Аптека применяет УСНО и спецрежим в виде ЕНВД. В последнем выпущенном на данный момент Письме ФНС РФ от 23.10.2015 N СД-18-3/1329 отмечается, что в целях установления размеров предельной оптовой и предельной розничной надбавок к ценам организации, применяющие УСНО и спецрежим в виде ЕНВД, учитывают стоимость приобретенных лекарственных средств с НДС. Не противоречат ли данные разъяснения действующему законодательству?
М.Р. Зарипова,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2016 г., с. 73-75.
Согласно п. 1 ст. 346.11 и п. 1 ст. 346.26 НК РФ УСНО и система налогообложения в виде ЕНВД применяются организациями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.
Исходя из п. 2, 3 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации, применяющие УСНО и спецрежим в виде ЕНВД, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
В связи с этим названные организации при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) предъявлять НДС покупателям не должны. На основании пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), предъявленные лицам, не являющимся плательщиками указанного налога, учитываются в стоимости данных приобретенных товаров (работ, услуг).
Таким образом, организации, не признаваемые плательщиками НДС в связи с применением УСНО и спецрежима в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, стоимость приобретенных лекарственных препаратов, предназначенных для дальнейшей реализации, формируют с учетом сумм НДС, предъявленных поставщиками этих лекарственных препаратов.
Что касается применения торговой розничной наценки на лекарственный препарат из Перечня ЖНВЛП*(1), отметим следующее. Цены на все лекарственные препараты для медицинского применения, указанные в поименованном перечне, регулируются государством.
Размер оптовой и розничной надбавок в силу ст. 63 Федерального закона N 61-ФЗ*(2) устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, регламентируемом Правительством РФ (в данном случае такой порядок определен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865), и в соответствии с методикой, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 11.12.2009 N 442-а.
Согласно п. 2 Правил*(3) органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП. При этом в силу п. 3 Правил под фактической отпускной ценой производителя на ЖНВЛП понимается цена (без НДС), указываемая:
- российским производителем ЖНВЛП - в сопроводительной документации на товар,
- иностранным производителем ЖНВЛП - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза.
Согласно п. 7 Правил отпускная цена на лекарственный препарат формируется организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями исходя:
- из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену;
- из оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает предельный размер оптовой (розничной) надбавки, установленный в субъекте РФ.
Таким образом, действующими Правилами предусмотрен расчет оптовой и (или) розничной надбавок к фактической отпускной цене производителя на ЖНВЛП без налога на добавленную стоимость. Данные разъяснения приведены в Письме ФАС РФ от 14.09.2015 N АК/49106/15. Более того, в Постановлении ВС РФ от 09.06.2015 N 304-АД15-2723 по делу N А81-756/2014 сделан вывод, что действующим законодательством порядок формирования отпускной цены на ЖНВЛП не поставлен в зависимость от системы налогообложения, применяемой организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Таким образом, при закупке лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП фармацевтическая организация, применяющая УСНО или спецрежим в виде ЕНВД, должна рассчитать размер торговой розничной наценки от фактической отпускной цены производителя без НДС, в дальнейшем сложить цену производителя с НДС с суммой полученной розничной надбавки. Результат сложения и будет являться фактической продажной ценой.
1 февраля 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) для медицинского применения на 2016 год, утв. Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р (в документе установлено, что до 1 марта 2016 года применяется Перечень ЖНВЛП на 2015 год, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р).
*(2) Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
*(3) Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"