Система оплаты труда организации предусматривает диапазон тарифных ставок (окладов, должностных окладов). Исходя из этого работникам одной должности, квалификации и выполняющим работу равной ценности установлены различные тарифные ставки (оклады, должностные оклады), в результате чего работники, выполняющие одинаковые функции, занимающие одинаковые должности и имеющие одну и туже квалификацию (например, слесарь аварийно-восстановительных работ 5 разряда) имеют разную оплату труда. Законно ли применение подобной системы оплаты труда, т.к. согласно ст. 22 ТК РФ "Работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности". В апреле 2014 г. вышло указание генерального директора организации (наше предприятие является региональным управлением организации, находящейся в г. Москва), согласно которого (далее дословно): "Начальникам региональных управлений 1.1. проверить действующие должностные (квалификационные) инструкции и установленные должностные оклады (оклады, тарифные ставки) работников на соответствие требованиям ст. 22 ТК РФ. При выполнении работниками одного структурного подразделения (отдела, цеха, участка) работы равной сложности и равного объема должны быть установлены одинаковые должностные оклады (оклады, тарифные ставки). Должностная (квалификационная) инструкция, в этом случае, может быть утверждена одна на должность (профессию) или на каждую штатную единицу. При выполнении работниками, занимающими одинаковые должности, или одной профессии, работы разной сложности и разной по объему должны быть установлены разные должностные оклады (оклады, тарифные ставки) и, в обязательном порядке утверждены должностные (квалификационные) инструкции на каждую штатную единицу с указанием в ней того, чем отличаются трудовые функции (обязанности, права, ответственность). 1.2. Внести необходимые изменения в должностные (квалификационные) инструкции работников, в случае необходимости, в срок до 20.05.2014 г." На основании данного указания руководителем регионального управления организации издано распоряжение, согласно которого (далее дословно): "1. Руководителям структурных подразделений (отделов, служб, цехов и пр.): 1.1. Пересмотреть действующие должностные (квалификационные) инструкции работников на соответствие следующим требованиям: 1.1.1. при выполнении работниками одного структурного подразделения работы равной сложности и равного объема, у которых установлены одинаковые должностные оклады (тарифные ставки), должна быть утверждена одна должностная (квалификационная инструкция на должность (профессию); 1.1.2. при выполнении работниками, занимающими одинаковые должности, или работающими по одной профессии, работы разной сложности и разной по объему, у которых установлены разные должностные оклады (тарифные ставки), должны быть утверждены должностные (квалификационные) инструкции на каждую штатную единицу с указанием в них того, чем отличаются трудовые функции. 1.2. В случае выявления несоответствий требованиям, указанным в п. 1.1.1. и 1.1.2., внести необходимые изменения в должностные (квалификационные) инструкции работников, или разработать проекты новых инструкций". Указание генерального директора обязывает при выполнении работниками работы равной сложности и равного объема установить одинаковые должностные оклады (оклады, тарифные ставки). Однако распоряжение начальника регионального управления обязывает только разработать новые должностные инструкции для работников, имеющие разные должностные оклады (оклады, тарифные ставки). Т.е. фактически на должность, к примеру, слесаря аварийно-восстановительных работ 5 разряда необходимо разработать 5 должностных инструкций, т.к. при штате в 10 человек имеется 5 разных окладов, хотя фактически они выполняют одинаковую работу. Ни о каком приведении в соответствие ст. 22 ТК РФ распоряжение начальника регионального управления не говорит. По факту руководителей подразделений обязали разрабатывать (пересматривать) должностные инструкции. Мнение непосредственных руководителей работников о том, что работники выполняют одинаковые функции, руководством игнорируется. Законны ли указания генерального директора и распоряжения начальника регионального управления? По сути распоряжение противоречит указанию.
Указания генерального директора законны.
При установлении в штатном расписании окладов по одноименным должностям размеры тарифов следует устанавливать одинаковые.
Ситуация, когда работники, занимающие одну и ту же должность, но выполняющие разные должностные обязанности, и получающие соответственно разную заработную плату может расцениваться как дискриминация в сфере трудовых отношений, поскольку непонятно на основании каких критериев работодатель возлагает на работников разный объем должностных обязанностей и устанавливает разный должностной оклад.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ст. 3 ТК РФ).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.