Обзор взыскания задолженности за переходный период Службой финансового надзора Республики Крым за январь-февраль 2016 года
М.В. Подкопаев,
редактор журнала "Бухгалтер Крыма"
Журнал "Бухгалтер Крыма", N 3, март 2016 г., с. 72-76.
В Арбитражном суде Республики Крым в 2016 году с новой силой возобновилось рассмотрение дел, связанных со взысканием задолженности налогоплательщиков названного региона, возникшей в переходный период. Мы также продолжаем рассказывать о результатах данных дел, в том числе тех, рассмотрение которых завершилось в пользу налогоплательщиков. В этот раз речь пойдет о делах, по которым судом приняты решения в январе и начале февраля*(1).
В процессе работы над настоящей статьей нам стало известно (по информации УФНС по Республике Крым), что всего в Службу финансового надзора Республики Крым (далее - СФНРК) были переданы сведения по 1 654 должникам с общей задолженностью (сальдо с учетом переплаты) в сумме 260,6 млн. руб. Из этой суммы лишь 27,1 млн. руб. должники уплатили самостоятельно, остальная задолженность (89% от общей суммы) плательщиками Республики Крым не была согласована (иначе говоря, не была возвращена добровольно по направленным предписаниям), в связи с этим СФНРК начаты судебные разбирательства.
Как оказалось, налогоплательщикам зачастую удается оспорить сумму задолженности в суде полностью или частично. Финансовые службы Республики Крым признали это. В результате на рассмотрении в Законодательном собрании региона появился законопроект N 782/30-10, в котором предусматривается прекратить споры по указанным делам.
В данном законопроекте говорится, что утратит силу Закон Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым". А ведь именно им предусмотрено взыскание задолженности переходного периода СФНРК, именно на основании него принято Постановление Совета министров Республики Крым от 12.05.2015 N 254 "Об утверждении Порядка зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года", которое должно быть отменено. Следовательно, основания для взыскания указанной задолженности исчезнут, в том числе через суд. К этому приведет принятие упомянутого законопроекта. И хотя в нем упоминаются нормы НК РФ, и они не дадут возможности взыскивать названную задолженность, так как она образовалась не в результате исполнения положений НК РФ, а на основании региональных нормативных актов.
В чем же дело? Почему власти Республики Крым могут отказаться от намерения пополнить бюджет региона рассматриваемым способом?
В пояснительной записке к новому законопроекту констатируется, что для организации работы по взысканию указанной задолженности привлекаются значительные трудовые ресурсы УФНС по Республике Крым, СФНРК, Арбитражного суда Республики Крым, а также ФССП. Таким образом, сложившаяся ситуация влечет за собой бюджетные затраты на взыскание данной задолженности при низкой вероятности поступления реальных денежных средств в бюджет Республики Крым в 2016 году.
Получается, что, когда предлагаемый законопроект будет принят, рассмотрение дел, открытых по искам СФНРК во исполнение Постановления Совета министров Республики Крым N 254, прекратится, задолженность взыскиваться не будет. Однако пока он не принят, рассмотрение указанных дел продолжится. Разберемся, как в январе и первой половине февраля 2016 года налогоплательщикам удавалось склонять суд принять решение в их пользу.
В настоящее время судьи Арбитражного суда Республики Крым уже не сомневаются, что подробная информация о том, как образовалась задолженность налогоплательщика в переходный период, должна иметься у УФНС по Республике Крым. Поэтому если при рассмотрении дела данная служба, участвуя в нем как третья сторона, не представила сведений, подтверждающих время возникновения налогового долга с разбивкой по видам налога и штрафным санкциям, актов проверок, решений налоговых органов, налоговых уведомлений и т.п., то налогоплательщику достаточно представить, например, платежные поручения, свидетельствующие об уплате налоговых платежей за переходный период, чтобы во взыскании задолженности было отказано, или даже просто возразить против предъявляемых требований (см. решения Арбитражного суда Республики Крым от 18.01.2016 по делу N А83-5580/2015, от 20.01.2016 по делу N А83-5819/2015, от 22.01.2016 по делу N А83-5583/2015, по делу N А83-5611/2015, от 26.01.2016 по делу N А83-4526/2015, по делу N А83-4850/2015, по делу N А83-5585/2015 и многие последующие).
В Решении Арбитражного суда Республики Крым от 20.01.2016 по делу N А83-4348/2015 отмечается: все, что УФНС смогла представить в оправдание задолженности налогоплательщика - налоговые уведомления от 10.03.2014. Однако суд указал на то, что согласно ч. 2 ст. 3 Закона Республики Крым N 56-ЗРК/2014 задолженность по налогам (сборам), образованная по состоянию на 18.03.2014 и не погашенная и (или) не уплаченная в переходном периоде, не учитывается для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такая задолженность считается списанной и взысканию не подлежит.
Есть случаи и ошибочного включения налогоплательщиков в реестр, для выяснения чего пришлось доводить дело до суда (Решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.01.2016 по делу N А83-5002/2015).
На основании изложенного становятся понятны причины появления законопроекта N 782/30-10. Как видно, налоговые и финансовые службы региона оказались не в состоянии доказать правильность расчета сумм, включенных в реестр и предъявляемых налогоплательщикам. СФНРК пытается оспорить проигранные дела в Двадцать первом Арбитражном апелляционном суде, но вряд ли эта более высокая инстанция будет рассуждать иначе, чем Арбитражный суд Республики Крым.
Более того, имеется Постановление Двадцать первого Арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 по делу N А83-2417/2016. Ранее по этому делу было вынесено в пользу СФНРК Решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.09.2015, а более высокая инстанция определила, что оснований для взыскания задолженности нет, и отменила первое решение.
В отношении ряда решений, которые были приняты в пользу СФНРК, следует отметить, что при их рассмотрении налоговая служба все-таки представляла расчеты, декларации и иные документы, подтверждающие задолженности, что, по-видимому, действительно требовало определенных трудовых и финансовых затрат со стороны чиновников.
Таким образом, налогоплательщикам, дела которых еще находятся в судах, целесообразно принять во внимание появившуюся перспективу прекращения процесса взыскания задолженности, возникшей в переходный период.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Предыдущая статья на эту тему опубликована в N 2, 2016, стр. 60.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"