"Малышей" посчитают
Г.К. Габелли,
эксперт журнала "Предприятия общественного
питания: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2016 г., с. 65-71.
При каких обстоятельствах хозяйственные общества, в том числе ООО и АО, и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства? Ответ скорректирован Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Критерии, при соблюдении которых соответствующие лица могут быть признаны субъектами малого и среднего предпринимательства, перечислены теперь в ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ. (Статья 4 в новой редакции действует с 01.01.2016, но с учетом переходных положений.)
Шаг первый
Хозяйственные общества в первую очередь должны убедиться в выполнении хотя бы одного из требований, указанных в п. 1 ч. 1.1. Если совпадений нет, соблюдение других критериев (по численности и доходам) никакой роли уже не играет.
У АО, занимающегося оказанием услуг общепита, исходя из положений п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ шансов быть признанным субъектом малого или среднего предпринимательства практически нет.
Для ООО ситуация складывается иначе. Первое же требование из представленных в п. 1 ч. 1.1 распространяется исключительно на хозяйственные общества, созданные в организационно-правовой форме ООО, и касается доли участия в уставном капитале таких обществ других лиц.
Итак, суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале ООО не должна превышать 25%.
Установлено ограничение и по суммарной доле участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства: она не должна составлять более 49%. Это ограничение не нужно соблюдать ООО, соответствующим требованиям, указанным в других подпунктах п. 1.
Ранее обозначенный критерий применялся ко всем юридическим лицам. При этом 49%-й барьер использовался в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, по отдельности.
Обратите внимание! Для признания ООО "малышом" в 2016 году требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не учитывается (п. 5 ст. 10 Федерального закона N 408-ФЗ).
Шаг второй
Соблюдение критерия по доле участия в уставном капитале ООО других лиц означает, что у общества есть шансы быть отнесенным к субъектам малого и среднего предпринимательства. Второй шаг на пути к этому - проверка среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. Для ИП же с проверки численности все только начинается (но при условии привлечения для осуществления предпринимательской деятельности наемных работников).
Критерий | Категория субъекта малого и среднего предпринимательства (ООО и ИП) | ||
Средние предприятия | Малые предприятия | ||
Микропредприятия | Остальные малые предприятия | ||
Предельное значение среднесписочной численности за предшествующий календарный год | От 101 до 250 человек включительно | До 15 человек | До 100 человек |
Цифры по численности остались вроде бы прежними, однако есть существенное изменение. Ранее контролировалась средняя численность, а она включает в себя*(1):
- среднесписочную численность работников;
- среднюю численность внешних совместителей;
- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Ориентир на среднесписочную численность работников не случаен, так как информация именно о ней представляется в налоговый орган ежегодно организациями и ИП, привлекающими наемных работников, в силу требований п. 3 ст. 80 НК РФ. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год подаются не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована), по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.
Шаг третий
Если со среднесписочной численностью все в порядке, следующий шаг - контроль дохода (не выручки от реализации товаров, работ, услуг, как было ранее), полученного от ведения предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. При расчете данной величины суммируются доходы по всем осуществляемым видам деятельности, причем вне зависимости от применяемых налоговых режимов.
С 25.07.2015 действует Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702, которым установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Критерий | Категория субъекта малого и среднего предпринимательства | ||
Средние предприятия | Малые предприятия | ||
Микропредприятия | Остальные малые предприятия | ||
Предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) | 2 млрд. руб. | 120 млн. руб. | 800 млн. руб. |
Предельные значения дохода, полученного в рамках осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день установлены только на уровне проекта Постановления Правительства РФ (вступление в силу которого запланировано на 01.08.2016). Они не отличаются от тех, что утверждены сегодня по выручке.
Нюансы
Во-первых, как и раньше, категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием в отношении численности и доходов. Допустим, ООО по критерию численности работников попадает в категорию микропредприятия, а по критерию доходов - в категорию субъекта среднего предпринимательства. В этом случае ООО считается средним предприятием.
Во-вторых, к микропредприятиям относятся:
- хозяйственные общества, соответствующие условию, указанному в пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ (то есть ООО, отвечающие критерию о доле участия других лиц), которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом;
- зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели, то есть вновь зарегистрированные ИП;
- индивидуальные предприниматели, применяющие только ПСНО.
Другими словами, вновь созданные ООО и ИП, а также предприниматели, перешедшие на ПСНО, признаются микропредприятиями вне зависимости от среднесписочной численности работников и величины полученных доходов. По старым правилам было по-другому: вновь созданные (зарегистрированные) организации (ИП) в течение года, когда это произошло, могли быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства только при наличии соответствующих показателей по численности и выручке (ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ в прежней редакции).
Создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
01.07.2016 начнет действовать ст. 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ, в соответствии с которой сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства должны быть включены в специальный реестр. Таким образом, субъектом малого и среднего предпринимательства будет считаться тот, кто попадет в указанный реестр.
Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства возложено на ФНС, которая будет осуществлять данную обязанность на основании:
- сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
- представленных организациями и предпринимателями данных о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
- сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;
- сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году;
- данных, представленных в уполномоченный орган в соответствии с ч. 5 и 6 ст. 4.1.
Непосредственно самим организациям и ИП представлять информацию для ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства не нужно, исключение касается только отдельных сведений. Так, налоговиков придется поставить в известность о наличии контрактов, договоров, заключенных в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца будут размещаться в Интернете на официальном сайте ФНС и являться общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения.
Первое размещение в Интернете сведений, содержащихся в реестре, должно случиться 01.08.2016. Далее сведения должны обновляться ежемесячно начиная с 10.09.2016 (п. 6 ст. 10 Федерального закона N 408-ФЗ).
Обратите внимание! Вновь созданные организации (ООО с соответствующей долей участия) в "августовский" реестр (размещение которого намечено на 01.08.2016) попадут только в том случае, если они образованы в период с 01.12.2015 по 01.07.2016, вновь зарегистрированные ИП - если они зарегистрированы с 1 января по 1 июля 2016 года. Организации (ИП), созданные (зарегистрированные) в июле 2016 года, должны войти в "сентябрьский" реестр.
Еще один очень важный момент: в связи с тем, что сведения реестра в Интернете впервые появятся только 01.08.2016, до этой даты юридические лица и ИП считаются субъектами малого и среднего предпринимательства при соблюдении условий, которые были установлены ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ в старой редакции. Это следует из п. 10 ст. 10 Федерального закона N 408-ФЗ.
Утрата статуса "малыша"
Содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о конкретном лице будут исключаться из него 10 августа текущего календарного года в следующих случаях (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ):
- юридическое лицо (ИП) не представило данные о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;
- юридическое лицо (ИП) перестало отвечать условиям, установленным ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
Указание на то, что юридическое лицо или ИП является вновь созданным, исключается из реестра 10 августа года, следующего за годом, в котором эти сведения были внесены в реестр. "Место" в реестре за таким лицом сохраняется только при условии соблюдения критериев признания субъектом малого и среднего предпринимательства, при необходимости его перемещают из категории микропредприятия в другую.
Таким образом, предусмотренная ранее возможность сохранения статуса "малыша" в течение как минимум трех календарных лет с момента его получения не сохранилась.
* * *
С 01.01.2016 действуют обновленные критерии для признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъектами малого и среднего предпринимательства. В то же время по новым правилам присвоение организации, ИП статуса среднего или малого предприятия, микропредприятия напрямую зависит от включения сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако норма о порядке ведения данного реестра, что возложено на ФНС, начнет работать только 01.07.2016. Сведения же, содержащиеся в реестре, появятся впервые в Интернете не раньше 01.08.2016. Поэтому до указанной даты старые критерии признания хозяйствующего субъекта "малышом" остаются актуальными.
Что касается обновленных критериев, следует обратить внимание: в категорию "малышей" однозначно попадают ИП с соответствующими доходами и среднесписочной численностью работников (если таковые имеются), а также применяющие ПСНО; ООО же в первую очередь нужно проверить долю участия других лиц в уставном капитале общества, а уже потом численность сотрудников и доходы.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Часть 6 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ в прежней редакции, п. 77 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утв. Приказом Росстата от 28.10.2013 N 428.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"