Комментарий к письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 ноября 2015 г. N 17-3/В-534
О.В. Мартынова,
эксперт журнала "Оплата труда:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 3, март 2016 г., с. 12-15.
В комментируемом Письме от 05.11.2015 N 17-3/В-534 Минтруд дал разъяснения по вопросу начисления страховых взносов на выплаты, производимые российской организацией гражданину Украины за работу на Украине, то есть лицу, которое будет исполнять обязанности по этому договору на территории Украины.
Заметим: действующими нормативно-правовыми актами в области трудового права не предусмотрено прямого запрета на заключение трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, не въезжающим на территорию РФ.
В то же время из совокупности положений ст. 13, 312.1 и 312.3 ТК РФ вытекает, что возможность заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, проживающим и осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории РФ, не предусмотрена. Следовательно, сотрудничество с такими гражданами нужно осуществлять в рамках гражданско-правовых отношений.
Исходя из этого и в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ*(1) выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, не признаются объектом обложения для плательщиков страховых взносов.
Однако в силу п. 1 ст. 5 Федерального закона N 125-ФЗ*(2) физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Ранее Минтруд высказывал аналогичную точку зрения (Письмо от 07.08.2015 N 17-3/В-410).
В обоснование изложенной позиции хотим также заметить следующее.
Согласно ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. В рамках трудовых отношений на территории РФ применимым правом является российское, за исключением тех случаев, когда, в частности международным договором, предусмотрено иное (ст. 10 ТК РФ).
Кроме того, из ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ следует, что в случаях, когда трудовые отношения с иностранными работниками регулируются иностранным правом на основании федеральных законов или международных договоров РФ, правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, не распространяются.
Между Правительством РФ и Правительством Украины в Москве 14.01.1993 заключено Соглашение о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств. Положения данного соглашения регулируют трудовые вопросы работников, въезжающих на территорию РФ для осуществления трудовой деятельности. При этом особенностей трудовой деятельности для дистанционных работников указанным документом не установлено.
Обратим внимание, что при исчислении страховых взносов с выплат работникам-иностранцам, не въезжающим на территорию РФ, у работодателя тоже возникли бы проблемы, поскольку применяемые тарифы зависят от статуса такого работника:
- постоянно проживающий (получил вид на жительство);
- временно проживающий (имеет разрешение на временное проживание);
- временно пребывающий (лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание).
Так, для начисления страховых взносов в ФСС в отношении работников-иностранцев, временно пребывающих на территории РФ, установлен тариф в размере 1,8% (п. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных указанным законом и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ*(3), ст. 10 Федерального закона N 326-ФЗ*(4), п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона N 255-ФЗ*(5) застрахованными лицами являются в том числе постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в РФ трудовую деятельность согласно ст. 13.5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Соответственно, выплаты им облагаются взносами в общеустановленном порядке, за исключением случаев, установленных ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
Однако работник, постоянно проживающий за рубежом и именно там выполняющий свои обязанности по договору о дистанционной работе, не имеет ни одного из названных статусов. Поэтому страховые взносы с выплат, произведенных в пользу данного работника, не начисляются.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(3) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(4) Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
*(5) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)