Не возникнут ли у проверяющих претензии к организации, если она приняла к налоговому учету первичные документы контрагента, имеющие недостатки в оформлении (не заполнены некоторые необязательные реквизиты)?
А.А. Преображенская,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 3, март 2016 г., с. 88-89.
Претензии, полагаем, могут возникнуть в любом случае. Но если "первичка" с ошибками позволяет идентифицировать стороны сделки (продавца и покупателя), наименования товаров (работ, услуг), их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, то налоговый орган не вправе отказать организации в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по прибыли.
Обоснование. Из пункта 1 ст. 252 НК РФ следует, что в целях исчисления налога на прибыль доходы организации уменьшаются на суммы экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных ею в деятельности, направленной на получение дохода. Причем документы, обосновывающие затраты, должны быть оформлены в соответствии либо с законодательством РФ (в частности, бухгалтерским), либо с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого эти затраты были произведены.
О том, что данные налогового учета следует подтверждать, в частности, соответствующей "первичкой" (включая справку бухгалтера), говорится и в ст. 313 НК РФ.
Статьей 9 Закона о бухгалтерском учете*(1) предусмотрено: каждый факт хозяйственной жизни организации подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы этих документов устанавливает непосредственно руководитель экономического субъекта, но они должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 упомянутой нормы.
Таким образом, каждый налогоплательщик определяет свои формы первичных документов. В этом качестве организация вправе использовать как обязательные ранее (до 2013 года) для применения унифицированные формы, так и разработанные самостоятельно. Последние могут состоять только из обязательных реквизитов или из обязательных и дополнительных реквизитов.
При поступлении первичных документов от контрагентов налогоплательщик должен прежде всего проанализировать эти документы на предмет корректного заполнения обязательных реквизитов. Несущественный характер ошибок, допущенных при формировании "первички", - не причина для ее непринятия к бухгалтерскому и налоговому учету.
Какие именно ошибки считать несущественными, Минфин разъяснил в Письме от 04.02.2015 N 03-03-10/4547. Ведомство отметило: ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам при налоговой проверке идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименования товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов при исчислении налога на прибыль.
1 марта 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"