Корпоративная социальная отчетность в условиях устойчивого развития экономики
И.В. Алексеева,
доктор экономических наук,
профессор кафедры бухгалтерского учета,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Р.Г. Осипова,
аспирантка кафедры бухгалтерского учета,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
Ростов-на-Дону, Российская Федерация,
ответственный автор
Журнал "Международный бухгалтерский учет", N 41, ноябрь 2015 г., с. 32-41.
Предмет. Одним из основных источников информации об успешности ведения бизнеса для инвесторов и других стейкхолдеров служит корпоративная социальная отчетность, представляемая самими компаниями. Компаниям, планирующим выход на мировые рынки, такая отчетность существенно облегчает диалог с западными стейкхолдерами. Она позволит увеличить не только стоимость собственного бизнеса, но и уровень продаж. В социальном отчете раскрывается информация о приоритетах и ценностях компании в области устойчивого развития, предоставляются сведения о результатах ее воздействия на экономическую, социальную и экологическую сферу. Публикуя такой отчет, компания заявляет о готовности к развитию диалога с обществом, стремится учитывать интересы заинтересованных сторон (государства, клиентов, сотрудников, акционеров, инвесторов) в рамках социального партнерства.
Цели. Разработка модели формирования корпоративной социальной отчетности в условиях устойчивого развития экономики. В рамках поставленной цели сформировать авторский подход к трактовке понятия "корпоративная социальная отчетность", на основе обзора точек зрения отечественных и зарубежных авторов; рассмотреть цели корпоративной социальной отчетности; изучить опыт составления и представления социальной отчетности в крупных российских компаниях; определить задачи корпоративной социальной отчетности.
Методология. Исследован опыт составления и представления социальной отчетности в крупных российских компаниях, определены цели и задачи корпоративной социальной отчетности.
Результаты. Построена модель формирования корпоративной социальной отчетности в условиях устойчивого развития экономики, в которой определены цель и задачи социальной отчетности, нормативно-правовая база для ее формирования, принципы и базовые модели определения меры социальной ответственности. Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что современная корпоративная социальная отчетность в условиях устойчивого развития экономики отражает, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.
В настоящее время современные учетно-аналитические системы коммерческих организаций не в полной мере отвечают информационным потребностям менеджеров. Для рационализации и оптимизации формирования учетных данных, повышения их информативности и полезности для различных групп пользователей необходим концептуальный пересмотр сложившейся теории, методологии и практики использования бухгалтерского учета и отчетности. Развитие бухгалтерского учета и отчетности в России носит комплексный характер на базе накопленного отечественного и зарубежного опыта его развития. "Бухгалтерский учет и формирование бухгалтерской отчетности не являются самоцелью, а направлены на формирование учетно-аналитического обеспечения управления, отвечающего требованиям внешних и внутренних пользователей в целях принятия ими рациональных управленческих решений и реализации в конечном счете избранной стратегии"*(1).
Современный этап социально-экономического развития России характеризуется значительным обострением проблем устойчивого движения вперед, поэтому происходит возрастание роли ответственности бизнеса в обеспечении устойчивого развития общества. Отчет в области устойчивого развития (Sustainability Report) представляет собой практику измерения, раскрытия информации о результатах экономической, экологической, социальной деятельности организации (что и предполагает достижение цели устойчивого развития), включая как положительный, так и отрицательный вклады отчитывающейся компании*(2). Эта тенденция требует пересмотра корпоративных стратегий с точки зрения интегрирования корпоративной социальной ответственности в систему корпоративного управления. Для компаний в последнее время становится характерным формирование не только бухгалтерской (финансовой), налоговой, статистической отчетности, но и социальной, экологической и других специальных видов внешней и внутренней отчетности. Нефинансовая отчетность становится неотъемлемым элементом корпоративной культуры для динамично развивающихся компаний. Управление программами корпоративной социальной ответственности в коммерческих организациях, ориентированных на устойчивое развитие, обеспечивает сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие общества. В связи с этим решение задачи повышения уровня жизни населения, а также реализации социальных программ развития экономики вызывает потребность в дополнительных источниках финансирования, поэтому все большее значение приобретает необходимость вести социально ответственный бизнес. Топ-менеджеры крупных компаний, ориентированные на решение социальных и экологических проблем, составляют и публикуют социальную отчетность, отражающую результаты выполнения не только экономических, но и социально-экологических задач, что обеспечивает укрепление имиджа и инвестиционной привлекательности их компаний.
Несмотря на повышенный интерес общественности к социальной отчетности в России до сих пор не создана система государственного регулирования и единая концепция ее формирования. При формировании социальной отчетности коммерческие организации чаще всего опираются на соответствующие международные разработки в этой области. Следует отметить, что при использовании такой информации имеются проблемы погрешности перевода, различия в терминологии вызывают неточности в представлении информации, во многих случаях в социальных отчетах раскрывается излишняя информация, не соответствующая интересам и потребностям пользователей. Все перечисленное определяет актуальность разработки специальных регламентов составления социальной отчетности с учетом специфики российского законодательства и особенностей ведения бизнеса. Поэтому актуальным становится изучение опыта составления и представления социальной отчетности в крупных российских компаниях, разработка общих методических положений, касающихся ее структуры, методического инструментария с учетом требований, предъявляемых к отчетности коммерческих организаций.
В России практика составления нефинансовых отчетов, в том числе и социальных, начинается с 2000 г. По состоянию на 09.09.2015 в Национальный Регистр нефинансовых отчетов внесены 157 компаний. Всего зарегистрировано 608 отчетов, которые выпущены с 2000 г., из них:
- экологические отчеты - 52;
- социальные отчеты - 255;
- отчеты в области устойчивого развития - 195;
- интегрированные отчеты - 85;
- отраслевые отчеты - 22.
Из всех видов нефинансовых отчетов больше всего составляется именно социальных отчетов, на втором месте по количеству отчетов - отчеты в области устойчивого развития, а затем интегрированные отчеты. Все это свидетельствует об абсолютной актуальности в России проблемы составления социальной отчетности.
Рассмотрим подробнее распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний. Исходя из имеющейся статистики с 2000 по 2015 г. в нефтегазовой отрасли было составлено 9 отчетов, в энергетике - 5, металлургической и горнодобывающей - 42, химической, нефтехимической, парфюмерной - 20, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной - 4, производстве пищевых продуктов - 20, телекоммуникационной - 20, финансах и страховании - 55, жилищно-коммунальном хозяйстве - 11, образовании, здравоохранении - 10, транспорте - 10, некоммерческих организаций - 13, прочих видах услуг - 1.
Для более широкого распространения и популяризации социальных отчетов, необходимо решение следующих проблем:
1) уточнение терминологического аппарата;
2) разработка нормативного регулирования порядка составления социальной отчетности;
3) разработка внутренних положений по составлению социальной отчетности,
4) разработка форм и содержания социальной отчетности.
Усилия российских коммерческих организаций, направленные на поддержку локальных сообществ и на устойчивое развитие территорий, не только влекут благоприятные последствия для развития бизнеса, но и приносят дивиденды в виде роста социального капитала. Одним из эффективных способов такого влияния является социально ответственное ведение бизнеса, а методикой предъявления его результатов обществу - социальная отчетность компаний.
Для формирования определения сущности корпоративной социальной отчетности необходимо обратиться к содержанию понятия "корпоративная социальная ответственность". Обзор мнений ученых и практиков относительно сущности понятия "корпоративная социальная ответственность" приведен в табл. 1.
Таблица 1
Обзор взглядов на понятие корпоративная социальная ответственность ученых и практиков
Авторство | Определение |
Ведущее объединение корпораций США "Бизнес за социальную ответственность" | Корпоративная социальная ответственность - это, прежде всего, достижение коммерческого успеха, но с учетом проявления уважения к работникам*(1) |
Представители Торгово-промышленной палаты | Попытка разрешить социальные проблемы, вызванные полностью или частично действиями корпораций*(2) |
Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. | Корпоративная социальная ответственность - это приверженность бизнеса концепции устойчивого экономического развития в работе со своими сотрудниками, их семьями, местным населением, обществом в целом с целью улучшения качества их жизни*(3) |
Грекова Г.И. | Корпоративная социальная ответственность - деятельность, приносящая пользу для общества в целом*(4) |
Ассоциация менеджеров России | Корпоративная социальная ответственность бизнеса - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума*(5) |
Куренько Р.Н. | Корпоративная социальная ответственность - это концепция, согласно которой бизнес помимо соблюдения законов и производства качественного продукта/услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом*(6) |
Эскиндарова М.А. | Корпоративная социальная ответственность - нацеленность бизнеса на устойчивое развитие*(7) |
*(1) Ивченко С.И., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. Город и бизнес. Формирование социальной ответственности российских компаний. М.: Институт экономики города, 2004. 136 с. *(2) О социальной ответственности бизнеса в современной России: постановление Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2003 N 71-7. *(3) Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2007. 138 с. *(4) Грекова Г.И. Роль корпоративной социальной ответственности в общественном развитии // Экономика российских регионов: теоретические и практические подходы к решению актуальных проблем развития. Сборник тезисов научно-практической конференции. В. Новгород, 2006. С. 47-52. *(5) Литовченко С.Е., Корсакова М.И. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. 108 с. *(6) Куренько Р.Н. КСО в понятиях и трактовках. URL: http://www.csrjournal.com. *(7) Беляева И.Ю., Эскиндарова М.А., Плотицына Л.А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. М.: КноРус, 2008. 504 с. |
Практически все авторы считают, что корпоративная социальная ответственность бизнеса должна осуществляться таким образом, чтобы приносить пользу для общества в целом.
Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) [2] - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.
Практика КСО является предметом многочисленных споров и критики*(3). Защитники утверждают, что имеется прочное экономическое обоснование КСО и корпорации получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная краткосрочная прибыль. Критики спорят, что КСО уводит в сторону от фундаментальной экономической роли бизнеса. Одни утверждают, что это не что иное, как приукрашивание действительности, другие говорят, что это попытка подменить роль правительства в качестве контролера мощных мультинациональных корпораций.
Корпоративный социальный отчет - документ, отражающий как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.
Корпоративный социальный отчет направлен на следующие группы заинтересованных сторон:
- стейкхолдеров, которые не обладают достаточной информацией о компании (потенциальные российские и иностранные инвесторы);
- стейкхолдеров, с которыми существуют неурегулированные взаимные интересы (экологические организации, профсоюзы);
- органы власти, акционеров, поставщиков, партнеров и т.д., которые в основном имеют достаточно информации о деятельности компании.
Всем им необходимо осуществлять контроль за деятельностью корпорации (либо управлять компанией), чтобы быть уверенными в том, что их интересы соблюдаются должным образом. В поисках необходимой информации они обращаются к корпоративной социальной отчетности. В связи с тем, что такая отчетность важна для заинтересованных пользователей, она должна получить свое отражение в законодательных актах Российской Федерации.
Корпоративный социальный отчет содержит информацию не только о мероприятиях по охране труда и экологии, благотворительных и спонсорских программах компании, но и о любых других социально значимых аспектах ее деятельности. Все это может создать или поддержать позитивный образ компании на рынке, сделать ее более привлекательной для потребителей, повысить ее открытость и в конечном счете увеличить рентабельность. В настоящее время такие отчеты составляют зарубежные и российские бизнес-структуры.
Целями корпоративного социального отчета являются:
1) представление деловым партнерам, в том числе и государству, данных о реализации социальных программ и вкладе компании в общественную деятельность;
2) привлечение зарубежных пользователей;
3) привлечение высококвалифицированного персонала и максимального количества бизнес-партнеров, которые хотят работать с профессиональной командой и получать высококачественные услуги;
4) выход на международный фондовый рынок.
Одним из направлений правового регулирования корпоративного социального отчета со стороны государства является нормативное закрепление положений о КСО в региональных законах, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства. В них рассматривается механизм социального партнерства в регионе, а также благотворительная политика. Среди наиболее значимых законов можно выделить:
- закон Владимирской области 07.10.2010 N 90-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства во Владимирской области", в котором в перечне основных форм сотрудничества органов власти и субъектов предпринимательства обозначено взаимодействие при разработке механизмов, побуждающих субъекты малого и среднего предпринимательства к занятию благотворительной деятельностью, меценатству и поддержке общественных инициатив"*(4);
- законопроект Республики Саха (Якутия) "О социальной ответственности бизнеса", разработанный Федерацией профсоюзов республики, основной целью которого обозначено правовое регулирование взаимоотношений органов власти, предпринимательства и населения в социальных, экономических и экологических сферах деятельности*(5).
Существуют и собственные разработки в области КСО в некоторых российских регионах. В их числе "Методика оценки добровольной корпоративной социальной ответственности организаций Саратовской области". Здесь утверждена сама методика, а также порядок определения ежегодного рейтинга добровольной КСО организаций [7].
Таким образом, обобщив все сказанное, можно построить модель формирования социальной отчетности коммерческой организации, которая представлена на рис. 1.
Рисунок 1
Модель формирования корпоративной социальной отчетности в условиях устойчивого развития экономики
Основная цель корпоративной социальной отчетности - формирование информации о реализации социальных программ и вкладе компании в общественную деятельность внешним и внутренним пользователям (деловым партнерам, государству и т.д.). привлечение зарубежных инвесторов и выход на международный фондовый рынок |
Задачи корпоративной социальной отчетности: - информировать всех заинтересованных сторон о политике, методах управления и существенных фактах деятельности компании в области социальной ответственности; - развивать диалог с заинтересованными сторонами для наиболее полного учета их потребностей и запросов в отношении социальной деятельности компании; - формировать базы для анализа руководством и специалистами компании результатов деятельности по социальной ответственности, нерешенных проблем и возможностей определения ближайших и перспективных целей в области экономического развития, охраны окружающей среды и рационального природопользования, взаимодействия с сотрудниками, потребителями и обществом |
Принципы корпоративной социальной отчетности: - отчеты будут строиться вокруг понимания социальной бизнес-среды компании; - при формировании отчетов акцент на прогнозность информации; - детализация отчетности по вопросам, которые могут повлиять на долгосрочную успешность бизнеса |
Нормативно-правовая база для формирования корпоративной социальной отчетности: - законы и нормативные акты по социальной защите, охране труда и окружающей среды; - стандарты по охране труда и охране окружающей среды |
Базовые модели определения меры социальной ответственности |
/-------------------\ /---------------------\ /--------------------------\
| | | Модель 2 | | |
| | | (параметры | | Модель 3 |
| Модель 1 | | согласования | | (российский вариант) |
| | | общественных | | |
| | | интересов) | | |
\-------------------/ \---------------------/ \--------------------------/
/-------------------\ /---------------------\ | /---------------------\
| Бизнес | | | | | |
| самостоятельно | | | | |Бизнес сам определяет|
| определяет меру | |Официальные институты| |--|меру своего вклада в |
| своего вклада в | | | | | развитие общества |
| развитие общества | | | | | |
\-------------------/ \---------------------/ | \---------------------/
/---------------------\ | /---------------------\
| Неофициальные | \--| Неофициальные |
| институты | | институты |
| \---------------------/ \---------------------/|
\------------------------------------------------------------------------------/
Формы корпоративной социальной отчетности: - отчет корпоративной социальной ответственности; - отчет о социальных рисках |
Пользователи: - потенциальные российские и иностранные инвесторы; - экологические организации, профсоюзы и другие общественные организации; - заинтересованные стороны (органы власти, акционеры, поставщики, партнеры и т.д.), которые в основном имеют достаточно информации о деятельности компании |
Модель формирования корпоративной социальной отчетности базируется на трех основных моделях. Анализ модели регулирования отчетности о социальной ответственности бизнеса показывает, что все они ориентированы на обеспечение пользователей информацией социального и экологического характера. Однако каждая из моделей имеет свои цели, которые реализуются на основе разработанного руководящими органами методического и организационного обеспечения формирования и обнародования информации о социальной и экологической ответственности. Российская модель социальной ответственности основывается на инициативном со стороны бизнеса понятии социальной ответственности и соотносится только с положениями международных и национальных стандартов (AA 1000, GRI, Социальная хартия российского бизнеса)*(6).
В результате проведенного исследования было выработано уточненное определение понятия "корпоративная социальная отчетность". Итак, корпоративная социальная отчетность - это документ, в котором представляются сведения не только об экономическом состоянии организации, а также о социальном и экологическом. Разработанный корпоративный социальный отчет отражает реальные факты деятельности компании. В этом отчете присутствует информация, которая предназначена для определенного круга лиц: сотрудников, клиентов, местного сообщества, общественности. Так, корпоративный социальный отчет включает в себя информацию, которая предназначена для сотрудников (гарантия занятости и здравоохранения), информацию, предоставляемую клиентам (о продукции и услугах), для местного сообщества (воздействие на внешнюю среду, финансовые показатели, инвестиции, количество созданных рабочих мест и другое), информацию для широкой общественности (выполняемые государственные заказы, торговля с враждебными странами, взыскание с компании, штрафы).
Таким образом, в настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в области устойчивого развития экономики, так как введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к применению МСФО. При этом необходимо учитывать влияние социальной сферы, которая способна стать определяющей предпосылкой на пути к эколого-экономическому возрождению страны, поскольку человек, как субъект жизнедеятельности, является главным фактором производства.
Список литературы
1. Антонов Д.П. Отчетность в области устойчивого развития - шаг к идеальному корпоративному отчету // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2012. N 2. С. 76-81.
2. Беляева И.Ю., Эскиндарова М.А., Плотицына Л.А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. М.: КноРус, 2008. 504 с.
3. Бессонова И.С., Николаева И.В. Правовое регулирование корпоративной социальной ответственности: заграничный и Российский опыт // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (Москва, ноябрь 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 20-23.
4. Голубева Н.А., Карагод В.С. Теоретические и практические аспекты социального учета и отчетности. М.: РУДН, 2009. 247 с.
5. Грекова Г.И. Роль корпоративной социальной ответственности в общественном развитии // Экономика российских регионов: теоретические и практические подходы к решению актуальных проблем развития. Сборник тезисов научно-практической конференции. В. Новгород, 2006. С. 47-52.
6. Ивченко С.И., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. Город и бизнес. Формирование социальной ответственности российских компаний. М.: Институт экономики города, 2004. 136 с.
7. Карагод В.С. Теория и методология управления системы развития корпоративной социальной отчетности: монография. М.: РУДН, 2010. 408 с.
8. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2007. 138 с.
9. Литовченко С.Е., Корсакова М.И. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. 108 с.
10. Малашенко Н.Ю. Социальная отчетность: международный опыт в российских условиях. URL: http://un.by/pdf/NMalashenko-experience.pdf.
11. Antal A.B. Corporate social reporting revisited // Journal of general management. 2003. Vol. 28. N 2. P. 22-42.
12. Grayson D., Hodges A. Corporate Social Opportunity! Seven Steps to Make Corporate Social Responsibility Work for your Business. Greenleaf publishing, 2004. 390 р.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Богатая И.Н., Евстафьева Е.М. Исследование современных тенденций развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 25. С. 2-17.
*(2) Вахрушина М.А. Парадигма бухгалтерского учета и отчетности в условиях глобальной экономики: проблемы России и пути их решения // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 25. С. 38-46.
*(3) Буралкиева Б. Быть соответственным с экономической точки зрения // Капитал. Деловой еженедельник. 2010. С. 16-19.
*(4) URL:http://docs.cntd.ru/document/965013775.
*(5) URL: http://refdb.ru/look/3583312.html.
*(6) Богатая И.Н., Кизилов А.Н. Исследование экономической сущности социального аудита и его места в системе аудиторско-консалтинговых услуг // Международный бухгалтерский учет. - 2015.- N 3. C. 14-30.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Международный бухгалтерский учет"
ООО "Издательский дом
"Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Информсервис"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017854
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75,
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet:
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций. Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН.