Движение денежных средств: бюджет и отчетность предприятий инновационной сферы деятельности
А.Ф. Черненко,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента,
Южно-Уральский государственный университет,
Челябинск, Российская Федерация
Т.Ю. Онокой,
главный специалист финансово-экономического управления,
Центральный научно-исследовательский институт химии и механики,
Москва, Российская Федерация
Журнал "Международный бухгалтерский учет", N 39, октябрь 2015 г., с. 50-66.
Предмет. В современных условиях создание бюджета движения денежных средств обусловлено созданием эффективного инструмента управления денежными потоками, потребностью доступа к оперативной информации о движении денег системы управления предприятием, повышением информативности регламентированной отчетности.
Цели. Определение шагов на пути создания бюджета движения денежных средств как универсального инструмента управления денежными потоками в деятельности предприятия; представление формы отчета о движении денежных средств, сопоставимой с аналогичными рабочими и регламентированными отчетами.
Методология. В статье определена последовательность создания бюджета движения денежных средств и логическая структура отчета об этом процессе, обладающем прозрачностью и сопоставимостью с регламентированной отчетностью.
Результаты. Представлены базовые формы таблиц, определяющие информационную структуру бюджета движения денежных средств, систематизацию отражения хозяйственных операций в ходе этого движения, сопоставимость плановых и фактических отчетных форм. Конкретизированы шаги на пути создания отчетности, сопоставимой с существующими рабочими и регламентированными формами.
Выводы. Бюджет движения денежных средств, созданный на основе мультипроектного метода, позволяет реализовать в деятельности предприятия единую систему учета, планирования денежных потоков и оперативного контроля. Разработанная форма отчета о движении денежных средств объединяет плановую и фактическую структуру данных и позволяет реализовать прозрачность формирования содержащихся в ней показателей, их динамику во временном интервале и детализацию до уровня статей или перечня хозяйственных операций.
В условиях кризисных явлений в экономике бюджет движения денежных средств (далее - БДДС) является универсальным инструментом работы с денежным потоком, используемым в практической деятельности хозяйствующими субъектами. Действенность, а следовательно, и актуальность БДДС как инструмента управления показана во многих работах российских и зарубежных ученых [1-5]. Повторяемость кризисных явлений в экономике обусловливает поиск эффективных инструментов оперирования денежными потоками хозяйствующего субъекта. Например, опыт финансового кризиса 1998 г. обнаружил, по мнению В.Е. Хруцкого и В.В. Гамаюнова, отсутствие у руководителей своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии компании [6]. Следует отметить работы К.В. Щиборща [7], А.Д. Шеремета [8], В.Н. Самочкина [9] и других*(1), в которых понятие бюджетирования раскрывается как системная разработка конкретных бюджетов, соответствующих целям функционирования предприятия.
Создание облика БДДС, организационные основы его формирования и актуализации обусловлены методическими подходами в управленческом учете денежного потока [12, 13]*(2).
Новым эффективным подходом к установлению объектов в учете денежного потока и обеспечении информационной основы создания БДДС, обладающей аналитическим потенциалом, является мультипроектный метод, разработанный авторами данной статьи.
Создание БДДС на основе применения мультипроектного метода учета денежных потоков с применением единого классификатора обеспечивает прозрачность учетных данных и формирования показателей. Формы БДДС являются альтернативой регламентированному отчету и сопоставимы с рабочими формами, используемыми в российских стандартах бухгалтерского учета.
Авторская классификация объектов денежного потока, позволяющая структурировать информацию о движении денежных средств и показать связи между прямыми и косвенными операционными объектами, представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Классификация объектов в учете денежного потока
/--------------------------------\
|Объекты в учете денежного потока|
\--------------------------------/
|
| /-------------------------\
| Косвенные операционные |
/------------------------\ | объекты |
|Структурные объекты | | |
| (проекты, работы) | | /-------\/-------------\|
\------------------------/ | |Статья || Структурные ||
| | |расхода||подразделения||
| \-------/\-------------/|
/------------------------------------------\\-------------------------/
| Прямые операционные объекты, |
| обеспечивающие детализацию |
| данных по структурным объектам |
| |
|/-------\ /---------------\/-------------\|
||Статья | | Источники || Структурные ||
||расхода| |финансирования,||подразделения||
|\-------/ | заказчики |\-------------/|
| \---------------/ |
\------------------------------------------/
Целью пообъектной классификации денежного потока являлось ее транспонирование в область учетных данных, формирование системы аналитических признаков хозяйственных операций и установление их связи со статьями движения денежных средств. Принцип отражения объектов в учетных данных входящего и исходящего денежных потоков проиллюстрирован рис. 2.
Рисунок 2. Транспонирование объектов учета денежного потока в область учетных данных денежного потока
/-------------------------------------------------------\
| Денежные потоки |
\-------------------------------------------------------/
|
| /------------------------\ /-----------------------\
| | Объекты учета денежных| |Аналитические признаки|
| | потоков | |исходящих хозяйственных|
| | | операций |
/----------------------\ | | | |
|Аналитические признаки| |/----------------------\| |/-------------------\ |
|входящих хозяйственных|+| Структурные |+-+|Отражающие прямые | |
| операций | |\----------------------/|/+| расходы | |
\----------------------/ | || |\-------------------/ |
|/----------------------\|| | |
|| Прямые операционные |+/ |/--------------------\ |
|\----------------------/| ||Отражающие косвенные| |
| |/+| расходы | |
|/----------------------\|| |\--------------------/ |
||Косвенные операционные|+/ \-----------------------/
|\----------------------/|
\------------------------/
Актуальным примером необходимости организации раздельного учета финансирования проектов является вступление в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 159-ФЗ*(3), устанавливающего для предприятий, занимающихся выполнением гособоронзаказа, единственно возможный формат отчетности по работам отрасли - прозрачный и раздельный учет денежных потоков в разрезе проектов.
Каждый заключенный государственный контракт в соответствии с указанным документом рассматривается как отдельный проект и требует соответствующего организационного сопровождения и отчетности не только на уровне хозяйствующих субъектов, но и на уровне функционального взаимодействия с банковской сферой.
Организация в управленческом учете регистров, отражающих проектное финансирование и их использование для информационных нужд внутри хозяйствующего субъекта, приобретает законодательную основу [14-16].
Процессу бюджетирования посвящено множество публикаций, рассматривающих различные виды бюджетных моделей*(4), проблемы их построения и эффективность применения, в том числе на предприятиях с инновационной и оборонной сферой деятельности [17-19] *(5).
Одним из самых распространенных форматов организации учета денежного потока является БДДС. Структура БДДС, формирующегося с помощью применения мультипроектного метода, включает в себя два основных учетных регистра.
1. Бюджеты структурных подразделений, ответственных за выполнение проектов. Наиболее распространенное наименование в научно-методической литературе субъектов учета - структурных подразделений - центр(ы) финансовой ответственности (далее - ЦФО).
Бюджеты ЦФО содержат показатели структурных объектов - проектов, выполняемых предприятием и прямых операционных объектов - статей структуры цены (сметы) на проект.
Показатели статей расхода, относящиеся к прямым операционным объектам, суммируются с соответствующими статьями всех ЦФО и в агрегированном виде отражаются в консолидированной форме бюджета движения денежных средств.
Структурные объекты, представляющие собой перечень работ и детализируемые прямыми операционными объектами статьи структуры цены (рис. 1), представлены в отчетной форме субъекта учета - структурного подразделения предприятия, занимающегося основной деятельностью.
Прямые операционные объекты - статьи структуры цены на работу (сметы на проект) - составляют вертикаль бюджета центров финансовой ответственности (ЦФО). Горизонталь отчетной формы ЦФО - временная шкала, на которой формируются показатели фактического и планового периодов, обеспечивая скользящий характер бюджета.
2. Консолидированная форма БДДС, содержащая показатели косвенных операционных объектов учета денежного потока и агрегированные показатели (итоги) прямых операционных объектов, формирующиеся как арифметическая сумма по статьям бюджетов ЦФО.
Отражение объектов входящего и исходящего денежных потоков в бюджете движения денежных средств различается. Отражение объектов учета в доходной части бюджета движения средств представлено на рис. 3.
Рисунок 3. Отражение объектов учета денежного потока в доходной части бюджета движения денежных средств
/-------------------------------\
| Бюджет движения денежных |
| средств |
/---------------------\ | |
|Структурные объекты |----\ | /--------------------------\ |
\---------------------/ \-+| Бюджет ЦФО | |
| \--------------------------/ |
/----------------------\ | |
|Косвенные операционные| | /--------------------------\ |
|объекты |-----+| Консолидированный бюджет | |
\----------------------/ | |движения денежных средств | |
| \--------------------------/ |
\-------------------------------/
Входящий денежный поток бюджета движения денежных средств формируются из двух источников:
- поступлений консолидированной части бюджета, напрямую попадающих в бюджет;
- совокупных поступлений по структурным объектам ЦФО - проектам, выполняемым предприятием.
Показатели поступлений по проектам формируются в бюджете округа на основании входящих платежных поручений от заказчика проектов (работ), общая сумма которых определяет объем входящего денежного потока за период по ЦФО в целом. Соответственно, консолидированная часть бюджета движения денежных средств содержит сумму поступлений по всем ЦФО за период. Общий входящий денежный поток предприятия за период формируется как сумма поступлений по структурным и косвенным операционным объектам.
Исходящий денежный поток обладает более сложной структурой, для которой характерен более широкий диапазон объектов учета денежного потока. Связь объектов учета денежного потока и бюджета движения денежных средств в расходной части бюджета движения денежных средств иллюстрирует рис. 4.
Рисунок 4. Отражение объектов учета денежного потока в расходной части бюджета движения денежных средств
/------------------------\
|Структурные объекты |---\ /-------------------------------\
| (проекты, работы) | | | Бюджет движения денежных |
\------------------------/ \-+--\ средств |
| | |
| |
/------------------------------\ | /--------------------------\ |
|Прямые операционные объекты,|---+| Бюджет ЦФО | |
|обеспечивающие детализацию| | \--------------------------/ |
|данных по структурным объектам| | | |
| | | |
| /--------------\ | | /--------------------------\ |
| |Статья расхода| | | | Консолидированный бюджет | |
| \--------------/ | | |движения денежных средств | |
| | | \--------------------------/ |
| /-------------\ | | |
| | Структурные | | | | |
| |подразделения| | \---------+---------------------/
| \-------------/ | |
\------------------------------/ |
/------------------------------\ |
| Косвенные операционные | |
| объекты | |
| | |
| /--------------\ | |
| |Статья расхода| | |
| \--------------/ | |
| | |
| /-------------\ |-------------/
| | Структурные | |
| |подразделения| |
| \-------------/ |
| |
\------------------------------/
Показатели косвенных операционных объектов аналогично входящему денежному потоку формируются непосредственно в консолидированной части бюджета. Общий исходящий денежный поток за период представляет собой сумму показателей за период бюджетов ЦФО и показателей консолидированной части бюджета. Сальдо консолидированного бюджета формируется как арифметическая разность показателей объектов учета входящего и исходящего денежных потоков за период.
Установление перечня объектов учета исходящего и входящего денежных потоков позволяет сформировать структуру средств, определить перечень статей движения денег.
Каждой статье движения в бюджете соответствуют определенные хозяйственные операции, сумма которых определяет показатель по статье за период.
Отражение объектов учета в виде аналитических признаков хозяйственных операций позволяет разделить последние по формам бюджета. Операции, относящиеся к косвенным структурным объектам учета, попадают в консолидированную часть. Операции, относящиеся к структурным и прямым косвенным объектам, отражаются в форме ЦФО.
Фактическая составляющая бюджета формируется на основании данных бухгалтерского учета, дополненных аналитическими признаками. Плановая составляющая формируется экспертным путем сотрудниками предприятия и актуализируется каждый раз после получения фактических данных за период.
В практической деятельности создание БДДС реализуется в следующем порядке.
1. Разработка классификатора статей движения денежных средств. Он составляет основу структуры бюджета, его наполнения, определяет аналитические возможности отчетных форм бюджета.
Оптимальным и наиболее эффективным для автоматизации БДДС является использование в классификаторе статей движения денежных средств, применяемых в бухгалтерском учете.
Статьи справочника счетов учета денежных средств транспонируются в классификатор БДДС, обеспечивая совпадение структуры бухгалтерской и управленческой отчетности.
Целесообразно применить в классификаторе БДДС коды строк - статей движения денежных средств. Кодировка строк является простой и эффективной мерой организационного порядка (например, для поиска нужной строки в программной среде), а также процесса автоматизации регистров управленческого учета.
С учетом опыта использования кодировки статей движения денежных средств наиболее оптимальным является применение четырехзначных кодов. В табл. 1 представлено соответствие статей движения денежных средств бухгалтерского и управленческого учетов - статей, определяющих единую классификацию денежного потока, используемую на практике.
Таблица 1
Единый классификатор статей движения денежных средств для бухгалтерского и управленческого учетов
N п/п | Код строки в учете (БДДС) | Код строки отчета по ОКУД 0710004 | Вид движения денежных средств | Наименование статьи в бухгалтерском и управленческом учетах |
1 | 1100 | - | Поступления по основной (инновационной) деятельности | - |
2 | 1101 | 4111 | "Поступления по проекту А" | 1101/4111. "Поступления по проекту А" |
3 | 1102 | 4111 | "Поступления по проекту В" | 1102/4111. "Поступления по проекту В" |
4 | 1103 | 4111 | "Поступления по проекту С" | 1103/4111. "Поступления по проекту С" |
5 | 1300 | - | "Поступления по вспомогательным видам деятельности" | - |
6 | 1301 | 4111 | "Поступления по типографии" | 1301/4111. "Поступления по типографии" |
7 | 1302 | 4111 | "Поступления по транспортному управлению" | 1302/4111. "Поступления по транспортному управлению" |
8 | 1303 | 4219 | "Прочие поступления" | 1303/4219. "Прочие поступления" |
9 | 1200 | "Выбытия по основной (инновационной) деятельности" | -- | |
10 | 1201 | 4121 | "Платежи по проекту А" | 1201/4121. "Платежи по проекту А" |
11 | 1202 | 4121 | "Платежи по проекту В" | 1202/4121. "Платежи по проекту В" |
12 | 1203 | 4121 | "Платежи по проекту С" | 1203/4121. "Платежи по проекту С" |
13 | 1400 | - | "Выбытия по вспомогательным видам деятельности" | - |
14 | 1401 | 4121 | "Платежи по типографии" | 1401/4121. "Платежи по типографии" |
15 | 1402 | 4121 | "Платежи по транспортному управлению" | 1402/4121. "Платежи по транспортному управлению" |
16 | 1500 | - | "Налоговые платежи" | - |
17 | 1501 | 4122 | "Перечисление НДФЛ" | 1501/4122. "Перечисление НДФЛ" |
18 | 1502 | 4122 | "Перечисление страховых взносов" | 1502/4122. "Перечисление страховых взносов" |
19 | 1503 | 4129 | "Перечисление НДС" | 1503/4129. "Перечисление НДС" |
20 | 1504 | 4124 | "Перечисление налога на прибыль" | 1504/4124. "Перечисление налога на прибыль" |
21 | 1505 | 4129 | "Прочие налоги" | 1505/4129. "Прочие налоги" |
22 | 1506 | 4129 | "Штрафы, пени, неустойки" | 1506/4129. "Штрафы, пени, неустойки" |
23 | 1600 | 4122 | "Перечисление заработной платы" | 1600/4122. "Перечисление заработной платы" |
24 | 1700 | 4121 | Косвенные расходы (платежи по смете накладных расходов) | - |
25 | 1701 | 4121 | Расходы на командировки | 1701/4121. "Расходы на командировки" |
26 | 1702 | 4121 | "Расходы на почтовые и канцелярские товары" | 1702/4121. "Расходы на почтовые и канцелярские товары" |
27 | 1703 | 4121 | "Информационные и юридические услуги, аудит" | 1703/4121. "Информационные и юридические услуги, аудит" |
28 | 1704 | 4121 | "Расходы на услуги связи и сигнализации" | 1704/4121. "Расходы на услуги связи и сигнализации" |
29 | 1705 | 4121 | "Расходы на электроэнергию" | 1705/4121. "Расходы на электроэнергию" |
30 | 1706 | 4121 | "Расходы на тепло" | 1706/4121. "Расходы на тепло" |
31 | 1707 | 4121 | "Расходы на водоснабжение и канализацию" | 1707/4121. "Расходы на водоснабжение и канализацию" |
32 | 1708 | 4121 | "Расходы на содержание оборудования" | 1708/4121. "Расходы на содержание оборудования" |
33 | 1709 | 4121 | "Расходы на содержание зданий и сооружений" | 1709/4121. "Расходы на содержание зданий и сооружений" |
34 | 1710 | 4121 | "Расходы на содержание транспорта" | 1710/4121. "Расходы на содержание транспорта" |
35 | 1711 | 4121 | "Расходы на содержание вычислительной техники" | 1711/4121. "Расходы на содержание вычислительной техники" |
36 | 1712 | 4121 | "Расходы на охрану труда и технику безопасности, на экологию" | 1712/4121. "Расходы на охрану труда и технику безопасности, на экологию" |
37 | 1713 | 4121 | "Расходы на охрану предприятия" | 1713/4121. "Расходы на охрану предприятия" |
38 | 1714 | 4121 | "Хозяйственное обеспечение" | 1714/4121. "Хозяйственное обеспечение" |
39 | 1715 | 4121 | "Расходы на подготовку и переподготовку кадров" | 1715/4121. "Расходы на подготовку и переподготовку кадров" |
40 | 1716 | 4121 | "Расходы на гражданскую оборону" | 1716/4121. "Расходы на гражданскую оборону" |
41 | 1717 | 4121 | "Расходы на маркетинг" | 1717/4121. "Расходы на маркетинг" |
42 | 8000 | 4121 | "Финансирование проектов из собственных средств предприятия" | 8000/4121. "Финансирование проектов из собственных средств предприятия" |
43 | 9000 | 4121 | "Прочие платежи" | 9000/4121. "Прочие платежи" |
Единый классификатор статей движения денежных средств является отражением структуры денежного потока предприятия и устанавливает связи между статьями движения денежных средств, используемых в учете, и формы по ОКУД 0710004.
Кроме того, в табл. 1 приведены статьи движения денежных средств, используемые на предприятии, функционирующем в сфере инновационных проектов. К основной его деятельности относятся научно-исследовательские разработки и выпуск опытных образцов новых видов продукции в области обороны, защиты государственной и коммерческой тайны.
Направления деятельности, не относящиеся к основному виду, являются вспомогательными, обеспечивают стабильность основной работы и одновременно являются коммерческими.
Основная производственная деятельность предприятия характеризуется наличием перечня проектов (НИР, ОКР, НИОКР*(6) и т.п.) с длительным сроком выполнения - год и более.
Финансирование реализуется по годам, авансовый транш может достигать 80% от стоимости работы в соответствии с условиями контракта. Получение последующих траншей авансирования проводится на основании отчета об освоении предыдущего. Например, для предприятий в сфере выполнения гособоронзаказа необходимо к табл. 1 добавить столбец с идентификационным кодом государственного заказчика в соответствии с законодательными условиями.
Единый классификатор статей движения денежных средств для бухгалтерского и управленческого учетов (см. табл. 1) содержит управленческую кодировку для БДДС и коды строк регламентированной отчетности, которые целесообразно отражать в наименовании статей движения денежных средств, являющихся едиными для обоих видов учета.
Использование кодов в названии статей движения денежных средств позволяет наглядно определять соответствие показателей в регламентированной форме отчетности по ОКУД 0710004 и в учетных регистрах хозяйствующего субъекта - бухгалтерском и управленческом. Целесообразно установить применение единого классификатора на уровне учетной политики предприятия.
2. Разработка формата комментария для различных типов хозяйственных операций. На данном этапе определяется облик аналитических признаков для хозяйственных операций, относящихся к прямым и косвенным расходам.
Нормативный аналитический признак хозяйственных операций, формирующих фактическую часть БДДС, целесообразно заменить на код строки БДДС единого классификатора. В табл. 1 перечень номеров строк формы по ОКУД 0710004 значительно меньше, чем перечень используемых на практике статей движения денежных средств.
Единый классификатор устанавливает соответствие строк регламентированного отчета и реальных статей движения денежных средств, позволяя заменить нормативный аналитический признак хозяйственных операций на код строки БДДС.
Облик аналитических признаков хозяйственных операций на примере предприятия, занимающегося инновационной деятельностью, представлен в табл. 2.
Таблица 2
Соответствие аналитических признаков хозяйственных операций и статей движения денежных средств
N п/п | Наименование статьи движения денежных средств в бухгалтерском и управленческом учетах (табл. 1) | Аналитический признак хозяйственных операций | Примечание |
1 | "Поступления по основной (инновационной) деятельности" | 1100 | |
2 | 1101/4111. "Поступления по проекту А" | 1101/А | А, В, С - условное обозначение номера или наименования проекта |
3 | 1102/4111./ | 1102/В | |
"Поступления по проекту В" | |||
4 | 1103/4111. "Поступления по проекту С" | 1103/С | |
5 | "Поступления по вспомогательным видам деятельности" | 1300 | |
6 | 1301/4111. "Поступления по типографии" | 1301/101 | 101 - номер структурного подразделения в составе штатного расписания предприятия |
7 | 1302/4111. "Поступления по транспортному управлению" | 1302/102 | 102 - номер структурного подразделения в составе штатного расписания предприятия |
8 | 1303/4219. "Прочие поступления" | 1303/... | После знака дроби указывается номер структурного подразделения - инициатора поступления |
9 | "Выбытия по основной (инновационной) деятельности" | 1200 | |
10 | 1201/4121. "Платежи по проекту А" | 1201/А/мат | Мат, спецоб, соисп, др - обозначение статей структуры цены на проект: материалы, спецоборудование, оплата работ соисполнителей проекта, другие работы и услуги |
11 | 1202/4121. "Платежи по проекту В" | 1202/В/спецоб | |
12 | 1203/4121. "Платежи по проекту С" | 1203/С/соисп | |
13 | "Выбытия по вспомогательным видам деятельности" | 1400 | |
14 | 1401/4121. "Платежи по типографии" | 1401/101 | 101 - номер структурного подразделения в составе штатного расписания предприятия |
15 | 1402/4121. "Платежи по транспортному управлению" | 1402/102 | 102 - номер структурного подразделения в составе штатного расписания предприятия |
16 | 1403/4121. "Прочие поступления" | 1403/... | 4003/4121. "Прочие поступления" |
17 | "Налоговые платежи" | 1500 | - |
18 | 1501/4122. "Перечисление НДФЛ" | 1501 | Аналитическим признаком хозяйственных операций, отражающих перечисление налогов, является код строки единого классификатора |
19 | 1502/4122/ "Перечисление страховых взносов" | 1502 | |
20 | 1503/4129/ "Перечисление НДС" | 1503 | |
21 | 1504/4124. "Перечисление налога на прибыль" | 1504 | |
22 | 1505/4129. "Прочие налоги" | 1505 | |
23 | 1506/4129. "Штрафы, пени, неустойки" | 1506 | |
24 | 1600/4122. "Перечисление заработной платы" | 1600 | Аналитическим признаком хозяйственных операций по перечислению заработной платы является код строки единого классификатора |
25 | "Косвенные расходы (платежи по смете накладных расходов)" | 1700 | |
26 | 1701/4121. "Расходы на командировки" | 1701/2606 | 26 - бухгалтерский счет "Общехозяйственные расходы"; ...06-...22 - субсчета к счету "Общехозяйственные расходы", на которых проводится учет косвенных расходов (сметы накладных расходов) |
27 | 1702/4121. "Расходы на почтовые и канцелярские товары" | 1702/2607 | |
28 | 1703/4121. "Информационные и юридические услуги, аудит" | 1703/2608 | |
29 | 1704/4121. "Расходы на услуги связи и сигнализации" | 1704/2609 | |
30 | 1705/4121. "Расходы на электроэнергию" | 1705/2610 | |
31 | 1706/4121. "Расходы на тепло" | 1706/2611 | |
32 | 1707/4121. "Расходы на водоснабжение и канализацию" | 1707/2612 | |
33 | 1708/4121. "Расходы на содержание оборудования" | 1708/2613 | 26 - бухгалтерский счет "Общехозяйственные расходы"; ...06-...22 - субсчета к счету "Общехозяйственные расходы", на которых проводится учет косвенных расходов (сметы накладных расходов) |
34 | 1709/4121. "Расходы на содержание сооружений" | 1709/2614 | |
35 | 1710/4121. "Расходы на содержание транспорта" | 1710/2615 | |
36 | 1711/4121/ "Расходы на содержание вычислительной техники" | 1711/2616 | |
37 | 1712/4121. "Расходы на охрану труда и технику безопасности, на экологию" | 1712/2617 | |
38 | 1713/4121. "Расходы на охрану предприятия" | 1713/2618 | |
39 | 1714/4121. "Хозяйственное обеспечение" | 1714/2619 | |
40 | 1715/4121. "Расходы на подготовку и переподготовку кадров" | 1715/2620 | |
41 | 1716/4121. "Расходы на гражданскую оборону" | 1716/2621 | |
42 | 1717/4121. "Расходы на маркетинг" | 1717/2622 | |
43 | 8000/4121. "Финансирование проектов из собственных средств предприятия" | 8000/СС/01...05 | СС - буквенное обозначение принадлежности хозяйственной операции к расходованию собственных средств; 01.05 - цифры, отражающие направление расходования в рамках выполнения каждого проекта. Например, 01 - закупка оборудования, 02 - капитальное строительство, 03 - реконструкция, и т.д. |
Там же показано соответствие статей движения денежных средств единого классификатора, типов хозяйственных операций и соответствующих аналитических признаков.
Рассмотрим логическую структуру табл. 2 подробнее.
Статьи движения денежных средств, начинающиеся на нечетные 1100, отражают поступления по основной деятельности - по всем проектам, составляющим основной портфель заказов предприятия.
Статьи, начинающиеся на 1300, отражают поступления по вспомогательной деятельности, характерной для структурных подразделений, обеспечивающих основной производственный процесс и имеющих возможность производить работы, услуги на сторону, например транспортный отдел, типография предприятия.
Статьи движения денежных средств, начинающиеся на четные 1200 и 1400, отражают расходование средств по проектам и деятельности вспомогательных подразделений соответственно.
Деление деятельности на основную и вспомогательную позволяет избежать засорения данных по крупным проектам предприятия и дифференцированно учитывать работу вспомогательных подразделений.
В статьях движения денежных средств, начинающихся на 1500, формируется детализация налоговых выплат.
В статьях, начинающихся на 1600, формируются обороты по перечисленной заработной плате. При необходимости возможна детализация заработной платы, например по видам работников предприятия - непосредственных исполнителей по проектам и обеспечивающих подразделений.
Статьи движения денежных средств, начинающиеся на 1700, представляют собой детализацию показателей по статьям косвенных расходов (сметы накладных расходов).
Приведенные в табл. 2 статьи, начинающиеся на 1701-1717, представляют собой структуру косвенных расходов предприятия, практикующего инновационную деятельность.
Преимущество платежной сметы накладных расходов состоит в ее оперативности - формирование показателей по статьям затрат в большинстве случаев происходит после прохождения платежей (поставка товарно-материальных ценностей проходит после оплаты), что позволяет ориентироваться в тенденции затратных показателей.
Контроль плановых лимитов по статьям на этапе прохождения платежа позволяет в итоге предотвратить перерасход затрат.
Статья движения денежных средств, начинающаяся на 8000, включает в себя все платежные операции, связанные с финансированием из собственных оборотных средств предприятия перспективных проектов, не имеющих на текущий момент заказчика.
Примером направления расходования может быть разработка нового программного продукта. Представленные в табл. 2 структура денежных потоков предприятия и устанавливаемая с помощью аналитических признаков ее связь с хозяйственными операциями отражают практическую реализацию мультипроектного метода учета денежных потоков на примере предприятия в сфере инновационной деятельности.
Мультипроектный метод позволяет создать гибко настраиваемую информационную основу бюджета движения денежных средств и регламентированной отчетности, учесть специфику предприятия, объемы его деятельности, потребности руководства в детализации информации и прочие условия учета денежных потоков.
Вертикальная структура БДДС формируется на основе табл. 1, горизонтальная может быть детализирована до недель и декад. Один из самых детальных регистров БДДС - ежедневный платежный календарь.
Выбор уровня детализации бюджетных форм проводится исходя из требований руководства, аналитических задач, целесообразности представления данных. Для предприятия, работающего над одним или несколькими крупными проектами (например, строительство морского судна), детализация в разрезе статей движения денежных средств по проекту возможна непосредственно в консолидированной форме БДДС.
При наличии большого портфеля заказов отражение по каждому проекту движения денежных средств в формате консолидированной формы бюджета приведет к излишней загруженности формы и, как следствие, к снижению ее аналитической ценности.
Движение денежных средств по каждому проекту в разрезе статей может быть отражено в бюджете структурного подразделения, ответственного за выполнение проекта. Например, если подразделений (ЦФО) несколько, то показатель консолидированной формы по статье расходов на проект содержит сумму всех соответствующих показателей ЦФО.
Косвенные затраты предприятия в консолидированной форме представлены по статьям, позволяя формировать в оперативном режиме платежную смету накладных расходов.
Бюджет ЦФО является формой, отражающей портфель заказов конкретного структурного подразделения предприятия и раскрывающей детализацию движения денежных средств по статьям выполняемых проектов.
Бюджет ЦФО позволяет избежать визуальной перегруженности консолидированной формы БДДС, является подробным информативным видом отчета, позволяющим разграничить между структурными подразделениями доступ к информации.
Структура отчета ЦФО выстраивается аналогично структуре консолидированной форме БДДС. Обе обладают одинаковой периодичностью формирования показателей на временной шкале (месяц, например), номенклатурой статей затрат на проект.
Формат отчета, являющийся альтернативой регламентированной форме и созданный на базе единой информационной основы бухгалтерского и управленческого отчетов, представлен в табл. 3.
Вертикальная структура табл. 3 содержит соответствие строк регламентированной формы и управленческой отчетности.
Второй столбец содержит четырехзначный номер статьи движения денежных средств в управленческом учете.
Третий столбец содержит соответствующий ему четырехзначный номер строки формы по ОКУД 0710004.
Преемственность этих строк формы и управленческих статей движения денежных средств позволяет установить связь с отчетными формами предыдущих периодов.
Горизонталь табл. 3 формируют показатели, которые могут быть представлены лаконично или в развернутом виде - в зависимости от информационных потребностей системы управления. Лаконичный формат отчета не лишает его информативности. Она обеспечивается выстроенными связями с учетными регистрами бухгалтерского и управленческого учетов.
Таблица 3
Отчетная форма по движению денежных средств, сопоставимая с рабочей и регламентированной отчетностью
Наименование | Код строки в учете предприятия | Код формы по ОКУД 0710004 | Значение показателя за отчетный за предыдущий период | |
Раздел 1. Текущая деятельность | ||||
1.1. Поступления по основной деятельности (проекты предприятия) | ||||
Проект А | 1101 | 4111 | ||
Проект В | 1102 | |||
Проект С | 1103 | |||
1.2. Платежи по основной деятельности (проекты предприятия) | ||||
Платежи по проекту А В том числе: Материалы Спецоборудование Оплата работ соисполнителей (контрагентов) Другие работы и услуги | 1201 | 4121 | ||
Платежи по проекту Б В том числе: ... | 1202 | |||
Платежи по проекту В В том числе: ... | 1203 | |||
1.3. Поступления по вспомогательной деятельности | ||||
Типография Транспортный отдел | 1301 1302 | 4111 | ||
1.4. Платежи по вспомогательной деятельности | ||||
Типография Транспортный отдел | 1401 1402 | 4121 | ||
1.5. Перечисление налогов | ||||
НДФЛ | 1501 | 4122 | ||
Страховые взносы | 1502 | 4122 | ||
НДС | 1503 | 4129 | ||
Налог на прибыль | 1504 | 4124 | ||
Прочие налоги | 1505 | 4129 | ||
1.6. Перечисление заработной платы | ||||
Заработная плата исполнителей проектов | 1601 | 4122 | ||
Заработная плата административно-управленческого персонала | 1602 | |||
1.7. Косвенные расходы* | ||||
1.8... | 1170 | 4121 | ||
Сальдо денежных потоков текущей деятельности - раздел 1 | ||||
Раздел 2. Инвестиционная деятельность | ||||
2.1. Поступление по проектам, финансируемым из собственных средств предприятия | ||||
Инвестиционный проект 1 Инвестиционный проект 2 | 2101 2102 | 4210 | ||
2.2. Платежи по проектам, финансируемым из собственных средств предприятия | ||||
Инвестиционный проект 1 Инвестиционный проект 2 | 2201 2202 | 4220 | ||
Сальдо денежных потоков по инвестиционной деятельности - раздел 2 | ||||
Раздел 3. Финансовая деятельность | ||||
3.1. Поступления по проектам финансовой деятельности | ||||
Проект 1 - Поступление денежных средств по депозитам | 3101 | 4312 | ||
Проект 2 - Получение кредитов, займов | 3102 | |||
3.2. Платежи по проектам финансовой деятельности | ||||
Проект 1 - Перечисление денежных средств по депозитам | 3201 | |||
Проект 2 - Выплаты по кредитам, займам | 3202 | |||
Сальдо денежных потоков за отчетный период | ||||
Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчетного периода | ||||
Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода | ||||
* Косвенные расходы могут быть представлены в развернутом виде - по статьям затрат. |
Использование единого справочника статей движения денежных средств в регламентированном и управленческом учете, закрепленная внутренним регламентом конкретизация шагов при формировании показателей и составления отчетных форм на базе единой информационной основы позволяют использовать в качестве приложений, детализирующих показатели регламентированного учета, формы БДДС: консолидированную и отчеты по ЦФО.
Раздел 1 в свернутом виде представляют собой сумму поступлений за период по проектам, выполняемым предприятием. Детализация показателей проводится при конкретизации поступлений денежных средств в разрезе проектов.
Раздел 2 аналогично разд. 1 может быть представлен в лаконичном формате - одним показателем или детализированными параметрами поступлений в разрезе структурных подразделений, занимающихся коммерческой деятельностью.
Раздел 3 содержит показатели расходования средств в разрезе сметных статей по проектам. В рассматриваемом случае предприятие выполняет широкий спектр работ, и отражение в отчете постатейного расходования средств в разрезе проектов может привести к излишней громоздкости и загруженности формы.
Статьи сметы (структуры цены) на проекты являются универсальными для всех проектов (работ) и могут быть представлены в виде перечня без детализации, что позволит не перегружать структуру отчетной формы.
В таком же формате может быть представлен входящий денежный поток разд. 1 табл. 3. Горизонтальная структура разработанной формы позволяет варьировать количеством показателей в зависимости от масштабов деятельности и специфики предприятия.
Например, при выполнении предприятием небольшого перечня проектов структура разд. 1 и 3 может быть симметричной.
Подраздел 1.1 содержит показатели входящего денежного потока в разрезе проектов, подраздел 1.3 - показатели исходящего денежного потока по статьям в том же разрезе.
Подраздел 1.4 показывает расходование средств по вспомогательной деятельности в разрезе структурных подразделений, наименование которых отражает вид их хозяйственной деятельности.
Подраздел 1.5 содержит сведения о перечислении предприятием налогов.
Подраздел 1.6 может быть детализирован по категориям работников при организации процесса формирования заработной платы, например на перечисления работникам, занятым проектной деятельностью или выполняющим административно-хозяйственные обязанности.
Подраздел 1.7 может быть представлен в развернутом виде по статьям сметы накладных расходов непосредственно в отчетной форме или детализирован приложением к отчету в виде фактической платежной сметы накладных расходов, являющейся частью консолидированной формы БДДС.
Подраздел 1.8 отражает финансирование предприятием проектов, не имеющих внешнего заказчика, нацеленных на получение рыночного результата в дальнейшем. Проекты, финансируемые за счет собственных оборотных средств предприятия, позволяют наращивать научный и инновационный потенциал предприятия.
В табл. 3 приведена форма отчета о движении денежных средств, составляющая альтернативу форме по ОКУД 0710004 и обладающая преемственностью плановой структуры данных и сопоставимостью с рабочими отчетами о движении денежных средств, формирующихся в российских стандартах бухгалтерского учета.
Информационная основа формы сформирована с помощью мультипроектного метода учета денежных потоков, проиллюстрирована в табл. 1, 2. Представленная отчетная форма по движению денежных средств обеспечивает:
- прозрачность формирования содержащихся в ней показателей;
- возможности детализации параметров до уровня статей или перечня хозяйственных операций (в зависимости от показателя);
- оценку динамики показателя во временном интервале.
Созданный на основе мультипроектного метода БДДС обладает универсальностью и позволяет реализовать единую структуру фактических бухгалтерских данных и отчетных управленческих форм, оперативный учет и контроль денежных потоков в разрезе проектов с постатейной детализацией, отражение в отчетных формах единой структуры фактических и плановых данных, обеспечивающих скользящий характер бюджета.
Разработанные базовые формы таблиц формируют основу отчетности, обеспечивают достоверность и адекватность показателей, а также гибкость структуры отчетной формы.
Использование в практической деятельности учетных регистров, созданных на основе мультипроектного метода, формирует методическую и организационную основу автоматизации бюджетных процессов.
В настоящее время в практической деятельности предприятия оборонно-промышленного комплекса России ФГУП ЦНИИХМ*(7), основную деятельность которого составляют инновационные проекты - НИР и ОКР, учет денежного потока реализован на основе БДДС, регистров и отчетных форм, созданных на основе применения мультипроектного метода.
Процесс формирования БДДС по основной и вспомогательной деятельности предприятия автоматизирован на базе программной платформы 1С: Консолидация. Применение на практике организационных и методических основ мультипроектного метода позволило поддержки принятия обоснованных реализовать оперативный учет, контроль, управленческих решений и информационную прогнозирование денежного потока основу для повышения содержательности предприятия, сформировать систему отчетности о движении денежных средств.
Список литературы
1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: пер. с англ. Н. Барышниковой. M.: Олимп-Бизнес, 2008. 1008 с.
2. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом. СПб.: Питер, 2005. 448 с.
3. Ванхорн Дж.С., Вахович-мл. Дж.М. Основы финансового менеджмента. 12-е изд.: пер. с англ. M.: Вильямс, 2008. 1232 с.
4. Гаррисон Р., Норин Э., Брюэр П. Управленческий учет. СПб.: Питер, 2011. 592 с.
5. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: пер. с англ. M.: Аудит, ЮНИТИ, 1994. 560 с.
6. Хруцкий В., Гамаюнов В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования. M.: Финансы и статистика, 2006. 464 с.
7. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. M.: Дело и Сервис, 2001. 544 с.
8. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. M.: ИНФРА-М, 1998. 343 с.
9. Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б., Логачева Е.Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. 2-е изд. M.: Дело, 2002. 376 с.
10. Сидорова М.И. Перспективы интеллектуализации систем бухгалтерского учета // Управление экономическими системами. 2013. N 56. URL: http://uecs.ru/ekonomicheskiyanaliz/item/2292-2013-08-22-07-53-45.
11. Воробьев А.В., Леонтьев В.Е. Анализ подхода к разработке финансовой стратегии предприятия, базирующегося на общей управленческой парадигме // Управление экономическими системами. 2011. N 34. URL: http://uecs.ru/finansi-i-kredit/item/703-2011-10-20-06-22-51.
12. Шохин С.О. Совершенствование нормативно-правового регулирования проектного финансирования // Юрист. 2013. N 24. С. 32-34.
13. Шохин С.О. Правовые проблемы финансирования федеральных целевых программ // Юридический мир. 2014. N 1. С. 51-55.
14. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006. 108 с.
15. Загидуллина Н.М. Бюджетирование в системе управления финансами: этапы и требования // Управление экономическими системами. 2013. N 51. URL: http://uecs.ru/finansi-i-kredit/item/2032-2013-03-14-06-13-59.
16. Воробьев А.В., Олюнин В.И. Генезис концепции финансового контроллинга в системе управления предприятием // Управление экономическими системами. 2014. N 62. URL: http://uecs.ru/finansi-i-kredit/item/2736-2014-02-01-06-51-27.
17. Булгакова Л.Н., Литовка Г.Л. Методические аспекты оценки эффективности инвестиционных проектов // Управление экономическими системами. 2014. N 70. URL: http://uecs.ru/finansi-i-kredit/item/3197-2014-12-01-07-56-17.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пашкова Л.В. История развития бюджетирования в организации // Международный бухгалтерский учет. 2015. N 25. С. 9-17; Гафурова Г.Н., Свистунова Е.А. Бюджетирование как основной инструмент в системе управления предприятием // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2013. N 6. С. 19-22.
*(2) Панов М. Бюджетная система координат - БДР, БДДС и ББЛ // Консультант. 2012. N 7. URL: http://www.conmax.ru/publication/sbu_04_m_panov_budgetnaya_sistema_koordi nat_bdr_bdds_bbl.html; Кутинова Н.Б. Организационные аспекты управленческого учета в строительной организации // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2014. N 8. С. 51-54.
*(3) О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации": Федеральный закон от 29.06.2015 N 159-ФЗ.
*(4) Закаригаев А.Х. Требования к системе бюджетирования предприятий инновационной направленности // Международный бухгалтерский учет. 2015. N 24. С. 10-20; Идзиев Г.И. Организационные предпосылки реструктуризации оборонных предприятий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. N 27. C. 27-33; Идзиев Г.И. Предпосылки и ограничения формирования региональных инновационных систем // Региональная экономика: теория и практика. 2011. N 41. С. 62-68.
*(5) Васильева М.В., Муслимова Г.Е. Венчурное финансирование нанотехнологий в России: проблемы и приоритеты // Вопросы современной экономики. 2013. N 1. URL: http://economic-journal.net/2013/04/venchurnoe-finansirovanie-nanotexnolo gij-v-rossii-problemy-i-prioritety; Чудаева И.Б. Совершенствование финансирования научно-технической зоны с учетом ее жизненного цикла // Модернизация и инновации. 2013. N 1. URL: http://economic-journal.net/2013/04/usovershenstvovanie-finansirovaniya-n auchno-texnicheskoj-zony-s-uchetom-ee-zhiznennogo-cikla; Муслимова Г.Е. Особенности финансирования нанотехнологических проектов // Модернизация и инновации. 2013. N 1. URL: http://economic-journal.net/2013/04/osobennosti-finansirovaniya-nanotexno logicheskix-proektov.
*(6) НИР - научно-исследовательские работы; ОКР - опытно-конструкторские разработки; НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
*(7) Данные официального сайта ЦНИИХМ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Международный бухгалтерский учет"
ООО "Издательский дом
"Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Информсервис"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017854
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75,
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet:
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций. Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН.