Комментарий к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 17.12.2015 N 199н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений"
А. Павелин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 3, март 2016 г., с. 29-40.
Комментируемый Приказ от 17.12.2015 N 199н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (далее - Приказ N 199н) подготовлен Минфином в рамках регулирования единого порядка составления, представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности в части приведения текста Инструкции N 33н*(1) в соответствие:
- положениям федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" и от 29.11.2014 N 383-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации";
- с изменениями, внесенными в Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" Приказом Минфина РФ от 06.08.2015 N 124н (далее - Приказ N 124н).
Сфера применения Инструкции N 33н
Приказом N 199н изменена сфера применения Инструкции N 33н. Согласно новой редакции она не распространяется на государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, автономные учреждения в части операций по осуществлению ими в соответствии с законодательством РФ полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, а также на наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета, в части операций по осуществлению ими полномочий главного распорядителя бюджетных средств.
Порядок представления отчетности
Бухгалтерская отчетность составляется учреждениями на следующие даты: квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным. Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных учреждений первым отчетным годом считается период с даты их регистрации в установленном законодательством РФ порядке по 31 декабря года их создания.
Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.
Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер учреждения. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения). Согласно внесенным изменениям формы отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, могут также подписываться лицом, ответственным за формирование аналитической информации.
Согласно новой редакции п. 6 Инструкции N 33н бухгалтерская отчетность должна представляться учреждением либо в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), либо по решению финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, в указанный финансовый орган на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем (финансовым органом) сроки.
Учредитель при определении порядка представления учреждением бухгалтерской отчетности в виде электронного документа на электронных носителях или по телекоммуникационным каналам связи предусматривает обязательные требования к форматам и способам передачи отчетности в электронном виде, соответствующие обязательным требованиям к форматам и способам такой передачи, утвержденным финансовым органом публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия (далее - соответствующий финансовый орган), а также положения об обязательном обеспечении защиты информации.
Новые формы отчетности
Согласно новой редакции п. 12 Инструкции N 33н в состав бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:
- баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
- справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
- справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
- отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
- отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
- отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (введен с 01.01.2016);
- пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760);
- разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
Таким образом, начиная с отчетности за 2016 год, бюджетные учреждения должны будут представлять, помимо ранее представлявшихся форм, отчет о движении денежных средств учреждения (далее - отчет (ф. 0503723)). Кроме того, с этой же даты в состав пояснительной записки включена новая форма - сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (далее - сведения (ф. 0503295)). Рассмотрим указанные формы подробнее.
Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) должен будет составляться и представляться учреждением по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, и содержать данные о движении денежных средств на счетах учреждений в рублях и иностранной валюте, открытых в подразделениях Банка России, в кредитных организациях, органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, а также в кассе учреждения, в том числе средств во временном распоряжении.
Отчет (ф. 0503723) должен составляться в разрезе кодов КОСГУ, на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженным на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения", 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения", открытых к счетам 0 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе Казначейства", 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации" (для автономных учреждений), 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути", 0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации" и 0 201 27 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации", 0 201 34 000 "Касса", 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам".
Указанная форма отчетности включает четыре раздела, в которых необходимо отразить:
- в разд. 1 "Поступления" - поступления денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов;
- в разд. 2 "Выбытия" - выбытия денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов;
- в разд. 3 "Изменение остатков средств" - увеличение и уменьшение остатков денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов, а также результат пересчета денежных средств в иностранной валюте в валюту Российской Федерации, производимого для целей бухгалтерского учета (курсовая разница);
- в разд. 4 "Аналитическая информация по выбытиям" - информацию в части выбытий по текущим операциям и инвестиционным операциям, детализированную по аналитическим кодам бюджетной классификации.
В графах отчета (ф. 0503723) указываются:
- в графе 1 - наименование показателя поступлений и выбытий;
- в графе 2 - коды строк отчета;
- в графе 3 - коды КОСГУ соответственно по разделам отчета;
- в графе 4 (соответственно по разделам отчета) - суммы поступлений денежных средств, выбытий денежных средств и изменения остатков денежных средств на отчетную дату;
- в графах 5 разд. 1 "Поступления", разд. 2 "Выбытия" и разд. 3 "Изменение остатков средств" отражаются показатели движения денежных средств за аналогичный период прошлого года в порядке, установленном п. 55.1 Инструкции N 33н.
В разделе 4 "Аналитическая информация по выбытиям" отчета (ф. 0503723) отражается детализированная информация из строк 220, 310 разд. 2 "Выбытия":
- в графе 1 - наименование показателя;
- в графе 2 - коды строк отчета;
- в графе 4 - коды вида расходов;
- в графах 5, 6 - аналитические коды выбытий в структуре, утвержденной финансовым органом соответствующего публично-правового образования;
- в графе 7 - сумма выбытий по соответствующему коду.
Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295) будут составляться по итогам квартала и года. В сведениях (ф. 0503295) необходимо указывать обобщенные за отчетный период данные об исполнении названных решений:
- в графах 1, 2 - наименования показателей и коды строк;
- в графе 3 - сумма, подлежащая взысканию по не исполненным на начало текущего финансового года денежным обязательствам по решениям судов (судебным актам иностранных (международных) судов), отраженным на соответствующих счетах бюджетного учета;
- в графе 4 - сумма денежных обязательств по решениям судов (судебным актам иностранных (международных) судов), поступившим с начала текущего финансового года;
- в графе 5 - сумма денежных обязательств по решениям судов (судебным актам иностранных (международных) судов) с начала текущего финансового года, по которым принято решение об их уменьшении, в том числе связанное с пересмотром решений судов;
- в графе 6 - сумма исполненных денежных обязательств по решениям судов (судебным актам иностранных (международных) судов);
- в графе 7 - сумма переоценки денежных обязательств по решениям судов (судебным актам иностранных (международных) судов), подлежащих взысканию;
- в графе 8 - сумма по денежным обязательствам по решениям судов (судебным актам иностранных (международных) судов), не исполненным на отчетную дату;
- по строке 010 - суммы по решениям судов судебной системы Российской Федерации;
- по строке 011 - данные об исполнении судебных решений по исполнительным листам, судебным приказам;
- по строке 020 - суммы по решениям иностранных (международных) судов;
- по строке 021 - данные об исполнении решений Европейского суда по правам человека.
В справочной таблице по не исполненным исполнительным документам должны раскрываться сведения о не исполненных на отчетную дату денежных обязательствах по исполнительным документам (судебным актам иностранных (международных) судов), отраженных в графе 8, с указанием кодов классификации операций сектора государственного управления (графа 1), общего количества не исполненных учреждением документов (графа 2) и общей суммы по неисполненным документам (графа 3).
При этом данные графы 3 справочной таблицы должны соответствовать данным графы 8.
Одновременно в текстовой части пояснительной записки нужно раскрыть информацию о задолженности по исполнительным документам и правовом основании ее возникновения.
Кроме того, отметим, что из пояснительной записки исключены сведения о задолженности по ущербу, хищениям денежных средств и материальных ценностей (ф. 0503776).
Изменения в отдельных отчетных формах
Помимо того, что Приказом N 199н введены две новые формы отчетности, им были изменены и действующие формы.
Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. Напомним, что эта справка формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств. В данную форму добавлена строка 290, по которой отражаются показатели счета 31 "Акции по номинальной стоимости". Кроме того, в разд. 2 "Финансовые активы" баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) строка 175 "Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации (0 201 26 000)" переименована в "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации (0 201 26 000)".
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737). Согласно новой редакции п. 36 Инструкции N 33н в отчете (ф. 0503737) нарастающим итогом отражаются показатели исполнения учреждением (его обособленным подразделением) в отчетном периоде плана финансово-хозяйственной деятельности (сметы доходов и расходов) на текущий (отчетный) финансовый год (далее - показатели исполнения плана). Они отражаются на основании аналитических данных бухгалтерского учета учреждения в разрезе аналитических кодов по кодам (структурным составляющим кодов) бюджетной классификации, соответствующих виду поступлений (доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения)) (далее - поступления), виду выбытий (расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований) (далее - выбытия) соответственно по разделам отчета (ф. 0503737):
3. Источники финансирования дефицита средств учреждения.
Согласно внесенным изменениям при формировании строк 520, 620 этого раздела показатели по поступлению денежных средств, а также положительная переоценка средств в иностранной валюте отражаются в положительном значении (со знаком плюс), по выбытию, а также отрицательная переоценка средств в иностранной валюте - в отрицательном значении (со знаком минус).
Кроме того, раздел дополнен строками:
- 590 - отражает сумму строк 591 и 592;
- 591 - формируется на основании показателей по поступлению денежных средств от возврата сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, а также дебиторской задолженности прошлых лет (восстановления кассовых расходов прошлых лет);
- 592 - формируется на основании показателей по выбытию денежных средств при перечислении денежных обеспечений, а также возврату остатков субсидий прошлых лет.
4. Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет. (Ранее данный раздел назывался "Сведения о возвратах расходов и выплат обеспечений прошлых лет".) В нем отражаются суммы поступлений (выбытий) от возвратов остатков субсидий прошлых лет (перечислению их в доход бюджета), суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет). При формировании раздела отражаются:
- в графах 4-7 - показатели на основании аналитических данных по возврату остатков субсидий прошлых лет и восстановленным в отчетном периоде расходам прошлых лет, отраженным на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения", 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения", открытых к соответствующим счетам;
- по строке 910 - возвраты остатков субсидий прошлых лет, отраженных по строке 592;
- по строке 950 - возвраты сумм дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет), отраженных по строке 591;
- в графе 8 - сумма показателей граф 4-7.
Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Приказом N 199н уточнено, что в графе 9 не отражаются показатели возврата дебиторской задолженности прошлых лет (восстановления кассовых расходов прошлых лет).
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721). Согласно новой редакции Инструкции N 33н этот отчет должен составляться учреждением (обособленным подразделением) и содержать данные о финансовых результатах его деятельности в разрезе аналитических кодов доходов (поступлений), расходов (выбытий) в зависимости от их экономического содержания (по соответствующим кодам КОСГУ) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
Показатели отражаются в отчете в разрезе деятельности с целевыми средствами (субсидии на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений) (графа 4), деятельности за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (графа 5), приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения, средства по обязательному медицинскому страхованию, средства во временном распоряжении) (графа 6) и итогового показателя (графа 7, равная сумме показателей по графам 4, 5, 6).
Уточнено, что по строкам 030, 040, 050, 060, 062, 063, 096, 103 не заполняется не только графа 4, но и 5. Указанные графы не должны заполняться и по строке 103.
Также уточнено, что по строке 290 указывается разность между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов", сложившимися за отчетный период.
Пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760). Приказом N 199н скорректирована структура следующих форм:
1. Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762). Напомним, что раньше данная форма называлась "Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания и по достижению целей, предусмотренных условиями предоставления субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений".
В соответствии с внесенными поправками в этой форме должны содержаться обобщенные за отчетный период данные о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания в разрезе плановых и фактических показателей в натуральном и стоимостном выражении. Сведения о результатах деятельности учреждения по достижению целей, предусмотренных условиями предоставления субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений, в этой форме теперь не отражаются.
Также уточнено, что в графе 8 указывается разность граф 4 и 6, а в графе 9 - причина неисполнения государственного (муниципального) задания.
2. Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766). Согласно внесенным уточнениям в графе 6 указывается сумма неисполненных назначений как разность граф 4 и 5, а в графах 7, 8 - причины неисполнения (наличия отклонений между графами 4 и 5) на отчетную дату.
3. Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768). Приказом N 199н уточнено, что в графе 10 отражаются показатели стоимости объектов нефинансовых активов, списанных с балансового учета в связи с недостачей, выявленной при инвентаризации, а также в связи с хищениями. Кроме того, уточнен порядок заполнения отдельных строк и граф данной формы.
4. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769). Указанная форма претерпела значительные изменения. Теперь она будет состоять из трех, а не из двух разделов.
Раздел 1 "Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности" будет включать не 8, а 14 граф. Добавлены четыре графы, посвященные изменению задолженности в течении года, а также три графы, в которых должна отражаться задолженность на конец аналогичного периода прошлого года.
Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности должна отражаться в одноименном разд. 3:
- в графе 1 - наименование соответствующего показателя;
- в графе 2 - код строки;
- в графе 3 - общая сумма просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности;
- в графе 4 - сумма просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности по счетам 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты";
- в графе 5 - сумма просроченной дебиторской, кредиторской задолженности по счетам 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты", 0 304 00 000 "Прочие расчеты с кредиторами".
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"