Работник с 1996 года работал в должности "моторист-рулевой" на теплоходе ОС-6, который относится к служебно-вспомогательному флоту. Работа в должности "моторист-рулевой" подтверждается трудовой книжкой и трудовым договором.
Управление Пенсионного фонда РФ отказало гражданину в назначении досрочной пенсии по Списку N 2 в связи с тем, что не подтверждена его постоянная занятость в должности моториста в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени ежедневно).
Имеет ли данный работник право на назначение досрочной пенсии по Списку N 2?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если, работая мотористом-рулевым в машинной команде экипажа плавсостава судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения), гражданин имел полную занятость в течение рабочего дня (смены) и полного рабочего времени, то этот временной период подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Раздельного учета рабочего времени по совмещаемым должностям действующее законодательство не предусматривает.
Обоснование позиции:
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
По общему правилу, сформулированному в ст. 8 Закона N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Однако в отдельных случаях, установленных законом, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного возраста. Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ право на досрочную пенсию возникает у мужчин по достижении ими возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, на один год за каждые два с половиной года такой работы.
Поскольку по условиям вопроса стаж в должности машиниста-моториста исчисляется с 1996 года, то в соответствии с п.п. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (далее - постановление N 665) "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10*(1) (далее - Список N 2).
Пунктом 3 раздела XXVIII ("Транспорт") Списка N 2 в категорию производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по старости на льготных условиях, включены плавающий состав морского и речного флота (позиция 23003010): машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения), в числе которых поименованы в числе прочих мотористы всех наименований (позиция 23003010-14706).
Мы считаем, что формулировкой "мотористы всех наименований" охватываются все мотористы плавающего состава морского и речного флота, согласно штатным нормативам численности экипажей судов морского и речного флота, в том числе по совмещаемой профессии "моторист-рулевой"*(2).
Отметим, что постановлением Совета Министров РСФСР от 01.02.1973 N 53 "Об утверждении должностных окладов членам экипажей судов речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров), работающим по двум должностям палубного и машинного состава" и приказом Министра речного флота РСФСР от 05.04.1974 N 51 "О штатных нормативах численности экипажей судов речного флота" позволялось уменьшить штатную численность экипажей и допускалось в установленном порядке совмещение двух или нескольких специальностей (должностей) одним лицом в пределах нормальной продолжительности его рабочего времени: "моторист-рулевой", "моторист-матрос" и т.п. Соответственно, такое совмещение производилось на законных основаниях, а потому данные периоды работы, на наш взгляд, должны включаться в специальный стаж при назначении льготной пенсии. Такого же мнения придерживаются и суды (смотрите, к примеру, апелляционное определение Красноярского краевого суда от 09.07.2012 по делу N 33-5797/12, решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 13.03.2014 по делу N 2-601/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 07.02.2013 по делу N 33-219/2013, решение Колпашевского городского суда Томской области от 08.04.2015 по делу N 2-292/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 03.03.2014 по делу N 33-1336/2014).
Действующее пенсионное законодательство предусматривает дополнительное условие льготного пенсионного обеспечения данных категорий работников. Так, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом, как следует из п. 5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в тяжелых условиях труда не менее 80% рабочего времени. В указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования; время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, если, работая мотористом-рулевым в машинной команде экипажа плавсостава судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения), гражданин имел полную занятость в течение рабочего дня (смены) и полного рабочего времени, то этот временной период подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Однако отдельные суды считают, что, выполняя одновременно функции моториста и рулевого, работник не может иметь полную занятость по должности, поименованной в Списке N 2, и на этом основании отказывают в удовлетворении требований граждан о включении таких периодов работы в льготный стаж для исчисления пенсии (смотрите, к примеру, решение Можайского городского суда Московской области от 07.03.2013 по делу N 2-136/13, решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 13.03.2012 по делу N 2-944/2012).
Полагаем, что подобный подход правоприменителей вызывает определенные сомнения. На работодателя не возлагается обязанность (и ранее не возлагалась) вести раздельный учет рабочего времени по совмещенным должностям. Поэтому никто не может определить, какое количество рабочего времени в процентном соотношении приходилось на исполнение обязанностей моториста, а какое - рулевого. Кроме того, оптимизация штатной численности машинной команды судов путем введения в штатную структуру таких совмещенных должностей не должно ухудшать положение работника, умалять его право на социальную защищенность.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
4 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, предназначен для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года, а потому к рассматриваемой ситуации не применим.
*(2) Обратим внимание, что в данном случае понятие "совмещенная должность" не тождественно понятию "совмещение профессий (должностей)" в трудовом праве (ст. 60.2 ТК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.