Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на строительство 4-го автодорожного мостового перехода через р. Енисей в г. Красноярске в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года" (совместно с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации) в правительстве Красноярского края
В.Н. Богомолов,
аудитор Счетной палаты Российской Федерации
Т.А. Давыденко,
председатель Счетной палаты Красноярского края
Журнал "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации", N 2, февраль 2016 г., с. 69-94.
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункты 3.9.7, 3.9.7.1, 3.9.7.2 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год, пункт 5.5.1 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год.
Предмет контрольного мероприятия
Средства федерального бюджета, предоставленные в виде субсидии на софинансирование объекта капитального строительства; средства бюджета Красноярского края, направленные на финансирование объекта капитального строительства; деятельность получателей бюджетных средств по использованию субсидий из федерального бюджета, а также расходованию средств бюджета Красноярского края.
Объекты контрольного мероприятия
Федеральное дорожное агентство (камерально); правительство Красноярского края.
Срок проведения контрольного мероприятия: октябрь-декабрь 2015 года.
Цели контрольного мероприятия
Цель 1. Определить соответствие условий предоставления субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Красноярского края требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе нормативным правовым актам Красноярского края.
Цель 2. Определить целевой характер и эффективность использования бюджетных средств, предоставленных правительству Красноярского края.
Проверяемый период деятельности: 2013-2014 годы и истекший период 2015 года.
Краткая характеристика проверяемой сферы и деятельности объектов проверки
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 10 июля 2008 года N 6-1930 "О правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края" правительство Красноярского края является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти и возглавляет органы исполнительной власти края.
Полномочия правительства края в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности определены Законом Красноярского края от 9 декабря 2010 года N 11-5430 "О разграничении полномочий органов государственной власти Красноярского края в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности", в том числе: принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований краевого бюджета на указанные цели.
В соответствии с уставом, утвержденным приказом министерства транспорта Красноярского края от 27 июля 2011 года N 3/112, Краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" (далее - КГКУ "КрУДор", Управление), созданное Красноярским краем, осуществляет оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций по использованию автомобильных дорог и осуществлению дорожной деятельности.
Рост фактической интенсивности движения городского и транзитного транспорта в г. Красноярске привел к высокой степени загруженности автомобильных дорог города.
В целях снижения транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть г. Красноярска, интенсивности движения по альтернативным действующим мостовым переходам в 2007 году принято решение о создании 4-го мостового перехода через р. Енисей (далее - Объект).
На сегодняшний день мост построен и введен в эксплуатацию (разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию от 29 октября 2015 года N 24-308-01/2488-дг-2012, выданное администрацией г. Красноярска).
Мощность 4-го мостового перехода через р. Енисей в г. Красноярске составляет 3330 автомобилей в час. Длина русловой части составляет 775,48 м, строительная длина по основной трассе - 1942,4 метра.
Проектно-изыскательские работы по Объекту проводились в 2007-2008 годах на основании государственного контракта от 2 октября 2007 года N ПТС-361/07-2146П, заключенного между КГКУ "КрУДор" и ОАО "Трансмост" стоимостью 40,1 млн. рублей.
КГКУ "КрУДор" также является государственным заказчиком по государственному контракту, заключенному с ОАО "Сибмост" от 4 июня 2012 года ТС N 68/12 на выполнение работ по строительству 4-го автодорожного мостового перехода через р. Енисей в г. Красноярске на участке от ул. Дубровинского до ул. Свердловской.
Согласно разрешению на ввод Объекта в эксплуатацию его общая стоимость составляет 13674,3 млн. рублей, в том числе строительно-монтажные работы - 12000,0 млн. рублей.
Результаты контрольного мероприятия
Цель 1. Определить соответствие условий предоставления субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Красноярского края требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе нормативным правовым актам Красноярского края
Решение о строительстве Объекта принято Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым по результатам рассмотрения обращения губернатора Красноярского края от 27 апреля 2011 года N 1-04368 об оказании финансовой поддержки бюджету Красноярского края в период 2011-2015 годов (поручение от 5 мая 2011 года N Пр-1239 Минтрансу России и Минфину России о проработке вопроса строительства Объекта на принципах софинансирования).
По результатам проработки указанного вопроса распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2012 года N 67-р (в первоначальной редакции) Красноярскому краю были утверждены субсидии из федерального бюджета на софинансирование строительства Объекта, предусмотренные подпрограммой "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", в объеме 4513,5 млн. рублей, в том числе: на 2012 год - 742,0 млн. рублей; на 2013 год - 1447,0 млн. рублей; на 2014 год - 2324,5 млн. рублей. В дальнейшем в указанное распоряжение Правительства Российской Федерации были внесены изменения, в результате которых объем финансирования был предусмотрен в сумме 6235,0 млн. рублей, в том числе: в 2013 году - 1447,0 млн. рублей; в 2014 году - 2324,5 млн. рублей; в 2015 году - 2463,5 млн. рублей.
Утвержденные объемы софинансирования соответствуют заявленной краем потребности.
Указанные суммы предусмотрены правительству Красноярского края (КГКУ "КрУДор") на софинансирование строительства Объекта согласно адресному (пообъектному) распределению субсидий на 2012-2014 годы, которые утверждены приказом Росавтодора от 29 марта 2012 года N 97 (в первоначальной редакции).
Пунктом 22 Методики расчета размера межбюджетных субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, предусмотренных подпрограммой "Автомобильные дороги", условий и порядка их предоставления, приведенной в приложении N 4 к подпрограмме "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 (в редакции от 30 декабря 2011 года) (далее - Методика), установлено, что субсидии предоставляются на основании соглашения, заключенного между Росавтодором и субъектом Российской Федерации.
В целях выполнения условий предоставления субсидий, установленных Методикой, а также согласования и подписания соглашения о предоставлении в 2012-2014 годах субсидии правительством Красноярского края (письма от 10 февраля 2012 года N 3-01500 и N 3-01501) направлены в Росавтодор следующие документы и материалы:
- информация о включении Объекта в долгосрочную целевую программу "Дороги Красноярья" на 2012-2016 годы, утвержденную постановлением правительства Красноярского края от 18 октября 2011 года N 628-п (в редакции от 15 ноября 2011 года);
- информация о наличии в бюджете Красноярского края бюджетных ассигнований на финансирование Объекта;
- положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 25 августа 2011 года N 838-11/ГГЭ-7308/04 на проектную документацию по Объекту, разработанную ОАО "Трансмост", и результаты инженерных изысканий.
Проектная документация утверждена распоряжением КГБУ "КрУДор" от 30 августа 2011 года N 222-р.
На основании предоставленных документов между Росавтодором и правительством Красноярского края заключено соглашение от 14 мая 2012 года N УД48/69-С о предоставлении в 2012-2014 годах субсидии из федерального бюджета бюджету Красноярского края на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" (далее - Соглашение на 2012-2014 годы).
Кроме средств федерального бюджета, строительство Объекта осуществлялось за счет средств бюджета Красноярского края в рамках долгосрочной целевой программы "Дороги Красноярья" на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением правительства Красноярского края от 18 октября 2011 года N 628-П, а также подпрограммы "Дороги Красноярья" государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N 510-П.
Информация об объемах финансирования строительства Объекта за счет средств федерального и краевого бюджетов в 2012-2014 годах в соответствии с условиями заключенных соглашений представлена в таблице:
(млн. руб.)
N соглашения | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ||||||
всего | ФБ | РБ | всего | ФБ | РБ | всего | ФБ | РБ | |
УД 48/69-С от 14 мая 2012 г. | 1785,5 | 742,0 | 1043,5 | 2894,0 | 1447,0 | 1447,0 | 4649,0 | 2324,5 | 2324,5 |
ДС N 1 | - | - | - | - | - | - | 4416,5 | 2183,3 | 2233,3 |
В 2012 году Росавтодором предоставлена субсидия правительству Красноярского края в сумме 742,0 млн. рублей, из которой по состоянию на 1 января 2013 года неиспользованный остаток составил 114,8 млн. рублей (использованы в 2013 году).
При этом Красноярский край в 2012 году обязательство по соглашению в части финансирования строительства Объекта в полном объеме не выполнил. По состоянию на 1 января 2013 года недофинансирование составило 387,2 млн. рублей.
Фактически в 2012-2014 годах освоение бюджетных средств составило 8708,9 млн. рублей, в том числе: средств федерального бюджета - 4372,3 млн. рублей; средств краевого бюджета - 4336,6 млн. рублей.
В 2013-2014 годах средства субсидии из федерального бюджета и бюджета Красноярского края использованы полностью.
В соответствии с условиями предоставления субсидии в 2015 году, установленными Методикой (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года N 445), министерством транспорта Красноярского края письмом от 23 марта 2015 года N 03-0859 были направлены в Росавтодор карта-схема строительства Объекта; копии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и экспертизы достоверности определения сметной стоимости строительства от 25 августа 2011 года N 838-11/ГГЭ-7308/04 и от 1 ноября 2011 года N 24-1-3-0064-11, соответственно; выписка из Закона Красноярского края от 1 декабря 2014 года N 7-2877 "О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов" в части расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения; справка о стоимости Объекта строительства на этапе реализации проекта; расчет стоимости объекта дорожных работ.
На основании представленных документов между Росавтодором и правительством Красноярского края заключено соглашение от 9 апреля 2015 года N ФДА48/69-С (далее - Соглашение на 2015 год) о предоставлении субсидии Красноярскому краю на софинансирование строительства Объекта. Объем финансирования Объекта, предусмотренный Соглашением на 2015 год, составил 4282,9 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 2106,3 млн. рублей; за счет средств краевого бюджета - 2176,6 млн. рублей. Показателем результативности (эффективности) использования субсидии согласно Соглашению на 2015 год является протяженность вводимых в эксплуатацию автомобильных дорог (1,942 километра).
Следует отметить, что подпунктом "г" пункта 22 Методики (в редакции от 15 мая 2014 года) установлено, что субсидии предоставляются на основании соглашения, в котором должно быть предусмотрено, в том числе, наличие у заявителя положительного заключения о достоверности сметной стоимости в отношении объекта капитального строительства.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что в нарушение подпункта "в" пункта 4 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 427 (в первоначальной редакции), правительством Красноярского края представлено положительное заключение от 1 ноября 2011 года N 24-1-3-0064-11 о достоверности определения сметной стоимости Объекта, выданное Краевым государственным автономным учреждением "Красноярская краевая государственная экспертиза", а не федеральным государственным учреждением, подведомственным Министерству регионального развития Российской Федерации.
Общий объем финансирования Объекта в 2012-2015 годах в соответствии с условиями заключенных соглашений о предоставлении субсидий предусмотрен в сумме 13379,0 млн. рублей, из них: средства федерального бюджета - 6478,6 млн. рублей (48,4%); средства краевого бюджета - 6900,4 млн. рублей, или 51,6% (с учетом заключенных дополнительных соглашений).
Фактически за период 2012-2015 годов по состоянию на 28 октября 2015 года в бюджет Красноярского края субсидии из федерального бюджета поступили в сумме 6185,0 млн. рублей, или 95,5 процента.
Остаток субсидии из федерального бюджета, подлежащий перечислению в бюджет Красноярского края до конца 2015 года, составляет 293,6 млн. рублей.
При этом потребность Управления в средствах федерального и краевого бюджетов для завершения расчетов с подрядчиками составляет 631,9 млн. рублей.
По состоянию на момент проверки (10 ноября 2015 года) объем предоставленных и не использованных КГКУ "КрУДор" в 2015 году федеральных и краевых средств составил 132,7 млн. рублей.
Таким образом, учитывая недофинансирование краем строительства Объекта (остаток 2012 года в сумме 387,2 млн. рублей), неиспользованный остаток бюджетных средств 2015 года (132,7 млн. рублей) и объем обязательств края по Соглашению на 2015 год, подлежащих исполнению до конца текущего года (18,8 млн. рублей), потребность в федеральном софинансировании на завершение расчетов по Объекту составляет 93,2 млн. рублей, что на 200,4 млн. рублей меньше остатка субсидии 2015 года, подлежащего к перечислению в 2015 году (293,6 млн. рублей).
Анализ выполнения условий соглашений о предоставлении субсидий в период 2012-2015 годов показал, что в 2012 и 2013 годах предоставление субсидий бюджету Красноярского края Росавтодором осуществлялось с нарушением установленных графиков перечисления субсидий в бюджет Красноярского края в рамках реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" (приложение N 1 к соглашению).
Так, в III квартале 2012 года приложением N 1 к соглашению предусмотрено предоставление субсидии в сумме 382,6 млн. рублей. Вместе с тем Росавтодором в указанный период фактически перечислена субсидия в размере 169,7 млн. рублей, что на 212,9 млн. рублей меньше, чем установлено графиком. Оставшаяся часть субсидии перечислена в октябре-ноябре 2012 года.
Из предусмотренной к перечислению в IV квартале 2012 года субсидии из федерального бюджета в сумме 359,4 млн. рублей, в декабре было перечислено 334,2 млн. рублей, или 93% от объема субсидии, предусмотренного к перечислению в указанный период.
В соответствии с графиком перечисления субсидии на 2013 год (приложение N 3 к Соглашению на 2012-2014 годы) в I квартале 2013 года подлежало перечислению 506,5 млн. рублей, во II квартале - 217,1 млн. рублей, в III квартале - 434,1 млн. рублей, в IV квартале - 289,4 млн. рублей. Фактически субсидия в сумме 723,5 млн. рублей (за I и II кварталы) перечислена Росавтодором в течение II квартала 2013 года. За III квартал 2013 года субсидия перечислена в сумме 138,5 млн. рублей, что на 295,6 млн. рублей меньше размера, установленного графиком.
Следует отметить, что в 2015 году помимо субсидии в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" Красноярским краем на финансирование строительства Объекта из федерального бюджета также были направлены средства иных межбюджетных трансфертов, предоставленных на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 319.
В соответствии с соглашением, заключенным между Росавтодором и правительством Красноярского края от 21 мая 2015 года N ФДА 48/69-С-1, Красноярскому краю предусмотрены указанные иные межбюджетные трансферты в общей сумме 1601,4 млн. рублей, из которой 234,0 млн. рублей, или 15%, было направлено на строительство Объекта. Следует отметить, что в приложении N 2 "Направления использования иных межбюджетных трансфертов" к данному соглашению в перечне направления расходования средств финансирование строительства Объекта отсутствует.
При этом соглашением от 21 мая 2015 года N ФДА 48/69-С-1 установлено, в том числе, плановое значение показателя результативности использования иных межбюджетных трансфертов "прирост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате строительства и реконструкции автомобильных дорог" - 17,521 км, которое применительно к реализации строительства Объекта, по сведениям министерства транспорта Красноярского края, составляет 1,942 км, т.е. аналогично показателю, предусмотренному Соглашением на 2012-2014 годы.
Таким образом, направление средств иных межбюджетных трансфертов на строительство Объекта создает риск недостижения показателей, установленных соглашением об их предоставлении, а также подпрограммы "Дороги Красноярья" на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы" в части строительства и реконструкции автомобильных дорог.
Анализ показателей объема финансирования Объекта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренного подпрограммой "Дороги Красноярья" государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы" (далее - Подпрограмма), утвержденной постановлением правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N 510-П, показал следующее.
В указанной подпрограмме используются плановые, а не фактические данные отчетных лет, а также включаются неосвоенные средства предшествующего периода в план следующего года без корректировки предыдущего, что свидетельствует о недостатках в сопровождении Подпрограммы министерством транспорта Красноярского края, а также необходимости ее корректировки.
Цель. 2. Определить целевой характер и эффективность использования бюджетных средств, предоставленных правительству Красноярского края
Реализация проекта создания Объекта осуществляется с 2007 года. КГКУ "КрУДор" с 2007 по 2015 год в рамках создания Объекта заключены 37 контрактов и соглашения о выкупе земли на общую сумму 13637,7 млн. рублей, в том числе с 2007 по 2011 год (ПИР) - на сумму 221,7 млн. рублей.
С 2012 по 2015 год в рамках строительства Объекта заключено 30 контрактов за счет средств федерального и краевого бюджетов на сумму 13416,0 млн. рублей, в том числе по следующим видам работ:
(тыс. руб.)
Наименование работ | Стоимость |
Вывоз ТБО | 963,0 |
Землеустроительные работы | 98,7 |
Выкуп земельных участков и объектов на них | 682607,6 |
Выпуск молоди хариуса в р. Енисей | 1841,9 |
Оценка выкупной стоимости | 41,4 |
Археология | 211215,2 |
Техническая инвентаризация мест размещения объектов | 99,2 |
Технадзор | 97500,0 |
Выпуск молоди хариуса в р. Енисей | 242,8 |
Субаренда земельных участков полосы отвода железной дороги | 0,5 |
Оценка выкупной стоимости | 211,8 |
СМР* | 12000000,0 |
Рабочая документация | 371583,2 |
Авторский надзор | 24000,0 |
Техническое присоединение к электросетям | 8803,9 |
Оценка выкупной стоимости | 197,0 |
Налог на загрязнение окружающей среды | 7467,6 |
Снос основных средств | 9146,5 |
Всего | 13416020,3 |
* Из общей суммы по контракту на СМР фактические средства федерального бюджета составили 6712588,0 тыс. рублей, краевого бюджета - 5287412,0 тыс. рублей. |
Извещение о проведении открытого конкурса N 037/12 на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по Объекту размещено Управлением на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет (http://zakupki.gov.ru) от 2 февраля 2012 года N 0119200000112000475 (окончательная редакция извещения N 10 уточнена 17 мая 2012 года).
Общая сметная стоимость объекта (строительно-монтажные работы) в ценах II квартала 2011 года составляла 11525,4 млн. рублей. При формировании начальной максимальной цены контракта Управлением использовались индексы-дефляторы на основании письма Минэкономразвития России от 21 августа 2007 года N 12529-ГГ/ДОЗ (доведено письмом Росавтодора от 10 ноября 2011 года N 09-28/15049).
В соответствии с конкурсной документацией начальная (максимальная) цена контракта составляла 14130,2 млн. рублей, срок выполнения работ - от 40 до 57 месяцев.
Сметная документация составлена в федеральном уровне цен на основании сборников сметно-нормативной базы ФЕР-2001 в редакции 2009 года с пересчетом по итогу сводного сметного расчета в текущий уровень цен II квартала 2011 года.
Применение федеральных единичных расценок (ФЕР) обусловлено тем, что разработка сметной части проекта осуществлялась в период сентября-декабря 2010 года, в то время как приказ министерства строительства и архитектуры Красноярского края от 12 ноября 2010 года N 237 "Об утверждении нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов в крае, учитывающих региональные условия выполнения работ" вступил в силу с 1 января 2011 года.
В открытом конкурсе участвовали 3 заявки: ОАО "Сибмост", ООО "Трансмост" и ООО "УСК "Сибиряк" (протокол вскрытия конвертов от 12 мая 2012 года N 0119200000112000475-1).
Сведения об условиях исполнения контракта, содержавшихся в заявках участников конкурса, приведены в таблице:
(баллы)
Наименование участника | Предложенная сумма, руб./количество баллов (значимость 35%) | Срок выполнения работ, мес./количество баллов (значимость 45%) | Качество работ и квалификация участника конкурса (значимость 20%) | Итоговый рейтинг | ||||||
всего баллов | из них | |||||||||
опыт за 3 года | квалификация персонала | охрана окружающей среды | план-схема движения | численность рабочих | наличие машин, оборудования | |||||
ОАО "Сибмост" | 12000000000 15,13 | 40 100 | 74 | 25 | 4 | 20 | 10 | 10 | 5 | 65,1 |
ООО "Трансмост" | 13734211146 2,86 | 40 100 | 95 | 50 | 3 | 20 | 10 | 10 | 2 | 65,0 |
ООО "УСК "Сибиряк" | 13794352338 2,44 | 40 100 | 50 | 0 | 5 | 20 | 10 | 10 | 5 | 55,85 |
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 16 мая 2012 года N 0119200000112000475-3 победителем признано ОАО "Сибмост".
По результатам конкурса между КГКУ "КрУДор" (заказчик) и победителем конкурса ОАО "Сибмост" (подрядчик) заключен государственный контракт от 4 июня 2012 года N ТС 68/12 (далее - Контракт) на сумму 12000,0 млн. рублей со сроком выполнения работ до 4 октября 2015 года, срок действия Контракта - декабрь 2016 года.
Разрешение на строительство Объекта получено 5 июня 2012 года N RU-24308000-01/2488-дг.
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта лимит финансирования ежегодно устанавливается заказчиком согласно плану-графику реализации проекта (приложение N 2 к Контракту). Лимиты финансирования на 2012-2016 годы установлены в общей сумме 12000,0 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 6712,6 млн. рублей; краевого бюджета - 5287,4 млн. рублей.
Результаты контрольного мероприятия
1. Правительство Красноярского края в лице КГКУ "КрУДор" за счет средств краевого бюджета в ряде случаев приобретало объекты недвижимого имущества у г. Красноярска в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по цене, более чем в 1,5 раза превышающей цену, по которой г. Красноярск выкупал указанные объекты у физических лиц, что может свидетельствовать о завышении стоимости оценки указанного недвижимого имущества.
Так, на основании распоряжения заместителя главы г. Красноярска от 20 мая 2013 года N 1238-арх администрация г. Красноярска 14 июня 2013 года заключила с гражданином И.А. Аниськиным договор купли-продажи квартиры, расположенной в жилом двухквартирном доме N 1А, по адресу: г. Красноярск, ул. Лесников, общей площадью 80,9 кв. м. Выкупная цена квартиры составила 4395,8 тыс. рублей на основании отчета об оценке от 24 декабря 2012 года (оценщик в договоре не указан). Пунктом 6 указанного договора определено, что при сносе жилых помещений в целях строительства осуществляется изъятие земельного участка.
Кроме того, по указанному адресу администрация г. Красноярска на основании распоряжения от 27 июня 2013 года N 1565-арх заключила договор мены от 15 июля 2013 года еще одной квартиры, принадлежащей гражданам Лисицким (по 1/4 доле), общей площадью 63,0 кв. м, рыночной стоимостью 3465,3 тыс. рублей (отчет об оценке от 24 декабря 2012 года N 88-35).
Таким образом, общая стоимость вышеуказанного объекта недвижимого имущества общей площадью 143,9 кв. м согласно произведенных оценок составила 7861,1 тыс. рублей, правообладателем которого стало муниципальное образование г. Красноярск (свидетельства о государственной регистрации от 25 июня 2013 года N 24 ЕК 982521 и от 22 июля 2013 года N 24 ЕЛ 136367).
Во исполнение распоряжения правительства Красноярского края от 11 апреля 2014 года N 229-р КГКУ "КрУДор" заключило соглашение от 10 июня 2014 года N 11 с администрацией г. Красноярска о выкупе объекта недвижимого имущества площадью 143,9 кв. м по адресу: г. Красноярск, ул. Лесников, 1А.
Выкупная цена за указанный объект определена на основании отчета об оценке от 21 мая 2014 года N 034/7, проведенной ООО "Империя-А", и по состоянию на 10 апреля 2014 года составила 15035,0 тыс. рублей, что почти в 1,85 раза превышает его стоимость согласно отчету об оценке, проведенной год назад. КГКУ "КрУДор" заявками на кассовый расход от 17 июня 2014 года N 530 и N 531 перечислены администрации г. Красноярска денежные средства в размере 15035,0 тыс. рублей.
На основании распоряжения исполняющего обязанности заместителя главы г. Красноярска от 19 апреля 2013 года N 977-арх администрация г. Красноярска 31 мая 2013 года заключила с гражданкой Е.О. Желонкиной договор купли-продажи жилого дома N 81 (лит. А) общей площадью 170,5 кв. м, по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова. Выкупная цена продаваемого недвижимого имущества составила 7054,9 тыс. рублей на основании отчета об оценке от 12 февраля 2013 года (оценщик в договоре неуказан). Согласно свидетельству о государственной регистрации от 5 июня 2013 года N 24ЕК938138 правообладателем стало муниципальное образование г. Красноярск.
Во исполнение распоряжения правительства Красноярского края от 11 апреля 2014 года N 229-р КГКУ "КрУДор" заключило соглашение от 10 июня 2014 года N 9 с администрацией г. Красноярска о выкупе объекта недвижимого имущества площадью 170,5 кв. м по указанному адресу. Выкупная цена за объект определена на основании отчета об оценке от 21 мая 2014 года N 034/5 ООО "Империя-А" и по состоянию на 10 апреля 2014 года составила 18114,0 тыс. рублей. КГКУ "КрУДор" заявками на кассовый расход от 17 июня 2014 года N 526 и N 527 перечислены администрации г. Красноярска денежные средства в размере 18114,0 тыс. рублей.
В целях заключения контракта на оказание услуг по оценке выкупной стоимости 2-х вышеуказанных объектов недвижимого имущества, в связи с их изъятием для строительства Объекта, КГКУ "КрУДор" на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет (http://zakupki.gov.ru) 14 марта 2014 года опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0119200000114000455. Начальная (максимальная) цена контракта составляла 304,8 тыс. рублей (определена методом сопоставимых рыночных цен на основании коммерческих предложений от 3-х оценочных организаций, представленных по запросу КГКУ "КрУДор").
Победителем открытого аукциона стал участник ООО "Империя-А", предложивший наименьшую стоимость выполнения работ 41,4 тыс. рублей, что составляет 13,6% от начальной (максимальной) цены контракта, с которым заключен государственный контракт от 21 апреля 2014 года N 2014.66769.
Необходимо отметить, что согласно пунктам 4.3 и 4.4 указанного государственного контракта для проверки предоставленных ООО "Империя-А" результатов оценки КГКУ "КрУДор" может проводить экспертизу своими силами или привлекать экспертов или экспертные организации. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что эксперты или экспертные организации для проверки результатов оценки, проведенной ООО "Империя-А", не привлекались, экспертиза Управлением проводилась собственными силами. Рыночная стоимость объектов недвижимого имущества по результатам оценки под сомнение КГКУ "КрУДор" не ставилась.
2. Проверка показала, что исполнение Контракта на строительство Объекта осуществлялось в соответствии с проектно-сметной документацией. При этом было установлено следующее.
В ведомость объемов и стоимости работ (приложение N 4 к Контракту) включены идентичные работы, производимые на правобережном и левобережном подходах к Объекту, при этом их стоимость (за единицу) имела различие.
Например:
- стоимость работ по подвеске 1 км грозозащитного троса диаметром 51 мм с переходом через существующие улицы в рамках переустройства ВЛ 110 кВ на правобережном подходе к Объекту составляет 2653,6 тыс. рублей. В соответствии с проектом подлежат выполнению работы по подвеске 0,9 км громозащитного троса на общую сумму 2319,2 тыс. рублей.
На левобережном подходе стоимость работ по подвеске 1 км грозозащитного троса диаметром 51 мм с переходом через существующие улицы составляет 2897,8 тыс. рублей, что на 244,2 тыс. рублей (9,2%) выше стоимости указанных работ (за 1 км) на правом берегу р. Енисей. Подлежат выполнению работы по подвеске 1,2 км громозащитного троса на общую сумму 3375,9 тыс. рублей;
- стоимость установки на левобережном подходе к Объекту бортового бетонного камня БР 100.30.18 на бетонном основании за 1 пог. м составляет 1028,4 рубля. Объем работ, предусмотренный ведомостью, составляет 1763 пог. м общей стоимостью 1813,1 тыс. рублей.
Стоимость аналогичной работы за 1 пог. м на правобережном подходе составляет 1053,8 рубля, объем работ - 3887 пог. м общей стоимостью 4096,0 тыс. рублей.
3. Кроме того, в ходе исполнения Контракта в ряде случаев объем фактически выполненных работ не соответствует объему работ и их виду, подлежащим выполнению в соответствии с условиями Контракта (ведомость объемов и стоимости работ, приложение N 4 к Контракту). Информация представлена в таблице:
N п.п. | Наименование работ | Проект (ПСД) | Факт (исполнение) | Разница (РД-проект) | |||||
количество | стоимость единицы, руб. | стоимость, руб. | количество | стоимость единицы, руб. | стоимость, руб. | количество | стоимость, руб. | ||
Работы, предусмотренные ведомостью, по которым осуществлена замена на иной вид работ | |||||||||
Глава 2. Основные объекты строительства | |||||||||
28 | Строительство моста через р. Енисей Сооружение пролетного строения Lр = 92,69 + 4 х 147,0 + 92,69 м | ||||||||
28.46 | Устройство обмазочного защитно-сцепляющего слоя проезжей части и тротуаров толщиной 5 мм, кв. м | 23710,0 | 2916,7 | 69155832 | -23710,0 | -69155832 | |||
28.46(а) | Устройство оклеечной гидроизоляции проезжей части и тротуаров толщиной 5 мм, кв. м | 26160,0 | 1554,4 | 40662286 | 26160,0 | 40662286 | |||
39 | Дорожные работы (правобережный подход). Проезжая часть ДГ | ||||||||
39.16 | Устройство верхнего слоя основания из черного щебня, уложенного по способу заклинки, h = 0,13 м, кв. м | 21498,0 | 685,8 | 14744051 | -21498,0 | -14744051 | |||
39.16 (а) | Устройство верхнего слоя основания из черного щебня, уложенного по способу заклинки, h = 0,3 м, кв. м | 28623,0 | 1582,7 | 45301419 | 28623,0 | 45301419 | |||
Глава 7. Благоустройство и озеленение территории | |||||||||
60 | Вертикальная планировка (левобережные подходы) | ||||||||
60.7 | Разработка супеси экскаватором с погрузкой и перевозкой в насыпь, куб. м | 56320,0 | 155,1 | 8733830 | 28675,6 | 155,1 | 4446866 | -27644,4 | -4286965 |
60.7 (а) | Устройство берегоукрепления из каменной наброски, куб. м | 30680,0 | 1878,9 | 57644116 | 30680,0 | 57644116 | |||
60.7 (б) | Отсыпка насыпи вдоль берега из песчано-гравийной смеси, куб. м | 59590,0 | 585,8 | 34909480 | 59590,0 | 34909480 | |||
60.9 | Устройство земляного полотна из скального грунта с примесью супеси для улучшения сцепления, куб. м | 425526,0 | 585,8 | 249284971 | -425526,0 | -249284971 | |||
60.9(а) | Устройство земляного полотна из ПГС, куб. м | 62875,7 | 585,8 | 36834355 | 62875,7 | 36834355 | |||
60.9 (б) | Устройство земляного полотна привозным грунтом, куб. м | 170585,8 | 585,8 | 99933936 | 170585,8 | 99933936 | |||
61 | Вертикальная планировка (правобережные подходы) | ||||||||
61.10 | Устройство земляного полотна из скального грунта, куб. м | 26412,0 | 635,6 | 16787397 | 0,0 | 0,000 | 0 | -26412,0 | -16787397 |
61.10 (а) | Устройство земляного полотна из ПГС, куб. м | 219658,1 | 589,9 | 129584258 | 219658,1 | 129584258 | |||
61.10 (б) | Устройство земляного полотна привозным грунтом, куб. м | 84555,7 | 589,9 | 49882449 | 84555,7 | 49882449 | |||
61.11 | Устройство земляного полотна из скального грунта с примесью супеси для улучшения сцепления, куб. м | 145564,0 | 589,9 | 85873461 | 35800,0 | 589,9 | 21119713 | -109764,0 | -64753748 |
61.11 (а) | Устройство присыпных обочин из щебня, куб. м | 10670,2 | 1196,9 | 12771660 | 10670,2 | 12771660 | |||
Работы, предусмотренные ведомостью, по которым отсутствует выполнение | |||||||||
11.1.4 | Устройство насыпи некондиционным щебнем послойно с послойным уплотнением, куб. м | 46815,0 | 821,1 | 38441774 | -46815,0 | -38441774 | |||
28.42 | Изготовление и транспорт смотровых ходов, т | 405,0 | 128942,9 | 52221895 | -405,0 | -52221895 | |||
28.43 | Монтаж смотровых ходов, т | 405,0 | 49470,2 | 20035443 | -405,0 | -20035443 | |||
28.144 | Аренда понтонов в течение строительства, понтоно-сутки | 69480,0 | 1073,1 | 74559655 | -69480,0 | -74559655 | |||
60.8 | Устройство земляного полотна из скального грунта, куб. м | 51468,0 | 620,7 | 31946230 | -51468,0 | -31946230 |
Подрядной организацией ОАО "Сибмост" в ходе исполнения государственного контракта изменялись объемы и виды ряда работ, предусмотренных ведомостью объемов и стоимости работ (приложение к госконтракту), как в большую, так и в меньшую сторону на сумму 803,1 млн. рублей, что не повлияло на общую стоимость Контракта.
Ведомостью объемов и стоимости работ (приложение к госконтракту) предусмотрено устройство 23710 кв. м обмазочного защитно-сцепляющего слоя проезжей части и тротуаров толщиной 5 мм стоимостью 2916,7 рубля за 1 кв. м на общую сумму 69,2 млн. рублей. При этом фактически в соответствии с рабочей документацией выполнены работы по устройству 26160,0 кв. м оклеечной гидроизоляции проезжей части и тротуаров толщиной 5 мм, что на 2450,0 кв. м превышает объем работ, предусмотренный ведомостью. В связи с заменой материалов стоимость указанных работ за 1 кв. м в рабочей документации составила 1554,4 рубля, а общая стоимость выполненных работ в рабочей документации составила 40,7 млн. рублей.
Ведомостью объемов и стоимости работ (приложение к госконтракту) предусмотрено устройство 425526,0 кв. м земляного полотна из скального грунта с примесью супеси для улучшения сцепления на общую сумму 249,3 млн. рублей (цена за 1 кв. м - 585,8 рубля). При этом фактически в соответствии с рабочей документацией были выполнены следующие работы: устройство 62875,7 кв. м земляного полотна из песчано-гравийной смеси на общую сумму 36,8 млн. рублей и устройство 170585,8 кв. м земляного полотна привозным грунтом на общую сумму 99,9 млн. рублей.
В результате замены видов инертных материалов общая стоимость работ по соответствующей позиции составила 136,7 млн. рублей, что почти в 2 раза ниже стоимости, предусмотренной ведомостью.
Ведомостью объемов и стоимости работ (приложение к госконтракту) были предусмотрены дорожные работы по устройству верхнего слоя основания из черного щебня, уложенного по способу заклинки, h = 0,13 м в объеме 21498 кв. м стоимостью 14,7 млн. рублей (цена за 1 кв. м - 685,8 рубля). Фактически по рабочей документации выполнено устройство верхнего слоя основания из черного щебня, уложенного по способу заклинки, h = 0,3 м в объеме 28623 кв. м на общую сумму 45,3 млн. рублей, т.е. на 30,6 млн. рублей превышающую ведомость.
Работы по разработке 56320 кв. м супеси экскаватором с погрузкой и перевозкой в насыпь стоимостью 8,7 млн. рублей (цена за 1 кв. м - 155,1 рубля) были заменены на более дорогие виды работ, а именно: устройство 30680 кв. м берегоукрепления из каменной наброски (цена за 1 кв. м - 1878,9 рубля) на общую сумму 57,6 млн. рублей и отсыпка 59590 кв. м насыпи вдоль берега из песчано-гравийной смеси (цена за 1 кв. м - 585,8 рубля) на общую сумму 34,9 млн. рублей. Указанное изменение привело к превышению стоимости работ в рабочей документации по соответствующей позиции на 83,8 млн. рублей относительно стоимости, предусмотренной ведомостью объемов и стоимости работ (приложение к госконтракту).
4. Проверкой установлено, что из 1665 наименований работ, подлежащих выполнению в соответствии с условиями контракта, при разработке рабочей документации по проекту строительства Объекта по объемам и стоимости было изменено 1440 наименований работ, или 85%, что свидетельствует о низком качестве проектной документации.
Указанные изменения привели к тому, что фактическая стоимость выполненных работ по всем главам сводного сметного расчета в соответствии с рабочей документацией на 1,6 млн. рублей ниже стоимости, предусмотренной контрактом.
Сравнительный анализ стоимости фактически выполненных работ и предусмотренных проектной документацией в разрезе глав сводного сметного расчета представлен в таблице:
(тыс. руб.)
Наименование работ | Стоимость | ||
проект | факт | отклонение | |
Глава 1. Подготовка территории строительства | 215923,6 | 273706,8 | 57783,2 |
Глава 2. Основные объекты строительства | 9535109,5 | 9544574,7 | 9465,2 |
Глава 4. Объекты энергетического хозяйства | 15478,9 | 32381,5 | 16902,7 |
Глава 6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения | 171559,8 | 292746,3 | 121186,5 |
Глава 7. Благоустройство и озеленение территории | 547568,6 | 648029,0 | 100460,4 |
Глава 8. Временные здания и сооружения | 15446,6 | 29313,8 | 13867,2 |
Глава 9. Прочие работы и затраты | 1132293,8 | 811041,2 | -321252,6 |
Итого по главам 1-12 | 11633380,9 | 11631793,4 | -1587,5 |
Непредвиденные работы и затраты | 349001,4 | 349001,4 | 0,0 |
Общая стоимость с непредвиденными работами и затратами | 11982382,3 | 11980794,8 | -1587,5 |
НДС | 2156828,8 | 2156543,1 | -285,7 |
Всего по объекту с учетом НДС | 14139211,1 | 14137337,9 | -1873,2 |
Коэффициент снижения | 0,848703642 | 0,848703642 | - |
Общая стоимость по объекту (с НДС) с учетом коэффициента снижения | 12000000,0 | 11998410,2 | -1589,8 |
Следует отметить, что проектная и рабочая документации были разработаны одной и той же организацией - ОАО "Трансмост".
5. Фактически выполненные подрядчиком работы не соответствуют требованиям, установленным Контрактом. Так, пунктом 3.2 Контракта предусмотрено, что подрядчик обязан выполнять объемы работ в соответствии с графиком производства работ и ведомостью объемов и стоимости работ. При этом при изменении объемов и видов работ, вносимых рабочей документацией в проект строительства Объекта, изменения в ведомость объемов и стоимости работ дополнительными соглашениями не вносились.
6. В ходе контрольного мероприятия было установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на момент завершения проверки отсутствовала государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, расположенные под Объектом.
Так, по состоянию на 12 ноября 2015 года в учете КГКУ "КрУДор" по Объекту строительства числятся 167 земельных участков общей площадью 397899 кв. м, из которых на 53 земельных участка общей площадью 100028 кв. м не зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, что составляет 31,7% от общего количества участков.
Кроме того, в нарушение пункта 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации по 15 земельным участкам, расположенным под Объектом строительства, отсутствуют правоустанавливающие документы (свидетельство о собственности, договор аренды земельного участка и т.п.), при этом получено разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию от 29 октября 2015 года N 24-308-01/2488-дг-2012, выданное администрацией г. Красноярска.
7. Проверкой установлено, что в нарушение пункта 47 Инструкции, согласно которому первоначальная стоимость объекта основного средства формируется, в том числе, с учетом процентов по займам на его приобретение (создание), фактически сложившиеся на текущую дату проценты по бюджетному кредиту в размере 42,9 млн. рублей в первоначальную стоимость Объекта незавершенного строительства не включены.
Так, в составе незавершенного строительства числятся затраты в сумме 158,4 млн. рублей по контракту от 10 ноября 2011 года N ПТС-192/11-2315 на разработку рабочей документации строительства Объекта, из которых 148,4 млн. рублей профинансировано за счет средств бюджетного кредита, предоставленного бюджету Красноярского края из федерального бюджета.
В соответствии с соглашением от 29 сентября 2011 года N 01-01-06/06-372 министерством финансов Красноярского края был получен бюджетный кредит из федерального бюджета в сумме 450,0 млн. рублей (срок возврата - 16 сентября 2016 года), из которой в 2011 году на разработку рабочей документации использовано 148,4 млн. рублей, 301,6 млн. рублей направлено в 2012 году на строительно-монтажные работы.
Погашение кредита по годам было распределено следующим образом: в 2014 году - 100,0 млн. рублей; в 2015 году - 100,0 млн. рублей; в 2016 году - 250,0 млн. рублей.
В апреле 2015 года Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2015 года N 292 "О дополнительных условиях и порядке проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" была проведена реструктуризация оставшейся суммы задолженности по бюджетному кредиту путем консолидации основного долга (350,0 млн. рублей) и начисленных процентов (2,9 млн. рублей).
Реструктуризация позволила перенести и распределить платежи по погашению основного долга на 2025-2034 годы, а также снизить процентную ставку с 2,75% до 0,1% годовых.
Всего за время пользования бюджетным кредитом (до реструктуризации задолженности в 2015 году) из краевого бюджета было выплачено процентов на сумму 40,0 млн. рублей, а остаток долга на 1 ноября 2015 года составляет 352,9 млн. рублей, в том числе проценты по реструктуризированной задолженности в сумме 2,9 млн. рублей.
8. Анализ объема незавершенного строительства по Объекту показал следующее.
Согласно акту приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненного строительством (возведением) дорожного сооружения и разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию от 29 октября 2015 года N 24-308-01/2488-дг-2012 стоимость объекта незавершенного строительства в целом составила 13674,3 млн. рублей.
При этом общая стоимость контрактов (договоров, соглашений), заключенных в рамках строительства Объекта, составила 13637,7 млн. рублей.
Указанное расхождение составило 36,6 млн. рублей и образовалось из затрат администрации г. Красноярска, из которых 25,1 млн. рублей были использованы на проведение проектно-изыскательских работ в рамках соглашения с Красноярским краем о совместной реализации инвестиционного проекта. Расходы администрации г. Красноярска на сумму 11,5 млн. рублей первичными документами не подтверждены.
По состоянию на момент проверки (10 ноября 2015 года) по данным бухгалтерского учета стоимость незавершенного строительства составила 12956,4 млн. рублей, оплачено работ на сумму 12996,7 млн. рублей, что свидетельствует о наличии невыполненных обязательств Управления по расчетам с контрагентами.
9. Оценка дальнейшего использования 4-го автодорожного мостового перехода через р. Енисей в составе улично-дорожной сети г. Красноярска.
В связи с тем, что сроки строительства мостового перехода и подходов, транспортных развязок не взаимосвязаны, проектная мощность 4-го мостового перехода через р. Енисей в настоящее время используется менее чем на 50 процентов.
Так, в настоящее время движение по левому берегу г. Красноярска с моста и к мосту осуществляется только по одному съезду (направо на ул. Дубровинского), ведущему в центральную часть города. Прямолинейные съезд и движение с моста в левобережную часть города отсутствуют. Вместе с тем планировалось, что мост сформирует объездное кольцо, которое позволит перемещаться между право- и левобережьем, минуя центр, и тем самым снизит нагрузку на центральные магистрали города.
По результатам произведенных департаментом городского хозяйства г. Красноярска оценок интенсивности движения, а также изменения указанного параметра на ключевых элементах улично-дорожной сети города в период первых 10 дней эксплуатации сооружения сделаны следующие выводы.
Интенсивность движения по новому мостовому переходу изменяется от 750 до 2100 автомобилей/час.
При этом начатое строительство одной только автодороги в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова (окончание в 2018 году) не обеспечивает комплексного решения указанной проблемы.
Возражения или замечания руководителей объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия отсутствуют.
Выводы
1. В целях развития дорожной инфраструктуры г. Красноярска на условиях софинансирования из федерального бюджета (48,4% - федеральный бюджет; 51,6% - краевой бюджет) реализован инвестиционный проект "Строительство 4-го автодорожного мостового перехода через р. Енисей в г. Красноярске".
Автодорожный мостовой переход введен в эксплуатацию 29 октября 2015 года до окончания срока действия государственного контракта на его строительство от 4 июня 2012 года ТС N 68/12, заключенного между КГКУ "КрУДор" и ОАО "Сибмост" (срок окончания действия госконтракта - декабрь 2016 года).
Вместе с тем в настоящее время проектная мощность 4-го автодорожного мостового перехода используется менее чем на 50% из-за отсутствия необходимых подходов и транспортных развязок к нему.
Так, в настоящее время движение по левому берегу г. Красноярска с моста и к мосту осуществляется только по одному съезду (направо на ул. Дубровинского), ведущему в центральную часть города. Прямолинейные съезд и движение с моста в левобережную часть города отсутствуют. Вместе с тем планировалось, что мост сформирует объездное кольцо, которое позволит перемещаться между право- и левобережьем, минуя центр, и тем самым снизит нагрузку на центральные магистрали города.
2. Документы, необходимые для заключения соглашения (информация о включении Объекта в долгосрочную целевую программу "Дороги Красноярья" на 2012-2016 годы, информация о наличии в бюджете Красноярского края бюджетных ассигнований на финансирование Объекта, положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" на проектную документацию по Объекту) правительством Красноярского края представлены в полном объеме 10 февраля 2012 года. Вместе с тем соглашение о предоставлении субсидии между Росавтодором и правительством Красноярского края заключено 14 мая 2012 года, т.е. спустя 3 месяца после подачи документов.
3. Росавтодором в 2012-2013 годах нарушались сроки предоставления субсидий бюджету Красноярского края, установленные Соглашением.
Так, в декабре 2012 года было перечислено 334,2 млн. рублей, или 93% от объема субсидии, предусмотренного к перечислению в IV квартале (359,4 млн. рублей).
4. За период реализации проекта в соответствии с соглашениями, заключенными между Росавтодором и правительством Красноярского края бюджету Красноярского края предусматривалось предоставление субсидий из федерального бюджета в сумме 6478,6 млн. рублей. Фактически по состоянию на 28 октября 2015 года Росавтодором перечислено 6185,0 млн. рублей, или 95,5 процента.
Остаток субсидии из федерального бюджета, подлежащий перечислению до конца 2015 года, составляет 293,6 млн. рублей.
Расходы бюджета Красноярского края на реализацию проекта в соответствии с заключенными соглашениями составили 6494,4 млн. рублей, или 94,1% от предусмотренных объемов (6900,4 млн. рублей).
Недофинансирование бюджетом Красноярского края строительства 4-го мостового перехода через р. Енисей в г. Красноярске по состоянию на момент проверки составляет 387,2 млн. рублей (образовалось в 2012 году).
Остаток средств краевого бюджета, подлежащий перечислению до конца 2015 года (без учета недофинансирования Объекта краем в сумме 387,2 млн. рублей), составляет 18,8 млн. рублей.
По состоянию на момент проверки (10 ноября 2015 года) объем предоставленных и не использованных КГКУ "КрУДор" в 2015 году федеральных и краевых средств составил 132,7 млн. рублей.
Потребность КГКУ "КрУДор" в бюджетных средствах для завершения расчетов в 2015-2016 годах с подрядчиком ОАО "Сибмост" и организациями, осуществляющими технический надзор, авторский надзор и техническое присоединение к электрическим сетям, составляет 631,9 млн. рублей, в том числе за строительно-монтажные работы - 612,6 млн. рублей.
Таким образом, учитывая недофинансирование краем строительства Объекта (остаток 2012 года в сумме 387,2 млн. рублей), неиспользованный остаток бюджетных средств 2015 года (132,7 млн. рублей) и объем обязательств края по Соглашению на 2015 год, подлежащих исполнению до конца текущего года (18,8 млн. рублей), потребность в федеральном софинансировании на завершение расчетов по Объекту составляет 93,2 млн. рублей, что на 200,4 млн. рублей меньше остатка субсидии 2015 года, подлежащего к перечислению в 2015 году (293,6 млн. рублей).
5. Финансирование строительства Объекта в 2015 году помимо субсидии в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", осуществлялось также за счет средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету Красноярского края на основании соглашения, заключенного Росавтодором с правительством Красноярского края в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", которым предусмотрено достижение целевых показателей региональной программы в сфере дорожного хозяйства.
Вместе с тем, учитывая, что в целом показатель результативности строительства мостового перехода установлен соглашением о предоставлении субсидии в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги", существует риск недостижения показателей, установленных другим соглашением - о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, в части строительства и реконструкции автомобильных дорог в размере 17,521 километра.
6. В нарушение подпункта "в" пункта 4 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 427 (в первоначальной редакции), проверка достоверности сметной стоимости строительства Объекта проведена Краевым государственным автономным учреждением "Красноярская краевая государственная экспертиза", а не федеральным государственным учреждением, подведомственным Министерству регионального развития Российской Федерации.
7. Министерством транспорта Красноярского края сопровождение подпрограммы "Дороги Красноярья" государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы" в проверяемом периоде осуществлялось на недостаточном уровне, о чем свидетельствует отсутствие необходимых корректировок в части финансирования мероприятий подпрограммы.
Так, в подпрограмме используются плановые, а не фактические данные отчетных лет. Кроме того, неосвоенные средства предшествующего периода при внесении изменений включались в объем финансирования планового периода без соответствующей корректировки объемов финансирования предыдущих периодов.
8. Правительство Красноярского края в ряде случаев объекты недвижимого имущества приобретало у г. Красноярска по цене, более чем в 1,5 раза превышающей цену, по которой г. Красноярск выкупал указанные объекты у физических лиц, что связано с разницей в произведенной оценке рыночной стоимости указанного имущества.
8.1. В частности, при выкупе (мене) г. Красноярском двухквартирного жилого дома площадью 143,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Лесников, 1А, его общая стоимость согласно произведенной в декабре 2012 года оценке составляла 7861,1 тыс. рублей.
Вместе с тем на основании отчета об оценке от 21 мая 2014 года N 034/7, проведенной ООО "Империя-А", стоимость указанного дома по состоянию на 10 апреля 2014 года составила 15035,0 тыс. рублей. КГКУ "КрУДор" заявками на кассовый расход от 17 июня 2014 года N 530 и N 531 перечислены администрации г. Красноярска денежные средства в сумме 15035,0 тыс. рублей.
8.2. Стоимость жилого дома общей площадью 170,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова д. 81 (лит. А), выкупаемого г. Красноярском у физического лица, согласно отчету об оценке от 12 февраля 2013 года составляла 7054,9 тыс. рублей.
На основании отчета об оценке от 21 мая 2014 года N 034/5, проведенной ООО "Империя-А", стоимость указанного дома по состоянию на 10 апреля 2014 года составила 18114,0 тыс. рублей. КГКУ "КрУДор" заявками на кассовый расход от 17 июня 2014 года N 526 и N 527 перечислены администрации г. Красноярска денежные средства в размере 18114,0 тыс. рублей.
9. При разработке рабочей документации по проекту строительства Объекта из 1665 наименований работ, подлежащих выполнению в соответствии с ведомостью объемов и стоимости работ (приложение к госконтракту), было изменено 1440 наименований, или 85%, что свидетельствует о низком качестве проектной документации.
Так, подрядной организацией ОАО "Сибмост" в ходе исполнения государственного контракта изменялись объемы и виды ряда работ, предусмотренных ведомостью объемов и стоимости работ (приложение к госконтракту), как в большую, так и в меньшую сторону на сумму 803,1 млн. рублей, что не повлияло на стоимость Контракта.
Например, ведомостью объемов и стоимости работ (приложение к госконтракту) предусмотрено устройство 23710 кв. м обмазочного защитно-сцепляющего слоя проезжей части и тротуаров толщиной 5 мм стоимостью 2916,7 рубля за 1 кв. м на общую сумму 69,2 млн. рублей. При этом фактически в соответствии с рабочей документацией выполнены работы по устройству 26160,0 кв. м оклеечной гидроизоляции проезжей части и тротуаров толщиной 5 мм, что на 2450,0 кв. м превышает объем работ, предусмотренный ведомостью. Однако стоимость указанных работ за 1 кв. м в рабочей документации составляет 1554,4 рубля, а общая стоимость выполненных работ в рабочей документации - 40,7 млн. рублей.
Кроме того, ведомостью объемов и стоимости работ (приложение к госконтракту) были предусмотрены дорожные работы по устройству верхнего слоя основания из черного щебня, уложенного по способу заклинки, h = 0,13 м в объеме 21498 кв. м стоимостью 14,7 млн. рублей (цена за 1 кв. м - 685,8 рубля). Фактически по рабочей документации выполнено устройство верхнего слоя основания из черного щебня, уложенного по способу заклинки, h = 0,3 м в объеме 28623 кв. м на общую сумму 45,3 млн. рублей, т.е. на 30,6 млн. рублей превышающую ведомость.
10. В нарушение пункта 47 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н, согласно которому первоначальная стоимость объекта основного средства формируется, в том числе, с учетом процентов по займам на его приобретение (создание), фактически сложившиеся на текущую дату проценты по бюджетному кредиту, предоставленному из федерального бюджета и использованному на разработку проектно-сметной документации, в размере 42,9 млн. рублей в первоначальную стоимость Объекта незавершенного строительства не включены.
11. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на момент проведения контрольного мероприятия на 53 земельных участка, на которых расположен Объект, отсутствовала государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования.
12. В нарушение пункта 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации на 15 земельных участков, расположенных под Объектом, отсутствуют правоустанавливающие документы (свидетельство о собственности, договор аренды земельного участка и т.п.), при этом получено разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию от 29 октября 2015 года N 24-308-01/2488-дг-2012, выданное администрацией г. Красноярска.
Предложения
Направить:
1. Представление правительству Красноярского края.
2. Информационное письмо в Федеральное дорожное агентство.
3. Обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
4. Информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 64К (1075) "О результатах контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на строительство 4-го автодорожного мостового перехода через р. Енисей в г. Красноярске в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года" (совместно с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации) в Правительстве Красноярского края".
Журнал "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации"
Бюллетень является официальным информационным изданием Счетной палаты. Издание основано в 1997 году, выпускается ежемесячно в электронной форме и размещается на официальном сайте Счетной палаты. Содержание Бюллетеня утверждается решением Коллегии Счетной палаты РФ.
Бюллетень предназначен для публикации отчетов о завершенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, экспертных заключений Счетной палаты, материалов методического и аналитического характера, информации о деятельности Счетной палаты, а также для изложения позиции и мнений членов Коллегии и сотрудников аппарата Счетной палаты по проблемам государственного финансового контроля, бюджетной и налоговой политики, иным финансово-экономическим проблемам.
Выпускается в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (статья 31, часть 5), зарегистрирован в Комитете РФ по печати за N 017653 от 28 мая 1998 года и в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ - Эл N 77-4479 от 23 апреля 2001 года.
Текст материала размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Счетной палаты Российской Федерации от 13 апреля 2015 г. N 15-01/170.