Водитель автобуса = кондуктор
В.В. Никитин,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2016 г., с. 70-73.
Нередко возникает ситуация, когда не на всех выезжающих в рейс автобусах хватает кондукторов. В связи с этим такие автобусы отправляются в рейс с одним только водителем, который самостоятельно обилечивает пассажиров, выполняя дополнительно функции кондуктора. Каковы особенности выполнения водителями данной функции на городском автобусном маршруте?
Обязанности водителя как кондуктора
Осуществление водителем на городском автобусном маршруте функций кондуктора предусматривается некоторыми отраслевыми нормативно-правовыми актами и официальными разъяснениями, в частности:
- пп. "а" п. 49 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом*(1), согласно которому продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях может производиться в транспортных средствах кондукторами или водителями;
- п. 11 Примерной производственной инструкции водителя автобуса*(2), где приведены обязанности водителя при работе без кондуктора на городских автобусных маршрутах.
Водитель при работе на городских автобусных маршрутах без кондуктора должен знать инструкцию кондуктора и то, как исполнять обязанности водителя вместе с обязанностями кондуктора.
Для упрощения порядок работы водителя на городских автобусных маршрутах без кондуктора прописан в некоторых нормативных правовых актах, официальных разъяснениях, а иногда и в должностной инструкции водителя. Некоторые нормы Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом предусмотрены одновременно для кондуктора и водителя, работающего без кондуктора.
Наиболее подробно порядок работы водителя на городских автобусных маршрутах без кондуктора отражен в Примерной производственной инструкции водителя автобуса. Перед выездом на линию водитель должен получить контрольные билеты, абонементные талоны, месячные проездные билеты; проверить исправность звукоусилительной установки (сигнала кондуктора в кабину водителя), компостеров, касс-копилок, наличие и целостность всех пломб и соответствующих контрольных знаков на пломбах, указанных в билетно-учетном листе; заправить билетницы контрольными билетами.
При работе на линии водитель должен громко и правильно объявлять название каждого следующего остановочного пункта, места пересадок; напоминать пассажирам о своевременной оплате проезда и провоза багажа; следить за порядком и соблюдением пассажирами правил пользования автобусом и наличием в кассах-копилках контрольных билетов и в случае необходимости заправлять их; производить продажу абонементных талонов и месячных проездных билетов (только на остановках).
Так как данная инструкция была разработана более 30 лет назад, то ее необходимо применять в адаптированном для современных реалий варианте. Например, согласно п. 3.1 и 3.2 Порядка проезда пассажиров в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области, оборудованном автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажиров, по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам*(3) оплата проезда производится путем регистрации поездки по транспортной карте или социальной карте устройством считывания карт. Пассажир при входе в салон транспортного средства обязан передать кондуктору (водителю) транспортную карту или социальную карту и назвать конечную остановку пути его следования по маршруту.
Кондуктор обязан заключить с предприятием договор о полной материальной ответственности за передаваемые ему в подотчет проездные билеты и за полученную им денежную выручку (п. 2.4 Инструкции кондуктора автобуса*(4)). Соответственно, договор о полной материальной ответственности нужно заключить и с водителем, выполняющим функции кондуктора.
Документальное оформление трудовых отношений с водителем-кондуктором
Обратимся к ст. 60.2 ТК РФ, предусматривающей, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) за дополнительную оплату и путем совмещения профессий (должностей). При этом срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Таким образом, работа водителя на городских автобусных маршрутах без кондуктора является по существу совмещением профессий (должностей). При этом организации необходимо получить письменное согласие у водителя, например, в виде дополнительного соглашения к трудовому договору, даже если совмещение длится лишь один день. В дополнительном соглашении нужно отразить дополнительные обязанности, возлагаемые на водителя при отсутствии кондуктора, а также срок возложения таких обязанностей.
Также с водителем, как указано выше, нужно заключить договор о полной материальной ответственности в части, касающейся исполнения им функций кондуктора.
Вправе ли водитель обилечивать пассажиров во время движения автобуса?
С целью решения данного вопроса обратимся к п. 11.2 Примерной производственной инструкции водителя автобуса, в котором водителю предписано производить продажу абонементных талонов и месячных проездных билетов только на остановках. Эта норма корреспондирует с п. 4.9 данной инструкции, запрещающим водителю в процессе управления автобусом на линии принимать пищу, вести посторонние разговоры, производить размен денег.
Таким образом, во время движения автобуса водитель не вправе обилечивать пассажиров. Делать это нужно только на остановках автобуса.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.
*(2) Утверждена Письмом Минавтотранса РСФСР от 22.08.1979 N 125-ц.
*(3) Утвержден Распоряжением Минтранса МО от 23.11.2009 N 365.
*(4) Утверждена Приказом Генерального директора ГП "Пассажиравтотранс" от 06.05.1996 N 81.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"