В 2016 году работодатель снизил размер доплаты по расширению зоны обслуживания в рамках вакантного фонда и за время отсутствующего работника. Письменного уведомления сотрудникам не было сделано. Соглашения или приложения к трудовому договору с определением дополнительного объёма и размер доплаты, не были заключены. С сотрудников были собраны заявления о согласии на расширение зоны обслуживания с определением перечня выполняемых работ. Доплата всегда производилась с устного распоряжения главного врача. В январе сотрудниками государственного медицинского учреждения было выполнено 100% по расширению зоны обслуживания и за временно отсутствующих лиц, а произвели выплату 30% от причитающихся. Работники не могут отказаться от дополнительной работы, т.к. руководство угрожает увольнением. Снизить объём работы, в соответствии с выплатой, тоже не желает. Больница испытывает дефицит кадров и снижение объёма выполнения работ может неблагоприятно отразится на пациентах (например, очередь на оказание медицинских услуг). Не выполнение финансовых обязательств перед сотрудниками, администрация мотивирует недофинансированием. Можно ли привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства, а также истребовать не выплаченные людям деньги за выполненную сверх объёма работу? Имеет ли работодатель распределять финансы, таким образом, чтобы страдал фонд заработной платы в том числе по вакантным ставкам? И какая ответственность за это предусмотрена? Если факт нарушения имеется, при подаче жалобы, могу ли я просить о неразглашении моих данных перед работодателем?
1. Вы вправе истребовать от работодателя оплаты дополнительной работы только в том размере, который установлен трудовым договором. Работодатель несет ответственность за нарушение условий трудового договора, т. е. условий, непосредственно установленных в трудовом договоре либо в локальном нормативном акте работодателя или коллективном договоре (в трудовом договоре может быть сделана отсылка к соответствующему локальному нормативному акту или коллективному договору. Работник должен быть ознакомлен с содержанием локальных нормативных актов и коллективным договором под роспись.
Возможность определения (закрепления) условий оплаты труда в устной форме, в частности, при заключении трудового договора или при поручении работнику дополнительной работы, трудовым законодательством не предусмотрена.
Если по результатам проверки работодателя будут выявлены нарушения, то работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
2, 3. Работодатель вправе распоряжаться денежными средствами организации по собственному усмотрению. Если Вы имеете в виду денежные средствами, которые выделяются организации от третьих лиц (например, из соответствующего бюджета), то Ваши вопросы не относятся к компетенции Роструда. За разъяснениями по таким вопросам рекомендуем Вам обратиться в федеральную службу финансово-бюджетного надзора.
4. Если Вы будете обращаться в государственную инспекцию труда, то Вы вправе указать в своем обращении, что Вы возражаете против сообщения работодателю государственным инспектором труда информации об источнике жалобы.
Правовое обоснование:
Согласно абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) определяются в трудовом договоре.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя (ч. 1 ст. 67 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).
В соответствии со ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 ТК РФ).
Согласно п. 1 "Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 N 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора") федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
В соответствии с п. 5.7 вышеуказанного Положения о Росфиннадзоре федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, принятие по ним решений, а также направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ч. 2 ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", март 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.