С 01.01 2016 ЦСО в Москве работают по-новому. Нам спускают норму трудовых условных единиц на каждый месяц. При выполнении нормы мы получаем должностной оклад. В среднем обслуживаем по 13 человек. Раньше на оклад приходилось обслуживать по 8 человек. Каждый месяц нам приходится брать подработку (больничные и отпуска других соцработников), нас не спрашивают, хотим мы брать дополнительную нагрузку или нет, все в приказном порядке. В прошлом месяце мне пришлось обслуживать 16 человек, это очень много на 1 соцработника. В должностной инструкции написано, что мы не имеем права отказываться от клиентов. Все зависит от решения заведующей отделением. Как она решит (сколько и каких клиентов) поручить тому или иному соцработнику, так и будет. Правомерно ли это? И еще несколько человек хотят увольняться, мы слышали, что на их место не собираются брать новых, а их подопечных хотят разбросать на нас. Существуют ли какие-либо нормы обслуживания по количеству клиентов?
Системы нормирования труда определяются работодателем в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором. При установлении норм труда работодатель вправе использовать типовые нормы труда, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. С 01.01.2016 вступили с силу Методические рекомендации по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания (утв. приказом Минтруда России от 15.10.2015 N 725), в соответствии с которыми нормы нагрузки социальных работников определяются на основании норм времени на оказание социальных услуг (а не на основании количества клиентов).
Для пересмотра, замены норм труда существует установленный ТК РФ порядок. Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца.
Нарушение указанного порядка изменения норм труда со стороны работодателя не правомерно.
За защитой своих прав работники вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
В соответствии со ст. 159 ТК РФ работникам гарантируются:
- государственное содействие системной организации нормирования труда;
- применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.
Согласно ст. 160 нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.
Исходя из ст. 161 ТК РФ для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С 01.01.2016 вступили с силу Методические рекомендации по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания (утв. приказом Минтруда России от 15.10.2015 N 725). Нормы нагрузки социальных работников определяются на основании норм времени на оказание социальных услуг соцработниками.
В соответствии со ст. 162 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.
На основании ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся:
- исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
- своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
- надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
- условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом. Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", март 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.