Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2015 N 02-07-10/77330
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 3, март 2016 г., с. 91-97.
В комментируемом Письме от 25.12.2015 N 02-07-10/77330 Минфином рассмотрен вопрос об аналитическом учете организациями государственного сектора взносов на капитальный ремонт помещений, уплаченных на счет регионального оператора.
Напомним, что в силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению такой платы возникает:
- у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
- у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;
- у арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
- у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
- у члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
- у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ;
- у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;
- у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Все имущество бюджетных учреждений - это государственная либо муниципальная собственность. Данное правило следует из ч. 3 ст. 213 ГК РФ, согласно которой коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления согласно требованиям ГК РФ. Собственником имущества учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не может распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, учреждение может распоряжаться самостоятельно (ч. 3 ст. 298 ГК РФ).
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью, а от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус названных органов.
Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Государственные (муниципальные) учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением данного имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются имуществом с согласия его собственника.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица.
Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в доме;
- взнос на капитальный ремонт;
- плату за коммунальные услуги.
В силу ст. 158 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги по договорам, заключенным, в том числе в электронной форме, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Расходы на капремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать способ формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на капремонт на специальный счет или на счет регионального оператора (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ). В таком случае в соответствии с ч. 1 ст. 171 ЖК РФ собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капремонт дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).
То есть в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не входят. Такой ремонт проводится за счет собственника жилищного фонда. При этом от лица собственника имущества (Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования) расходы на уплату взносов на капремонт могут осуществлять соответствующие государственные (муниципальные) учреждения.
Значит, если за бюджетными учреждениями закреплены на праве оперативного управления помещения в многоквартирных домах, учреждения обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт - независимо от того, является помещение жилым или нежилым.
В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н*(1) организации государственного сектора ведут бухгалтерский учет методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Начисление расходов на уплату собственником помещений в многоквартирном доме взносов в фонд капитального ремонта, формируемый в соответствии с положениями ст. 170 ЖК РФ, исходя из их экономической сущности являющихся расходами на неравномерно производимый ремонт основных средств, отражается в корреспонденции со счетом 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов". При этом учреждению в рамках формирования учетной политики следует установить порядок признания затрат на осуществление капремонта расходами текущего финансового периода на основании отчетов о выполнении работ по ремонту.
В комментируемом письме Минфин отмечает, что учреждению, осуществляющему уплату взносов на капремонт помещений на счет регионального оператора в фонд капитального ремонта, следует организовать аналитический (управленческий) учет по каждому объекту (помещению в многоквартирном доме или многоквартирному дому) либо на счете 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов", либо на забалансовых счетах в соответствии с учетной политикой.
Напомним, что под расходами будущих периодов подразумеваются затраты, произведенные бюджетным учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (п. 302 Инструкции N 157н). К этой категории можно отнести расходы:
- связанные с подготовительными работами в связи с их сезонным характером;
- на освоение новых производств, установок и агрегатов;
- на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
- связанные с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения;
- на приобретение неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;
- связанные с неравномерно проводимым в течение года ремонтом основных средств;
- связанные со страхованием имущества, гражданской ответственности;
- связанные с выплатой отпускных;
- связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов;
- иные аналогичные расходы.
В соответствии с п. 159 Инструкции N 174н*(2) для отражения расходов бюджетных учреждений на уплату взносов на капитальный ремонт применяется счет 0 401 50 225 "Расходы будущих периодов на работы, услуги по содержанию имущества".
Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся. Таким образом, в учетной политике бюджетного учреждения должен быть закреплен порядок отнесения произведенных расходов на финансовый результат.
Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, по договорам (соглашениям).
В целях ведения учета по объектам (расходы, возвраты ранее произведенных отчислений в фонд капитального ремонта, результаты списания расходов будущих периодов в случае выбытия объектов (квартир в многоквартирных домах), в том числе в связи со сменой собственников (приватизацией)) учреждению нужно организовать аналитический (управленческий) учет на забалансовых счетах по каждому объекту (помещению в многоквартирном доме или многоквартирному дому).
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения расходы на уплату взносов на капитальный ремонт можно отразить следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Перечислены денежные средства в счет оплаты ежемесячного взноса на капитальный ремонт | 0 302 25 830 | 0 201 11 610 |
Начислены расходы на уплату ежемесячного взноса на капитальный ремонт | 0 401 50 225 | 0 302 25 730 |
Также напомним, что согласно Письму Минфина РФ от 10.08.2015 N 02-07-07/46003 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по перечислению взносов на капитальный ремонт в фонд капитального ремонта" списание расходов на сумму взносов, перечисленных в фонд капитального ремонта, производится при выбытии объектов учета. При этом делается запись:
Дебет счета 4 401 20 273
Кредит счета 4 401 50 225
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"