Реформа саморегулирования должна быть согласована с профессиональным сообществом
Ю. Васильев
Журнал "Саморегулирование & Бизнес", N 1-2, январь-февраль 2016 г., с. 28-31.
Круглый стол "Реализация концепции совершенствования механизмов саморегулирования: этапы и задачи", состоявшийся 19 января 2016 года в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ), стал первым открытым мероприятием после того, как эта концепция обрела официальный статус. Документ разрабатывался Торгово-промышленной палатой РФ на протяжении последних нескольких лет. И только 30 декабря 2015 года председатель Правительства России Дмитрий Медведев утвердил её своим распоряжением N 2776-р.
Концепция содержит целый ряд важных положений, которые означают, что нынешнюю модель саморегулирования в строительной сфере ждут серьезные изменения. Характер этих изменений, собственно говоря, и должен был проясниться в ходе данного круглого стола. В анонсе мероприятия на официальном сайте НОСТРОЙ в качестве одного из докладчиков был заявлен представитель Министерства строительства и ЖКХ в ранге заместителя министра. Поэтому более 120 руководителей саморегулируемых организаций и представители отраслевых СМИ надеялись узнать о грядущих переменах от представителя власти. Но этого не произошло.
Минстрой был представлен сотрудником департамента градостроительной деятельности и архитектуры, который ограничился ролью наблюдателя и в обсуждении участия не принимал. Минэкономики, Ростехнадзор и ФАС, которые также были приглашены к участию, сослались на занятость и не прислали вообще никого.
В результате позицию государства до саморегуляторов доводили президент НОСТРОЙ Николай Кутьин, который в начале года был принят заместителем председателя Правительства РФ Дмитрием Козаком, и вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Плескачевский. О самой концепции рассказала член Совета ТПП РФ по саморегулированию Мария Воронина.
Никакой новой информации о том, какие изменения ждут систему в ближайшие несколько лет, участники круглого стола так и не получили, ограничившись обменом экспертными оценками между собой.
Концептуальный подход
Между тем подготовленный ТПП РФ концептуальный документ на 43 страницах на самом деле содержит очень много интересного. В качестве основной цели совершенствования механизмов саморегулирования заявлено формирование единой эффективной общегосударственной модели саморегулирования. Реализация данной цели будет осуществлена путем внесения в Федеральный закон N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и отраслевое законодательство изменений, закрепляющих единые систематизированные и актуализированные обязательные требования к саморегулируемым организациям и национальным объединениям СРО.
Отмечено, что в саморегулировании фактически сложилась целая система отступлений от базовых принципов, которая допускает возможность создания систем "квазисаморегулирования". Во многих элементах они похожи на критикуемую и объективно не оправдавшую себя систему лицензирования в ряде ведущих отраслей экономики. По сути, это привело к увеличению административной нагрузки на рынок и ухудшило качество регулирования.
В настоящее время Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" допускает наличие неограниченного перечня особенностей деятельности саморегулируемых организаций отраслевыми федеральными законами. При этом в концепции совершенно однозначно указано, что начало этому процессу было положено при принятии Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", допускающего возможность установления федеральными законами особенностей отраслевого регулирования деятельности саморегулируемых организаций без учета требований 315-ФЗ. Начиная с этого времени введение саморегулирования с обязательным членством в большинстве случаев происходило с отступлением от базовых принципов и требований.
Концепция содержит очень важное положение, согласно которому введение обязательного членства в СРО в отдельных отраслях экономики должно осуществляться только в тех случаях, когда существует и доказана объективная необходимость изменения модели регулирования профессиональной или предпринимательской деятельности, имеются основания для принятия отраслью модели обязательного саморегулирования, а также в случае появления новых публично значимых видов деятельности, для которых модель обязательного членства в саморегулируемых организациях обоснована как наиболее предпочтительная. Подчеркивается, что существующие модели саморегулирования с обязательным членством должны быть скорректированы. При этом участие СРО в национальных объединениях является добровольным вне зависимости от того, является ли в соответствии с федеральным законом членство в саморегулируемой организации обязательным или добровольным.
Введение обязательного членства в саморегулируемых организациях является неоправданным для сфер, где характеристики товара (работа, услуги) потребитель не может оценить до начала использования этого товара. Для таких сфер приоритетно установление стандартов к процессу работы (оказанию услуги), а однозначные требования к результату фактически не могут быть предъявлены. Механизмы имущественной ответственности при этом обеспечивают гарантии к качеству работ на последующих этапах использования результатов. Таким образом, можно отметить недопустимость в дальнейшем введения саморегулирования с обязательным членством в тех сферах предпринимательской деятельности, в которых законодательством установлены требования к продукции (результатам деятельности), а также требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Большое внимание авторы концепции уделяют соблюдению принципа единства отрасли, который подразумевает установление четких критериев для определения видов деятельности, устанавливающих принадлежность субъекта предпринимательской деятельности или профессионала к саморегулируемой организации и невозможность объединения их в одной СРО.
В документе ставятся конкретные задачи развития института саморегулирования, которые направлены на формирование единой эффективной общегосударственной модели саморегулирования. Это, в частности, формирование общих правовых основ деятельности института; совершенствование системы стандартизации; развитие механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования, в том числе повышение уровня сохранности компенсационных фондов и оптимизация порядка обращения взысканий на компенсационные фонды СРО по обязательствам ее участника; повышение эффективности осуществления контроля СРО за предпринимательской и профессиональной деятельностью своих членов и развитие инструментов внесудебного урегулирования споров; уточнение критериев видов деятельности, определяющих принадлежность саморегулируемой организации; повышение эффективности осуществления государственного контроля (надзора) за СРО и усиление ответственности СРО; усиление стимулов для создания и развития СРО с добровольным членством.
Перестройка не должна привести к хаосу
В ходе обсуждения участники круглого стола затронули целый ряд важных положений концепции, включая проблематику обеспечения коллективной ответственности членов СРО, обеспечение сохранности средств компенсационных фондов и многое другое. В частности, было высказано мнение о необходимости разработки плана мероприятий по реализации положений концепции с определением конкретных сроков.
Член Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Антон Мороз подчеркнул, что концепцией на самом деле предложены те механизмы развития саморегулирования, о которых саморегулируемое сообщество говорило уже достаточно давно. В частности, он отметил необходимость повышения эффективности контроля со стороны саморегулируемых организаций за соблюдением их членами установленных требований, формирования действенных механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования перед потребителями, делегирования некоторых государственных полномочий в руки саморегулирования, создания единой модели саморегулирования и исключения из Градостроительного кодекса соответствующих разделов, а также закрепления и повышения статуса национального объединения.
"Первоочередным шагом в направлении реализации принципов, заложенных концепцией, должен стать проработанный новый закон о саморегулировании. Об этом же и говорит сама концепция, выделяя на этот этап 2016 год,- сказал Антон Мороз. - За год мы должны успеть разработать общие принципы саморегулирования и внести изменения в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях", привести в соответствие отраслевое законодательство, установив особенности регулирования деятельности СРО в отдельных отраслях, установить на законодательном уровне основания и порядок передачи государственных функций саморегулируемым организациям".
Антон Мороз предложил в кратчайшие сроки выйти с предложением в адрес Правительства РФ о создании постоянного Совета по совершенствованию механизмов саморегулирования при Минэкономразвития России, как министерства, отвечающего за отчетность о результатах реализации концепции. Он также отметил необходимость обязательного участия НОСТРОЙ и НОПРИЗ в подготовке документов, поскольку они представляют и выражают мнение всего профессионального сообщества в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.