В организации, в которой я работаю, в 2011 г. произошла реструктуризация. Отдел, в котором я работала, сократили и перевели в другой город. Всех сотрудников отдела сократили, а нас социально-защищенных сотрудников, не подлежащих сокращению на момент ликвидации подразделения, вывели "за штат" и определили в категорию "Аппарат", хотя мы не имеем к нему никакого отношения, т.к. являемся рядовыми сотрудниками. В 2013 и в 2014 гг. отдельным категориям сотрудников была повышена заработная плата. Наши оклады тоже попадали под повышение, но заработную плату нам не повысили. Аппарату оклады не повышали. На сегодняшний день мы так и работаем без повышения заработной платы "за штатом", работодатель никаких вакансий не предлагает, несмотря на большую текучку кадров и наличие вакансий. Правомерны ли в данной ситуации действия работодателя? Как можно урегулировать этот вопрос без обращения в суд? Какие действия мне предпринимать в том случае, если в этом году будет производиться повышение зарплат, а нам их опять не повысят?
Нет, неправомерны. Нормами действующего законодательства не установлено понятие "выведение работника за штат", поэтому выводить Вас за штат работодатель был не вправе.
Отказывать Вам в повышении оклада в 2013 г. по причине того, что "про Вас забыли", работодатель был не вправе.
Прокомментировать каким-либо образом отказ в повышении оклада в 2014 г. затруднительно, поскольку для этого в Вашем вопросе недостаточно информации.
Для урегулирования вопрос Вам необходимо обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс).
Если в текущем году работодатель будет производить повышение заработной платы всем сотрудникам организации, кроме Вас, то за защитой своих прав Вам необходимо будет обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков, они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ).
Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя (ст. 28 ГПК РФ).
Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", март 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.