Саморегулирование вступает в период работы над ошибками
Ю. Васильев
Журнал "Саморегулирование & Бизнес", N 1-2, январь-февраль 2016 г., с. 20-22.
Состоявшаяся 2 декабря 2015 года III международная конференция "Практическое саморегулирование" еще раз подтвердила, что государство продолжает делать ставку на дальнейшее развитие института профессионального регулирования.
Совету Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности удалось организовать достаточно представительную конференцию, в которой приняли участие более 300 представителей профессиональных и предпринимательских сообществ, аппарата Правительства РФ, Центробанка, Минэкономразвития России, Министерства труда, Министерства строительства и ЖКХ, Росреестра и Ростехнадзора. Благодаря организованной онлайн-трансляции конференции ее удаленными участниками стали более 2000 пользователей Интернет в различных регионах России.
Реалистичный взгляд власти
С момента формирования законодательной базы института саморегулирования в нашей стране прошло ровно восемь лет. По оценке участников состоявшегося обсуждения, данный период времени был слишком коротким, чтобы требовать от нового общественного института выдающихся результатов, но при этом он позволяет обобщить основные результаты и достижения, определить недостатки и провести работу над ошибками.
Общая оценка результатов и перспектив работы системы саморегулирования с точки зрения власти прозвучала в выступлении министра РФ по вопросам деятельности Открытого правительства Михаила Абызова. Он отметил, что в России уже есть целый ряд успешных саморегулируемых организаций и целых направлений отраслевого саморегулирования, которые смогли удачно пройти начальный период и получить положительные результаты. Международная и отечественная практика свидетельствуют, что ответственное саморегулирование повышает эффективность работы государственных институтов. Вместе с тем, есть и многочисленные нарекания, которые необходимо оценивать объективно. Далее Михаил Абызов процитировал слова одного из руководителей достаточно высокого уровня, который в ходе полемики на тему саморегулирования заявил, что раньше в России "была теневая и неорганизованная коррупция, а в результате запуска саморегулируемых организаций мы заменили её на открытую и очень хорошо организованную коррупцию". Михаил Абызов назвал это высказывание эмоциональным. Вместе с тем, по его словам, следует понимать, что сами ситуации, которые приводят к таким оценкам, категорически неприемлемы - такие сигналы необходимо улавливать и давать на них четкий профессиональный ответ.
Пожалуй, основной тезис выступления министра состоял в том, что власть не намерена шарахаться из стороны в сторону и возвращаться к практике государственного регулирования из-за неудач организационного периода в отдельно взятых отраслях. Поэтому профессиональное сообщество должно настраиваться на длительную системную работу по дальнейшему совершенствованию уже созданных структур. "Набравшись терпения, мы должны аргументировать нашу позицию тем оппонентам, которые хотят свернуть с этого пути и снова наращивать государственный аппарат для выполнения всего и вся. Это тупиковый путь и это - уже позапрошлый век. Нам надо от этого отходить", - заявил Михаил Абызов.
Как следует из выступления Михаила Абызова, процесс развития системы саморегулирования будет происходить не сам по себе, а в контексте целого ряда других законодательных изменений, которые запланированы государством. Он сообщил, что Правительство России в настоящее время разрабатывает две масштабные реформы. Это реформа деятельности контрольно-надзорных органов и реформа системы саморегулирования. В ближайшее время в Государственную думу РФ будет внесен проект федерального закона "О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации". Одновременно ведется работа над проектом новой редакции федерального закона "О саморегулируемых организациях". По мнению экспертного сообщества и членов правительства, эти масштабные реформы должны быть максимально синхронизированы между собой, поскольку изначально сама идеология саморегулирования предполагала передачу на плечи саморегулируемых организаций функции контрольно-надзорных органов федерального, регионального и муниципального уровня в части разработки профессиональных стандартов и осуществления контроля СРО за деятельностью своих членов.
Проект закона или концепция
Министерство экономического развития - орган исполнительной власти, который отвечает за идеологию развития системы саморегулирования в масштабах всей страны и разработку соответствующих законодательных актов - на конференции представлял директор департамента государственного регулирования в экономике Алексей Херсонцев. В своем докладе он изложил общий подход министерства к разработке законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях".
В качестве основной для саморегулирования докладчик обозначил проблему "отраслевого расползания" от основ, заложенных в базовом федеральном законе: "Наша задача - сформулировать такие поправки в этот нормативно-правовой акт, чтобы пресечь данную порочную практику и вернуть отраслевые СРО в лоно базового закона".
Представитель министерства высказался в пользу формирования единой и эффективной общегосударственной модели саморегулирования: "Эта модель должна создаваться на основе законодательного закрепления, в частности, в 315-ФЗ и в отраслевых законах, систематизированных и актуализированных требований к СРО и их национальным объединениям. При этом именно в базовом законе должны содержаться и исчерпывающие требования, а также ограничительные рамки определения различных особенностей отраслевого регулирования". Большое внимание в выступлении Алексея Херсонцева было уделено теме неэффективности механизмов имущественной ответственности членов СРО, которая проявляется в практическом отсутствии выплат из компфондов и страховых выплат.
В основном, Алексей Херсонцев говорил о проблемах системы саморегулирования, которые должен решить новый закон. При этом ни по одной из важнейших позиций так и не были представлены четкие решения. В результате участники конференции пришли к выводу, что прежде чем вносить изменения в базовый закон о саморегулировании, и государству, и профессиональному сообществу следует определить какие-то общие подходы на теоретическом уровне.
Для этого необходимо довести до конца работу над "Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования", которая разрабатывается на площадке ТПП уже несколько лет. Документ в целом уже был одобрен на заседании Правительства России 29 января 2015 года, и теперь его окончательное принятие должно быть оформлено в виде постановления.
Алексей Херсонцев, который сам принимал участие в подготовке концепции, высказал иную точку зрения по данному вопросу. По его словам, Министерство экономического развития намерено добиваться принятия поправок в 315-ФЗ уже в ходе предстоящей весенней сессии Государственной думы РФ. В ином случае вопрос о реформировании системы саморегулирования придется отложить до 2017 года.
Понять позицию министерства можно. Страна вступает в предвыборный период. В 2016 году будет обновлен состав Государственной думы, а в 2017 году предстоят выборы президента. Принятие в ближайшее время концептуального документа, в котором будут затрагиваться сложные теоретические проблемы государственного регулирования профессиональной деятельности, маловероятно. Тем более, в этом документе придется отвечать на такие сложные и неоднозначные вопросы как пропорциональное соотношение между прямым государственным регулированием, лицензированием, саморегулированием и страхованием профессиональных рисков. При этом шансы на быстрое принятие обычного проекта федерального закона в период политической неопределенности, наоборот, повышаются.
Жесткая резолюция
Голосуя за итоговый документ конференции, ее участники подчеркнули необходимость реформы законодательства о саморегулировании и, одновременно, опасность любого нормотворчества, основанного на несогласованной с профессиональным сообществом стратегии. В частности, в резолюции отмечено, что некоторые поправки в 315-ФЗ, предлагаемые Минэкономразвития России, требуют серьезной переработки, поскольку лишают саморегулирование профессиональной и экономической самостоятельности. По мнению участников конференции, это неминуемо приведет к стагнации предпринимательской активности, уничтожит мотивацию к добросовестности и ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.