меняет свой тип.
Финансовый контроль
Для учреждений (в том числе АУ), в силу п. 1 ст. 266.1 БК РФ относящихся к объектам государственного (муниципального) финансового контроля, и их должностных лиц теперь установлена обязанность всесторонне содействовать органам финконтроля при проведении ими соответствующих мероприятий. Пункт 3 ст. 266.1 БК РФ (в редакции Закона N 406-ФЗ) определяет, что учреждения должны:
- своевременно и в полном объеме представлять в органы финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления такого контроля;
- предоставлять должностным лицам органов финансового контроля допуск в помещения и на свои территории;
- выполнять законные требования должностных лиц указанных органов.
Непредставление или несвоевременное представление информации, документов и материалов, их представление не в полном объеме или представление недостоверных сведений, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов финансового контроля влекут за собой ответственность, установленную законодательством РФ.
Кроме того, в п. 2, 3 ст. 270.2 БК РФ (в редакции Закона N 406-ФЗ) уточнена суть таких понятий, как представление и предписание органа внутреннего государственного или муниципального финансового контроля. Первый документ содержит информацию не только о выявленных нарушениях бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (что было и раньше), но и, например, о нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Помимо этого, представление должно включать требования о принятии соответствующих мер вплоть до возврата нарушителем предоставленных средств.
В свою очередь, предписание, в котором указываются обязательные для исполнения требования, теперь тоже выдается в случае нарушения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Конкретизированная формулировка, вероятно, в большей степени применима в отношении автономных учреждений.
Компенсации МФЦ за оказание ими федеральных услуг
Наконец, еще одна поправка касается деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Согласно абз. 17 п. 1 ст. 51, абз. 22 ч. 1 ст. 57 БК РФ (в редакции Закона N 406-ФЗ) неналоговые доходы в форме платы за предоставление сведений через МФЦ подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 50% и в бюджет субъекта РФ по нормативу 50%. Иными словами, МФЦ смогут получать компенсацию за предоставление заявителям госуслуг федерального уровня. Данная поправка вступит в силу 1 января 2017 года. До этого момента плата за предоставление соответствующих сведений и документов по-прежнему будет зачисляться в федеральный бюджет в объеме 100%.
Напомним, что аналогичные изменения, касающиеся зачисления в бюджетную систему РФ налоговых доходов (в частности, поступлений от уплаты заявителями государственной пошлины), начали действовать 1 января 2015 года. Когда же вступят в силу новые правила распределения неналоговых доходов, вопрос компенсации МФЦ будет урегулирован.
* * *
Как видим, большинство рассмотренных изменений прежде всего затронет органы власти (органы местного самоуправления), а потом коснется и подведомственных автономных учреждений. В частности, учредители регионального и муниципального уровня сначала должны завершить формирование ведомственных перечней и лишь затем использовать их в качестве основы для составления заданий учреждениям. Сначала доходы от платы за предоставление сведений через МФЦ должны быть распределены между бюджетами разных уровней, а потом поступившие в региональный бюджет средства переданы МФЦ, задействованным в оказании федеральных услуг.
Наиболее важной для автономных учреждений может оказаться корректировка порядка формирования и финансового обеспечения задания. В этом случае существует вероятность, что условия заключенных соглашений о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания также изменятся.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"