На мое заявление с просьбой установить пандус в жилом многоквартирном доме жилищная инспекция ответила, что нужно провести собрание жильцов и передать копию протокола в ЖИ. Правомерно ли это требование?
Установка пандуса - это обязанность собственников многоквартирного дома и не зависит от их волеизъявления.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 N 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", одним из средств конкретизации оспариваемого положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса РФ (ст. 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 г. (ст. 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.
Однако здесь нужно учитывать - имеется ли техническая возможность установить подобное сооружение.
В Апелляционном определении Московского областного суда по делу N 33-11633/2015 сказано следующее:
"Из материалов дела следует, что С. постоянно проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире по адресу: МО, <данные изъяты>, расположенной на втором этаже многоквартирного жилого дома. В связи с тем, что истец является инвалидом <данные изъяты> группы и передвигается с помощью инвалидной коляски, а подъезд дома не оснащен пандусом, у нее отсутствует возможность самостоятельного выхода из квартиры.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам.
Согласно п. 1.6 Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утв. приказом Минрегиона России от <данные изъяты> и введенного в действие с <данные изъяты> г., проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).
Пандусом является сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске. Пандус инвентарный: сооружение временного или эпизодического использования, например сборно-разборный, откидной, выдвижной и т.д. (Б.21, Б.23 Приложения Б к Своду правил СП 59.13330.2012).
На основании п. 5.2.13 вышеназванного Свода правил максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10%). На временных сооружениях допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м. Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5 x 1,5 м. Вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м (п. <данные изъяты> Свода правил СП 59.13330.2012).
Согласно акту обследования многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу, действующий объект невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов. Жилой дом, в котором находится квартира С., построен в 1958 г. до введения названных СНиП и СП. Из пояснений ответчика следует, что установка стационарного или откидного пандуса невозможна в связи с тем, что лестничные марши (ширина 1,05 м) и площадки не предусмотрены для доступа маломобильных групп населения при проектировании и строительстве здания данного жилого дома. При установке стационарного или откидного пандуса ширина лестницы станет меньше установленных норм.
Разрешая спор и установив, что техническая возможность для установки пандуса на лестничном марше второго и первого этажей по месту проживания С. отсутствует, учитывая, что установка пандуса повлечет нарушение требований безопасности в отношении истца, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, в том числе, о компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции и им в решении суда дана соответствующая оценка.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Шатурского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения".
В настоящее время Госдума рассматривает новый закон (внесен 1 декабря 2015 г.), согласно которому оборудование, с помощью которого инвалиды получают доступ к общему имуществу дома, предлагается монтировать за счет средств фонда капитального ремонта. Проведение такого ремонта финансируют собственники квартир, перечисляя ежемесячные взносы.
М. Болтунова
Правовед.RU
21 декабря 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU