Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775)
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 52-57.
В статье автор рассматривает порядок заполнения разд. 4 таблицы "Сведения о принятых и неисполненных обязательствах ф. 0503775" (далее - сведения (ф. 0503775)), используя показатели, сформированные по договору, заключенному учреждением в 2015 году, срок исполнения которого - 2016 год. Договор заключен по итогам проведения аукциона. При заключении договора возникла экономия денежных средств (стоимость предмета договора ниже начальной (максимальной) цены контракта).
В силу норм п. 308 Инструкции N 157н*(1) принимаемые обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно нормам п. 309 Инструкции N 157н объекты учета раздела "Санкционирование расходов экономического субъекта" учитываются по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам:
- 10 "Санкционирование по текущему финансовому году";
- 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)".
Поскольку период размещения контракта - 2015 год, а год исполнения - 2016, то есть первый год, следующий за текущим (очередным) финансовым годом, принимаемые обязательства по размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона учитываются на счете 0 502 27 226.
По завершении 2015 года (31 декабря, после совершения заключительных операций) показатель по счету 0 502 27 ххх подлежит переносу, как того требуют положения п. 312 Инструкции N 157н, и в учете с 1 января 2016 года будет отражаться по счету 0 502 17 ххх как принятие обязательств текущего года. Если по итогам заключения контракта путем проведения открытого аукциона возникла экономия, размер принимаемых обязательств, отраженных на счете 0 502 27 ххх, корректируется по правилам, установленным в п. 167н Инструкции N 174н*(2) в редакции Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н*(3).
Рассмотрим на примере корреспонденцию счетов по отражению в учете сумм принимаемых обязательств.
Пример
Учреждением в 2015 году был проведен аукцион на оказание услуг в 2016 году (статья 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ). По результатам аукциона 29.12.2015 был заключен договор стоимостью 520 000 руб. В ходе проведения аукциона начальная (максимальная) цена, указанная в извещении (670 000 руб.), была снижена, в результате чего возникла экономия в размере 150 000 руб. (670 000 - 520 000). Операции совершаются в рамках приносящей доход деятельности.
Корреспонденция счетов по отражению в учете сумм принимаемых обязательств в соответствии с положениями п. 164-167 Инструкции N 174н в редакции Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н будет следующей:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты обязательства на основании извещения, размещенного на официальном сайте | 2 506 20 226 | 2 502 27 226 | 670 000 |
Скорректированы обязательства на сумму экономии, возникшую по итогам проведения аукциона | 2 502 27 226 | 2 506 20 226 | 150 000 |
По завершении года (31 декабря, после совершения заключительных операций) показатель по счету 2 502 27 226 переносится на счет 2 502 17 226.
Здесь же хотелось бы отметить, что в учете недостаточно отразить только сумму принятых обязательств года, следующего за отчетным (дебет счета 0 506 20 ххх кредит счетов 0 507 20 ххх, 0 502 20 ххх). Необходимо также на соответствующих счетах бухгалтерского учета отразить плановые назначения (дебет счета 0 504 20 ххх в корреспонденции с кредитом счета 0 506 20 ххх). Поэтому в случае принятия обязательств на следующий год схема корреспонденции счетов должна быть такой:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражение прав на принятие обязательств в сумме утвержденных плановых назначений по расходам учреждения на очередной финансовый год | 0 504 20 ххх | 0 506 20 ххх |
Отражение сумм принятых обязательств | 0 506 20 ххх | 0 502 21 ххх |
Отражение сумм принимаемых обязательств при проведении конкурсных процедур | 0 506 20 ххх | 0 502 27 ххх |
Корректировка принимаемых обязательств | 0 506 27 ххх | 0 506 20 ххх |
При этом возникает вопрос о возможности применения такой схемы счетов в отношении деятельности, финансируемой по коду вида деятельности 4 "субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" в случае:
- одногодичного планирования;
- отсутствия запрета учредителя о расходовании средств текущего года и заключении договоров в текущем отчетном периоде на следующий финансовый год.
Поскольку государственное (муниципальное) задание составляется на текущий год и периоды*(4) (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов; на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), а суммы субсидий выделяются на выполнение государственного (муниципального) задания учредителя согласно графику перечисления субсидии на соответствующий год (как правило, указывается текущий период)*(5), применение в учете счетов санкционирования расходов с аналитической группой 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)", по нашему мнению, возможно. В рамках совершения операций по приносящей доход деятельности приведенная выше схема корреспонденции счетов также вполне может применяться.
Теперь поговорим о заполнении разд. 4 таблицы сведений (ф. 0503775). Согласно положениям п. 72.1 Инструкции N 33н в сведениях (ф. 0503775) отражается информация о неисполненных расходных обязательствах, неисполненных денежных обязательствах, расходных обязательствах, принятых сверх утвержденного плана хозяйственной (финансовой) деятельности, а также о суммах экономии, достигнутой в результате применения конкурентных способов определения поставщиков.
Из положений п. 72.1 Инструкции N 33н следует, что в разд. 1, 2 таблицы отражается аналитическая информация на основании данных о принятых и неисполненных расходных, денежных обязательствах по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0 502 11 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год", 0 502 12 000 "Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год".
В разделе 3 таблицы отражается аналитическая информация на основании данных о расходных обязательствах, принятых сверх утвержденного плана хозяйственной (финансовой) деятельности учреждения, в частности, по графе 1 формы указываются номера соответствующих аналитических счетов счета 0 502 11 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год", по которым на отчетную дату в отчете (ф. 0503738) показатель, отраженный в графе 7 "Принято денежные обязательства, всего", превышает показатель утвержденных данных, отраженных в графах 5 или 4.
В разделе 4 формы таблицы указывается аналитическая информация на основании данных об экономии при заключении договоров с применением конкурентных способов, при этом:
- в графе 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов счета 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства";
- в графе 2 отражается сумма обязательств, принимаемых с применением конкурентных способов на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства" в сумме кредитового оборота по счету за отчетный период;
- графа 3 формируется на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", отражаемым в корреспонденции с кредитом счета 0 502 11 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год";
- графа 4 формируется на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", отражаемым в корреспонденции с кредитом счета 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств".
Таким образом, из положений п. 72.1 Инструкции N 33н следует, что таблица (ф. 0503775) заполняется на основании счетов, отражающих санкционирование расходов текущего финансового года. Суммы принятых обязательств первого года, следующего за текущим (очередным финансовым годом) (показатель по счету 0 502 27 ххх), в разд. 4 таблицы (ф. 0503775) не отражается.
На сайте http://www.roskazna.ru/ в разделе "Учет и отчетность" представлены контрольные соотношения, которые должны соблюдаться в таблице (ф. 0503775). Приведем их ниже.
Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775)
Раздел | Строка | Графа | Соотношение | Строка | Графа | Контроль показателей |
Всего | 2 | = | Итого по коду счета | 2 | Строка "Итого по коду счета" должна быть равна строке "Всего" | |
Итого по коду счета | 2 | = | Сумма всех строк, формирующих строку "Итого по коду счета" | 2 | Сумма строк, формирующих строку "Итого по коду счета" должна быть равна строке "Итого по коду счета" | |
По всем строкам | 2 | По всем строкам | 3 + 4 | |||
По всем строкам | По всем графам | Отрицательные значения в разд. 4 таблицы (ф.0503775) недопустимы | ||||
По строкам, формирующим строку "Итого по коду счета" | 2 | > 1 000 000,00 | Если графа 3 не заполнена | Отражение в разд. 1, 2 сведений (ф. 0503775) показателей меньше 1 млн. руб. в разрезе контрагентов недопустимо |
Соотношения показателей таблицы (ф. 0503775) к другим показателям отчетных форм контрольные соотношения не содержат.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(3) Приказ Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" находится на регистрации в Минюсте РФ (на момент подготовки журнала в печать находится на регистрации в Минюсте РФ).
*(4) В подтверждение справедливости данного утверждения приведем в качестве примера Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
*(5) В подтверждение справедливости данного утверждения приведем в качестве примера Приказ Департамента финансов г. Москвы от 10.12.2012 N 219 "Об утверждении примерных форм Соглашений о порядке и условиях предоставления из бюджета города Москвы субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"