Правомерно ли заключение контракта с поставщиком лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП*(1), если предложенная цена превышает зарегистрированную цену производителя данного препарата на размер оптовой надбавки, установленный нормативным актом исполнительного органа государственной власти субъекта РФ?
М. Зарипова,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 66-68.
Цены на все лекарственные препараты для медицинского применения, указанные в Перечне ЖНВЛП, регулируются государством.
Размеры оптовой и розничной надбавок в силу ст. 63 Федерального закона N 61-ФЗ*(2) устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ (в данном случае такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 (далее - Правила N 865)), и в соответствии с методикой, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 11.12.2009 N 442-а.
Согласно п. 2 Правил N 865 органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарства из Перечня ЖНВЛП. При этом в силу п. 3 Правил N 865 под фактической отпускной ценой производителя на ЖНВЛП понимается цена (без НДС), указываемая:
- российским производителем ЖНВЛП - в сопроводительной документации на товар;
- иностранным производителем ЖНВЛП - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза.
Так, в соответствии с п. 7 Правил N 865 отпускная цена на лекарственный препарат формируется организациями оптовой торговли исходя:
- из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену;
- из оптовой надбавки, размер которой не превышает предельный размер оптовой (розничной) надбавки, установленный в субъекте РФ.
При размещении заказа на поставку лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП для обеспечения государственных (муниципальных) нужд применяются нормы Федерального закона N 44-ФЗ*(3). Понятие "предельная отпускная цена лекарственного препарата", используемое в Федеральном законе N 44-ФЗ, употреблено в значении, соответствующем терминологии Федерального закона N 61-ФЗ (Письмо Минэкономразвития РФ от 12.01.2015 N Д28и-11).
Как следует из ч. 10 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в Перечень ЖНВЛП, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика или отказ от заключения контракта с победителем осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик обнаружил, что:
- предельная отпускная цена лекарственного препарата, предлагаемая таким участником закупки, не зарегистрирована;
- предлагаемая участником цена закупаемого лекарственного препарата (в случае, если участник закупки является производителем такого лекарственного препарата или если при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, установленный исполнительным органом субъекта РФ, и составляет не более 10 млн. руб.) превышает его предельную отпускную цену и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.
Таким образом, если начальная (максимальная) цена контракта на поставку лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, для обеспечения нужд субъекта РФ не превышает размер оптовой надбавки, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, заказчик вправе заключить такой контракт по цене (за единицу продукции), предложенной участником закупки. Следовательно, цена на данный лекарственный препарат может превышать зарегистрированную предельную отпускную цену производителя на сумму НДС и величину предельной оптовой надбавки. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минэкономразвития РФ от 15.01.2016 N Д28и-8.
1 марта 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утв. Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р (в документе установлено, что до 1 марта 2016 года применялся Перечень ЖНВЛП на 2015 год, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р).
*(2) Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
*(3) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"