Родительская плата за присмотр и уход за детьми
О. Марова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 19-26.
В соответствии с п. 2 ст. 65 Закона об образовании*(1) за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей, и ее размер. Что понимается под присмотром и уходом за детьми? Как рассчитывается взимаемая плата? Для всех ли она одинакова? Как правильно вести ее учет? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.
Что подразумевается под присмотром и уходом за детьми?
Согласно п. 34 ст. 2 Закона об образовании присмотр и уход за детьми - это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Данную деятельность осуществляют дошкольные образовательные организации.
Законом об образовании разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность.
В соответствии с пп. 3 и 6 п. 1 ст. 8 Закона об образовании обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (пп. 5 п. 1 ст. 8 и пп. 3 п. 1 ст. 9 Закона об образовании).
Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своей сути являются деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ч. 1 ст. 63 СК РФ). Иными словами, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях.
Присмотр и уход за детьми осуществляются образовательными организациями на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.
Родительская плата за присмотр и уход за детьми
При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в нее не могут включаться расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (п. 4 ст. 65 Закона об образовании).
Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ, отнесено к полномочиям этих субъектов (пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона об образовании).
Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
Такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:
- установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (п. 2 ст. 65 Закона об образовании);
- при введении родительской платы учредитель вправе снизить ее размер или не взимать данную плату с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (п. 2 ст. 65);
- установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (п. 3 ст. 65);
- в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные образовательные организации, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы - на второго ребенка, не менее 70% - на третьего ребенка и последующих детей (п. 5 ст. 65).
Следует обратить внимание, что субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки как для семей, имеющих детей, так и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).
Кроме этого, образовательные организации обязаны обеспечить открытость документа об установлении размера платы за услуги по присмотру и уходу за детьми. Такой документ должен быть размещен на официальном сайте образовательной организации (ст. 29 и 65 Закона об образовании).
Начисление и учет родительской платы
Положения о размере родительской платы, а также периодичности и способе ее внесения должны быть прописаны в договоре об оказании услуг по присмотру и уходу за детьми. Она начисляется за фактически оказанные услуги. Их учет ведется в табеле учета посещаемости детей (ф. 0504608), форма которого утверждена Приказом N 52н*(2). Данный документ заполняется на каждую группу воспитанников. Дни посещения ребенком учреждения в нем не отмечаются, а дни пропусков обозначаются в соответствующей графе буквой "Н". Выходные дни следует пометить буквой "В". По каждому ребенку дни посещений и непосещений подсчитываются и проставляются в соответствующих графах табеля. Табель должен быть подписан ответственным за его ведение лицом (воспитателем) и руководителем учреждения. На основании заполненного табеля производится расчет размера родительской платы.
Родительская плата за присмотр и уход за детьми относится к собственным доходам учреждения. В силу п. 21 Инструкции N 157н*(3) такие доходы учитываются по КВФО 2. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, их следует относить на статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
В бухгалтерском учете автономного учреждения операции по начислению и поступлению родительской платы отражаются в соответствии с Инструкцией N 183н*(4). Начисление родительской платы отражается так:
Дебет счета 2 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг"
Кредит счета 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг"
Отражение в учете поступления родительской платы на счета учреждения будет зависеть от способов ее внесения.
Обычное поступление наличных денежных средств в кассу автономного учреждения отражается по дебету счета 2 201 34 000 "Касса" и кредиту счета 2 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг".
Другой способ оплаты, в настоящее время приобретающий все большую популярность, - это внесение платежа с помощью банковской карты через платежный терминал, установленный в кассе учреждения.
Для установки терминала и приема платежей по картам учреждение заключает договор эквайринга с определенной кредитной организацией (банком). Порядок проведения таких расчетов регламентирован Положением об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденным ЦБ РФ 24.12.2004 N 266-П.
Напомним, что, помимо чека платежного терминала, выдается чек ККТ или бланк строгой отчетности - квитанция (ф. 0504510). На них должна присутствовать запись о том, что произведен безналичный расчет.
В бухгалтерском учете проведение операций по приему платежей с использованием расчетной банковской карты получателя услуг, через платежный терминал, установленный в кассе образовательного учреждения, отражается следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Плата за оказанные услуги произведена с использованием платежной карты | 2 205 30 000 | |
Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения |
Такие корреспонденции счетов указаны в Инструкции N 183н в соответствии с изменениями, внесенными в нее Приказом Минфина РФ от 31.12.2015 N 228н. В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте. Ранее аналогичные бухгалтерские записи были предложены в Письме Минфина РФ от 16.10.2014 N 02-07-10/52197.
Рассмотрим пример начисления и поступления родительской платы.
Пример
Автономное МДОУ "Светлячок" работает пять дней в неделю. В средней группе - 15 детей. За присмотр и уход за детьми в данном образовательном учреждении установлена родительская плата в размере 2 000 руб. за полный месяц.
В феврале 2016 года 20 рабочих дней. В табеле учета посещаемости детей отражены следующие данные:
Фамилия, имя ребенка | Пропущено дней | Дни посещения, подлежащие оплате |
Ребенок 1 | 0 | 20 |
Ребенок 2 | 5 | 15 |
Ребенок 3 | 0 | 20 |
Ребенок 4 | 0 | 20 |
Ребенок 5 | 5 | 15 |
Ребенок 6 | 0 | 20 |
Ребенок 7 | 0 | 20 |
Ребенок 8 | 0 | 20 |
Ребенок 9 | 0 | 20 |
Ребенок 10 | 5 | 15 |
Ребенок 11 | 0 | 20 |
Ребенок 12 | 0 | 20 |
Ребенок 13 | 0 | 20 |
Ребенок 14 | 0 | 20 |
Ребенок 15 | 0 | 20 |
Всего | 15 | 285 |
Всего пропущено детьми 15 дней (5 + 5 + 5). Дней, подлежащих оплате, - 285 ((15 дет. х 20 дн.) - 15 дн.). Стоимость одного дня посещения ДОУ в феврале составит 100 руб. (2 000 руб. / 20 дн.). Всего родительской платы начислено 28 500 руб. (285 дн. х 100 руб.).
Часть родительской платы внесена родителями через платежный терминал в кассе учреждения (20 000 руб.), другая часть (8 500 руб.) - наличными в кассу, которые перечислены на лицевой счет в казначействе.
В бухгалтерском учете данные операции отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена родительская плата за февраль | 2 205 30 000 | 2 401 10 130 | 28 500 |
Родительская плата поступила в кассу учреждения | 2 205 30 000 | 8 500 | |
Родительская плата из кассы внесена на лицевой счет учреждения | 8 500 | ||
Родительская плата внесена через платежный терминал | 2 205 30 000 | 20 000 | |
Поступили денежные средства на лицевой счет | 20 000 |
Налог на прибыль с доходов от родительской платы
С 1 января 2016 года образовательные учреждения в целях применения нулевой ставки по налогу на прибыль, помимо доходов от осуществления образовательной деятельности, вправе учитывать доходы от деятельности по присмотру и уходу за детьми. Соответствующие изменения внесены в ст. 284.1 НК РФ Федеральным законом от 02.05.2015 N 110-ФЗ.
Ранее данного вопроса в своих разъяснениях часто касались Минфин и ФНС (одни из последних документов - письма Минфина РФ от 06.04.2015 N 03-03-10/19184 и ФНС РФ от 01.07.2015 N ГД-4-3/11408@). В них говорилось, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе присмотр и уход за детьми на штатной основе, оказывают родителям услугу.
В связи с этим родительская плата, взимаемая за содержание ребенка в дошкольных учреждениях, является выручкой от оказания услуг (собственными доходами учреждения) и подлежит обложению налогом на прибыль.
Расходы, производимые дошкольными образовательными учреждениями за счет родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, учитываются для целей налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке. При равенстве доходов и расходов налоговая база будет равна нулю.
Финансовое и налоговое ведомства разъясняли, что условием применения налоговой ставки 0% является наличие у организации доходов от осуществления образовательной деятельности, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, в размере не менее 90% ее доходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы, а также должны соблюдаться иные условия, предусмотренные ст. 284.1 НК РФ, в частности, по наличию соответствующих лицензий, численности работников организации, квалификационным требованиям к ним, отсутствию операций с финансовыми инструментами срочных сделок.
При выполнении данных условий образовательная организация вправе применять ставку по налогу на прибыль 0% в порядке, предусмотренном ст. 284.1 НК РФ.
По их мнению, дошкольные учреждения к доходам в виде платы за ведение образовательной деятельности могут применять нулевую ставку. Однако услуги по уходу и присмотру за детьми к образовательной деятельности в силу Закона об образовании не относятся.
В связи с внесением в ст. 284.1 НК РФ изменений данная несправедливость устранена, и услуги образовательных учреждений по присмотру и уходу за детьми теперь тоже подпадают под действие поименованной статьи.
* * *
Услуги по присмотру и уходу за детьми, оказываемые дошкольными образовательными учреждениями, не относятся к образовательным услугам и предоставляются за плату. Стоимость услуг рассчитывается исходя из нормативных затрат на приобретение продуктов питания и расходных материалов, используемых при оказании данных услуг. Она оговаривается в соответствующем договоре. По факту размер родительской платы рассчитывается на основании табеля учета посещаемости детей (ф. 0504608). Отдельным категориям семей с детьми могут предоставляться льготы или освобождение от платы за присмотр и уход за детьми. Родительская плата, внесенная за присмотр и уход за детьми, относится к собственным доходам образовательного учреждения и подлежит обложению налогом на прибыль. С 1 января 2016 года к этим доходам может быть применена нулевая ставка по налогу на прибыль.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(2) Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"