Обязан ли налоговый орган принять в качестве документов, подтверждающих понесенные расходы, "первичку", исправления в которую внесены организацией в соответствии с разработанной ею методикой?
А.А. Преображенская,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 3, март 2016 г., с. 90-92.
Да, обязан, но при условии, что исправления не запрещены федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Обоснование. Прибылью для российских организаций признается положительная разница между полученными доходами и произведенными расходами (ст. 247 НК РФ). Сумма последних должна быть подтверждена соответствующими документами, оформленными по законодательству РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). Таковыми в силу положений ст. 313 НК РФ являются первичные учетные документы, порядок составления которых регламентирован Законом о бухгалтерском учете.
Пункт 7 ст. 9 названного закона допускает внесение исправлений в "первичку" в случае обнаружения в ней ошибок. Но при условии, что это не запрещено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета*(1).
В норме не уточнено, кто должен устранять ошибки в первичном документе: составивший его экономический субъект или лицо, которому документ передан для подтверждения произведенных расходов. В обозначенном пункте лишь сказано, что в исправленном документе должна быть отражена дата корректировки его показателей, а также необходимы подписи лиц, оформивших этот документ (с указанием ФИО либо иных реквизитов для их идентификации).
Очевидно, что налогоплательщик, который не составлял первичный документ на бумажном носителе, в одностороннем порядке не вправе внести в него какие-либо исправления. Даже если он сам устранит выявленные ошибки, соответствующие правки должны быть согласованы и заверены лицом (лицами), выписавшим(и) документ. В свою очередь, скорректировать электронную "первичку" может исключительно налогоплательщик, ее сформировавший.
Методику внесения исправлений как в свои первичные учетные документы, так и в поступившие от контрагентов организация вправе разработать самостоятельно. На это указано в Письме Минфина России от 22.01.2016 N 07-01-09/2235: с учетом п. 2-4 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, а также ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(2) экономический субъект вправе самостоятельно разработать способы внесения исправлений в первичные учетные документы, составленные на бумажном носителе и в электронном виде, исходя из требований, установленных упомянутым законом, нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и принимая во внимание особенности документооборота.
При разработке таких способов допустимо ориентироваться, среди прочего, на действующие нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные вопросы*(3).
1 марта 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) В силу п. 4.7 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 N 3210-У запрещено вносить исправления в кассовые документы, оформленные на бумажном носителе, а также в любые электронные документы, предусмотренные данным указанием. Кроме того, согласно п. 16 Положения по ведению бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) не допускается правка кассовых и банковских документов.
*(2) Утверждено Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
*(3) К таковым, полагаем, может быть причислено Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 N 105). В разделе 4 данного положения установлены в том числе правила исправления ошибок в первичных документах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"