Я работаю на заводе. По условиям трудового и коллективного договора, моя работа связана с вредными условиями труда. Как впрочем и у большей части работников цеха, да и всего завода. На моем участке установлена вредность по 2-ой сетке. За, что и получаю дополнительные дни к очередному ежегодному отпуску, дополнительные материальные компенсации, по вредности и интенсивности производства, а также ежемесячно талоны на молоко. Дополнительно имею возможность оформления, на льготных условиях, путевку на санаторно-курортное лечение. Но в начале февраля 2016 года, работникам цеха, в "добровольно-принудительном" порядке мастера линий и участков производства стали вручать ведомость с текстом (я такой-то, такой-то, в добровольном порядке отказываюсь от всех компенсаций по вредности, и соглашаюсь с новыми условиями коллективного договора) под личную подпись. Что вроде так надо, и ничего с этим не поделать. Также пояснили, что новые коллективные договора все получат с 1 апреля, и с 1 апреля доплат и компенсаций за вредность ни у кого больше не будет. А как же право на безопасный труд? Как же право на компенсации за вредные условия? Всю жизнь производство было вредным, и сейчас условия труда не изменились, оборудование прежнее, дополнительно никакого оборудования нигде по цеху не устанавливалось, никаких мероприятий для снижения уровня вредных условий труда не производилось (ну если только фикция на бумаге у руководства завода). Аттестация рабочих мест не производилась (если только фиктивно на бумаге), экспертных комиссий никаких в цеху не было. Это 100% - потому, как такая информация среди работников быстро бы была распространена. Лично был свидетелем, как на моем рабочем месте проводили замеры уровня вредности, по письменному запросу нашей бригады, так - как работая на антикоррозийном покрытии в непосредственной зоне нанесения полимеров, плюс в зоне повышенного электро-магнитного излучения, вредность была по 2 сетке. А по сути должна была быть 1 сетка. Так замер производился четко по "постановке" начальства, не в том месте где находится работник во время работы, в жутких парах полимеров, и эпоксидной пыли, а за 3-4 метра от работника. На вопрос: "Почему вы не замеряете там, где рабочий находится всю смену и дышит там"? Был ответ: " А мне сказали тут стоять и мерить тут". И само собой результат пришел предельно допустимые значения уровня вредности соответствуют 2 сетке. И это при том, что оба замера были 4-5 метрах от непосредственного места выполнения рабочих обязанностей, то есть с умыслом фактического умышленного занижения показателей проводимых замеров. Это, что касается всей объективности замеров всех видов на ВТЗ, и это не единичный случай и пример из опыта. И как выясняется, что учесть лишиться компенсаций, выплат и льгот за вредность, нависла не только над нашим цехом, но и над всем заводом, за исключением определенных участков цехов, где производят горячий металлопрокат и сталелитье, просто потому, что на горячем производстве вредность ну никак не убрать. В общем - наш цех идет в пилотном режиме. Наверное, просто опасаясь бунта рабочих, руководство решило действовать постепенно - цех за цехом. Пользуются тем, что народ попросту боится потерять работу в такой момент, когда безработица велика, народу некуда деваться, народ боится гонений и притеснений со стороны начальства. 1. Как быть, если берут подписи, якобы о добровольном желании отказа от вредности? Ведь, явно большинство откажутся подписывать и как можно принять такие изменения, противоречащие самому законодательству? 2. Какие действия можно предпринять в ответ на явно противоправные деяния со стороны руководства ВТЗ? 3. Могут ли принудительно, без независимой экспертизы, государственных экспертных комиссий в области производств металлургии, СОУТ, без аттестации рабочих мест - взять и отменить вредность, принуждая сотрудников? А может и произведя подлог данных по количеству согласных из общего числа сотрудников цеха? 4. Что делать, если я не согласен с результатами внутренних экспертных комиссий завода, или у меня есть сомнения в достоверности данных комиссии? 5. Какие следует предпринимать шаги, чтобы провести независимую проверку рабочих мест, да и законность действий руководства в этом направлении?
Работникам, занятым на работам во вредных и (или) опасных условиях труда положена повышенная заработная плата в размере, установленном коллективным договором, но не менее 4 процентов, а также выдача молока или иных равноценных пищевых продуктов по нормам. В зависимости от класса и степени вредности условий труда работникам также положены дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращённое рабочее время.
Класс и степень вредности условий труда определяется по результатам специальной оценки условий труда. Манипуляции с классом и степенью вредности условий труда на рабочих местах без проведения специальной оценки условий труда незаконны.
При этом действовавшие в отношении работников компенсационные меры (сокращённая продолжительность рабочего времени, дополнительные отпуска и повышенная оплата) до дня вступления в силу законодательных положений о специальной оценке условий не могут быть изменены в сторону ухудшения при сохранении прежних условий труда.
Требования работодателя отказаться от положенных Вам компенсационных мер незаконно и противоречит трудовому законодательству, равно как и их отмена даже по Вашему добровольному согласию. Также незаконно любое вмешательство работодателя в работу лиц, проводящих специальную оценку условий труда (или аттестацию рабочих мест), с целью повлиять на результаты специальной оценки (аттестации).
От требований работодателя подписать согласие на отказ от компенсационных мер Вы можете отказаться.
Стимулирующая часть заработной платы (премия) выплачивается при выполнении работником условий, предусмотренных системой оплаты труда, утверждённой коллективным договором, соглашениями и (или) локальными нормативными актами. Лишение премии в любом объёме за совершение каких-либо проступков незаконно, премия может быть не начислена только при не выполнении установленных системой оплаты труда условий (например, при не выполнении норм выработки, норм времени и т.д.).
Также незаконно принуждение работников к приобретению какой-либо литературы за свой счёт, равно как и лишение премии за отказ от подписки на литературу.
В связи с допущенными работодателем нарушениями, в том числе с целью обжалования не соответствующих действительности результатов специальной оценки условий труда (или аттестации рабочих мест), Вы вправе обратиться с жалобой на действия работодателя в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс) либо в суд.
Правовое обоснование:
Пунктом 4 части 1 статьи 92 ТК РФ предусмотрено, что сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
Согласно части 1 статьи 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
В соответствии со статьей 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Частью 1 статьи 222 ТК РФ предусмотрено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
В силу статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Частями 1 и 2 статьи 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со статьёй 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Согласно абзацу 1 пункта 2 части 5 статьи 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков, они могут быть восстановлены судом (статья 392 ТК РФ).
Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя (статья 28 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (часть 2 статьи 357 ТК РФ).
Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", март 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.