Работаю социальным работником отделения социального обслуживания на дому в ГБУ Центре социального обслуживания. 1. Оплата труда работника, в форме должностного оклада, производиться за оказание социальных услуг в соответствии с утверждённой нормой труда (нормой обслуживания), согласно приказу Департамента социальной защиты населения города Москвы от 24.08.2015 N 721 "О нормировании труда социальных работников при оказании социальных услуг". Усредненная норма обслуживания Работника устанавливается в условных единицах трудоёмкости и определяется помесячно. Перевыполнение установленной нормы отнесены к выплатам стимулирующего характера и выплачиваются работнику при условии достижения показателей эффективности за счёт и при наличии экономии фонда оплаты труда учреждения в соответствии с Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников, с которым работников не ознакомили. Объём работы формирует заведующий отделением с очевидным превышением заложенной нормы труда и в мою должностную инструкцию включили пункт, что социальный работник не вправе отказываться от сформированного объёма работы, при этом нигде не внесены критерии формирования объёма работы. Превышение заложенной нормы труда руководство мотивирует производственной необходимостью и стимулированием нашего труда. 1. Имею право отказаться от выполнения работы сверх установленной нормы? И чем руководствоваться? 2. Является ли обязанностью работодателя регламентировать конкретный объём нагрузки (рамки) в должностной инструкции? 3. Существуют ли пределы нагрузок у социальных работников, к каким нормам можно обратиться? 2. За время моей работы произошла структурная реорганизация учреждения, вследствие чего в Устав организации внесено, что учреждение имеет обособленные подразделения, в частности появился филиал в другом районе. В должностную инструкцию вносят запись, что работник осуществляет выполнение своих обязанностей в зоне обслуживания нашей организацией, т.е. в двух филиалах. При поступлении на работу в моём трудовом договоре обозначено место работы конкретно территория района одного из филиалов. В данной ситуации должностная инструкция изменяет условие места работы по трудовому договору. 1. Какой документ определяет место моей работы, трудовой договор или должностная инструкция? 2. При появлении обособленных подразделений должны быть внесены изменения в трудовой договор с указанием обособленного структурного подразделения, конкретно филиала и его местонахождение?
Нормы труда устанавливаются локальным нормативным актом. Применительно к ТЦСО и ЦСО нормы труда устанавливаются Положением о нормировании труда, разработанным в соответствии с Положением о нормировании труда социальных работников при оказании социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утверждённых Приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы от 24.08.2015 N 721. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца.
Предельная норма труда для социального работника при формировании объёма работы согласно вышеуказанным документам не должна превышать 300 единиц трудоёмкости ежемесячно.
Принуждать Вас к работе сверх установленных норм труда, а равно к выполнению норм труда, о введении которых Вы не были извещены не позднее, чем за два месяца до их введения работодатель не имеет права. От выполнения работы сверх нормы Вы вправе отказаться (положения нормативных актов, которыми Вы можете мотивировать свой отказ, Вы найдёте в правовом обосновании к данному ответу).
Обязанность работодателя регламентировать конкретный объём нагрузки в должностной инструкции трудовым законодательством не установлена.
Место работы определяется трудовым договором. Должностной инструкцией может быть конкретизирована Ваша территория обслуживания при условии, что положения должностной инструкции не противоречат условиям трудового договора.
В случае если Вашим трудовым договором предусмотрено, что Вы обязаны выполнять свои обязанности на территории конкретного района, территория Вашего обслуживания может быть изменена только путём заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в письменной форме. Изменение условий трудового договора путём внесения изменений только в должностную инструкцию не допускается.
При появлении у организации новых структурных подразделений изменения в трудовой договор вносятся только в случае Вашего перевода на работу во вновь образованное структурное подразделение. При переводе на работу в новое структурное подразделение дополнительным соглашением в трудовой договор вносятся сведения о месте работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.
Также обращаем Ваше внимание, что действия работодателя в части не ознакомления Вас с Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников незаконны.
В случае принуждения Вас к работе сверх установленных норм труда, а равно к выполнению норм труда, о введении которых Вы не были извещены не позднее, чем за два месяца до их введения, а равно при иных нарушениях трудового законодательства Вы вправе обратиться с жалобой на действия работодателя в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс) либо в суд.
Правовое обоснование:
В силу пункта 4 части 2 статьи 21 ТК РФ работник обязан выполнять установленные нормы труда.
Согласно статье 162 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.
Нормы труда для социальных работников города Москвы установлены Положением о нормировании труда социальных работников при оказании социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утверждённых Приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы от 24.08.2015 N 721 (далее - "Положение").
Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что в ТЦСО и ЦСО система нормирования социальных работников при оказании социальных услуг в форме социального обслуживания на дому регламентируется Положением о нормировании труда, которое утверждается директором с учётом мнения представительного органа работников.
В силу пункта 3.3 Положения норма обслуживания для социальных работников устанавливается исходя из производственного календаря при 40-часовой рабочей неделе и составляет 300 единиц трудоёмкости ежемесячно.
В силу пункта 9 части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
В соответствии со статьей 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В силу статьи 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со статьёй 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Согласно абзацу 1 пункта 2 части 5 статьи 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков, они могут быть восстановлены судом (статья 392 ТК РФ).
Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя (статья 28 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (часть 2 статьи 357 ТК РФ).
Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", март 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.