Комментарий к определению Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2015 N 306-КГ15-16073
В.И. Горюшина,
эксперт журнала
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 3, март 2016 г., с. 22-24.
В комментируемом Определении ВС РФ от 17.12.2015 N 306-КГ15-16073 рассмотрен спор о начислении страховых взносов во внебюджетные фонды на суммы компенсации родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, перечисленные работодателем.
Позиция сотрудников внебюджетных фондов. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ*(1) к объектам обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников в денежной и натуральной формах, производимые работодателем в рамках трудовых отношений, в том числе как на основании положений трудовых договоров, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах, но в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем, за исключением сумм, поименованных в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Таким образом, суммы выплат в пользу работников, в частности суммы компенсации родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке, так как они выплачиваются в рамках трудовых отношений.
Данные разъяснения представлены не только в комментируемом определении, но и в Письме Минтруда РФ от 20.01.2014 N 17-3/В-13.
Позиция арбитров. Суды обратили внимание на положения трудового законодательства: в отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения. Следовательно, коллективным договором могут быть предусмотрены различные виды выплат для работников, которые более благоприятны по сравнению с выплатами, предусмотренными законами, иными нормативными правовыми актами (например, частичная компенсация платы работников за пользование ими спортивными сооружениями в абонементных группах и группах здоровья и их несовершеннолетними детьми, частичная компенсация стоимости стоматологических услуг, компенсация стоимости санаторно-курортных и туристических путевок для работников, компенсация платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, материальная помощь одиноким родителям, вдовам (вдовцам), воспитывающим детей без мужа (жены), работникам, имеющим на иждивении ребенка-инвалида, и т.д.).
Таким образом, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Что касается выплат социального характера, основанных на коллективном договоре, не являющихся стимулирующими, не зависящих от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, то они не признаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, такие выплаты социального характера не считаются объектами обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В комментируемом определении арбитрами было отмечено, что организация в своем коллективном договоре установила родителям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, и одиноким матерям выплачивать компенсацию родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях. При этом размер компенсации зависел только от количества детей. Данная компенсация предоставлялась на основании письменного заявления и подтверждающих документов. Таким образом, она не зависит от трудовых достижений работника и не признается вознаграждением за труд, то есть не носит систематический характер, не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, уровня квалификации работника, не исчисляется от окладов, тарифов, трудового стажа и не предусмотрена трудовым договором с работником. Данные выплаты являются выплатами социального характера.
Аналогичные разъяснения представлены в определениях ВАС РФ от 31.03.2014 N ВАС-3458/14, от 14.11.2013 N ВАС-15670/13, а также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, в котором Президиум ВАС установил, что выплаты, носящие социальный характер, основанные на коллективном договоре, не считающиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе потому что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, такие выплаты не признаются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для их начисления.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"