Я работаю в цеху электросварщиком на автоматических и полуавтоматических машинах. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от 1.02.2013 у меня и других работников цеха металлоконструкций, в т.ч. других специальностей установлена 36-часовая рабочая неделя, а также 14 дней дополнительного отпуска у сварщиков, 7 дней у слесарей-сборщиков. В месяц нам предоставлялось два дополнительных выходных. Теперь в связи с вступлением в силу с 1 января N 421-ФЗ и N 426-ФЗ работодатель в мае 2014 г. письменно уведомил работников, что через 2 месяца увеличивается рабочая неделя до 40 часов, соответственно 2 дополнительных выходных в месяц отменяются, а также минимальный дополнительный отпуск теперь 7 дней. Моё рабочее место имеет класс вредности 3.2, аттестация рабочих мест проводилась в 2013 году. В соответствии с классом вредности 3.2 рабочая неделя должна теперь быть 40 часов и 7 дней дополнительного отпуска, как и сказано в уведомлении. Однако, в соответствии с п. 3 ст. 15 N 421-ФЗ: "3. При реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер." Получается работодатель не вправе увеличить продолжительность рабочей недели с 36 до 40 часов и уменьшить дополнительный отпуск с 14 до 7 дней до проведения новой специальной оценки условий труда в 2014 году? Правомерны ли действия работодателя, или же он нарушает п. 3 ст. 15 N 421-ФЗ, и работник вправе не согласиться с уведомлением?
До 01 января 2014 г. проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, а с 01 января 2014 г. проводится специальная оценка условий труда.
Если по результатам аттестации рабочих мест (в Вашем случае) условия труда работника признаны вредными, то работнику должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенная оплата труда, а также должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Поскольку результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 01.01.2014 г. действительны в течение 5 лет с момента проведения аттестации, то работодатель не вправе был устанавливать Вам продолжительность рабочей недели в 40 часов и уменьшать количество дней дополнительного отпуска без проведения специальной оценки условий труда.
Правовое обоснование:
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации:
- сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
- повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу вышеуказанного 426-ФЗ (закон вступает в силу с 01 января 2014 года) в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 вышеуказанного 426-ФЗ. При этом для целей, определенных статьей 7 вышеуказанного 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном вышеуказанным 426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.