О полномочиях должностных лиц Роструда составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях
ООО "Факультет медицинского права"
Проверки государственной инспекцией труда - это один из самых больших страхов руководителей. Инспекторов боятся даже те, кто ведет свою деятельность честно и с соблюдением всех требований законодательства. Связано это с тем, что, как показывает практика, проверяющий при желании может всегда найти нарушения. А если выявлено серьезное нарушение, то штрафа уже не избежать. Однако, как говорится, "осведомлен - значит вооружен". Поэтому, чтобы вооружить наших читателей, Факультет медицинского права решил немного рассказать о Федеральной службе по труду и занятости (далее - Роструд) в целом, о государственном контроле трудового законодательства, и особо заострить внимание на должностных лицах Роструда и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
Как известно, Роструд является федеральным органом исполнительной власти. Данный орган осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан (п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости (далее - Положение о Роструде), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).
Государственные инспекции труда
В соответствии с п. 4 Положения, Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а именно через государственные инспекции труда (далее по тексту также - ГИТ), во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия Роструда
Полный Перечень полномочий Роструда указан в отдельном разделе Положения о Роструде, а именно в разделе "Полномочия". В данной статье хотелось бы обратить особое внимание на полномочия Роструда именно в сфере государственного надзора и контроля. Так, к полномочиям должностных лиц Роструда, например, относится право осуществлять контроль и надзор:
за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии законодательством Российской Федерации;
за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
Более подробную информацию о Роструде Вы можете прочесть в другой нашей статье: "Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)".
Выявление нарушений в результате государственного контроля и надзора
Как было сказано выше, государственный контроль и надзор Роструд осуществляет посредством проверок или обследований.
Если при проведении проверки были выявлены факты нарушения трудового законодательства, проверяющие обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также принять меры по контролю за их устранением. В предписании должны быть указаны сроки устранения нарушений и (или) проведения соответствующих предупреждающих мероприятий.
Однако, если такое предписание не будет выполнено в установленные сроки, либо если в ходе проверки были выявлены нарушения, которые носят серьезный характер, возникает необходимость привлечения виновных в этом лиц к административной ответственности. В частности, именно на привлечении к административной ответственности нам бы и хотелось остановиться подробнее.
Привлечение к административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства
Как известно, процесс привлечения лиц к административной ответственности условно состоит из двух стадий:
Возбуждение дела об административном правонарушении;
Рассмотрение дела об административном правонарушении;
Третьей по счету может быть стадия "Обжалование постановлений по делу об административных правонарушениях", однако, как очевидно, она носит факультативный характер.
Фактически, должностные лица Роструда могут принимать непосредственное участие в первых двух стадиях. Это утверждение прямо содержится в абзаце "и" п. 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. Согласно этой норме, должностные лица Роструда, в частности, имеют право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Что касается протоколов об административных правонарушениях, то, по сути, факт составления такого документа и является началом стадии возбуждения административного дела, а значит, и началом процесса привлечения лица к административной ответственности. Именно поэтому, как мы уже говорили ранее, в данной статье особое внимание хотелось бы уделить именно протоколам об административных правонарушениях, а точнее должностным лицам Роструда и Государственных инспекций труда, уполномоченных составлять такие документы.
Перечень должностных лиц Роструда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях
Как известно, согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответственно следующими органами: уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или Банком России.
В сфере надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства таким органом является Роструд. В частности, до недавнего времени в РФ действовал Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 10.04.2006 N 60, которым и был утвержден перечень должностных лиц Роструда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Однако относительно недавно, а точнее 11 октября 2015 года, вступил в силу новый перечень должностных лиц Роструда и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - Перечень). Данный Перечень был утвержден Приказом Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) от 02.09.2015 N 238.
К сожалению, обычному человеку на первый взгляд перечень может показаться довольно запутанным. Поэтому Факультет медицинского права и решил разъяснить этот вопрос подробнее.
Так, согласно Перечню, должностные лица Роструда могут составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.27-5.34, 14.54, 15.34, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1 и 23 статьи 19.5, статьей 19.6, частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В соответствии с п. 1 и 2 Перечня, к лицам, уполномоченным составлять протоколы в отношении перечисленных выше статей, относятся:
главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
руководители структурных подразделений Федеральной службы по труду и занятости - главные государственные инспекторы труда, их заместители;
главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда, их заместители;
главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда;
главные государственные инспекторы труда;
старшие государственные инспекторы труда;
государственные инспекторы труда.
Важно обратить внимание, что из вышеуказанного списка должностных лиц особняком стоят старшие государственные и государственные инспекторы труда, которые, в отличие от своих коллег, имеют некоторые ограничения в полномочиях составлять протоколы. В то же время, лица, которые заняты на иных должностях, предусмотренных Перечнем, имеют полную свободу в составлении протоколов абсолютно по всем статьям КоАП, указанным выше.
Что же касается старших государственных и государственных инспекторов труда, то они не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в следующих случаях:
В отношении граждан и должностных лиц по административным правонарушениям, предусмотренным:
Частью 1 статьи 19.4 "Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль".
В отношении юридических лиц по административным правонарушениям, предусмотренным:
Статьёй 5.27 "Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права";
Статьёй 5.27.1 "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации", кроме части 5 "Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27.1, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение";
Частью 1 статьи 14.54 "Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда";
Статьёй 17.7 "Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении";
Статьёй 19.4.1 "Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля".
Впрочем, протокол об административных правонарушениях, как уже было замечено ранее, является лишь первичным "звеном" в процессе привлечения лица к административной ответственности. Поэтому, в продолжение темы о новом перечне должностных лиц Роструда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, нам также хотелось бы затронуть такой несомненно важный вопрос, как перечень должностных лиц Роструда, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Перечень должностных лиц Роструда, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
По сути рассмотрение дел об административных правонарушениях является основной стадией привлечения лица к административной ответственности. Именно на этой стадии решается принципиальный вопрос о виновности/невиновности лица в совершении административного правонарушения, назначении правонарушителю того или иного вида административного наказания или прекращения производства по делу.
Выше в статье мы уже говорили о том, что Роструд, в частности, уполномочен в некоторых случаях рассматривать дела об административных правонарушениях. Причем, как и в ситуации с протоколами, при рассмотрении Рострудом дел об административных правонарушениях существует определенный перечень должностных лиц, имеющих на это право. Такой перечень четко установлен в п. 2 ст. 23.12 КоАП РФ.
При просмотре этой нормы, первое, что бросается в глаза, - это то, что перечень должностных лиц Роструда, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, не отличается от полного списка тех же работников, уполномоченных на составление протоколов. Однако есть и некоторые различия. Одним из таковых является то, что в отличие от составления протоколов, когда в отношении старших государственных и государственных инспекторов устанавливались некоторые ограничения в полномочиях, при рассмотрении дел, каких-либо дискриминационных мер для таких лиц не предусмотрено. То есть рассматривать дела об административных правонарушениях старшие государственные и государственные инспекторы труда имеют право наравне со всеми остальными сотрудниками Роструда.
Впрочем, более важным является как раз п. 1 уже упомянутой ст. 23.12, согласно которому Роструд в целом, а значит, и все его должностные лица, имеют право на рассмотрение дел в отношении четко ограниченного круга статей КоАП РФ. При этом таковой круг заметно "уже" нежели список статей, по которым проверяющие могут возбуждать дела об административных правонарушениях. В некоторых случаях после составления должностным лицом Роструда протокола об административном правонарушении проверяющий не имеет права на то, чтобы самому рассмотреть дело, и обязан будет направить таковой протокол на рассмотрение судье. Кроме того, по делам об административных правонарушениях, возбужденных в ходе административного расследования, сотрудник государственной инспекции труда также обязан будет передать протокол на рассмотрение судье.
Как мы видим, тема рассмотрения дел об административных правонарушениях достаточно запутана и имеет некоторые особенности и нюансы. Поэтому мы решили составить таблицу, в которой наглядно отражены полномочия лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях по статьям КоАП, в отношении которых должностные лица Роструда имеют право составлять протоколы. С этой таблицей Вы можете ознакомиться ниже:
Вид АП (статья КоАП РФ) | Кем рассматривается дело об АП |
Статья 5.27: Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права | |
Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права | Судьи, в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) | Судьи, в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем | Судьи, в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение | Судьи |
Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение | Судьи |
Статья 5.27.1: Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации | |
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации | Судьи, в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний | Судьи, в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты | Судьи, в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение | Судьи |
Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения | |
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки | ГИТ |
Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения | |
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения | ГИТ |
Статья 5.30. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения | |
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения | ГИТ |
Статья 5.31. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению | |
Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению | ГИТ |
Статья 5.32. Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах | |
Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) | ГИТ |
Статья 5.33. Невыполнение соглашения | |
Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры | ГИТ |
Статья 5.34. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки | |
Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки | ГИТ |
Статья 14.54. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда | |
Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда | Судьи, в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение | Судьи |
Статья 15.34. Сокрытие страхового случая | |
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | ГИТ |
Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении | |
Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении | Судьи |
Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль | |
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль | Судьи |
Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля | |
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса | Судьи |
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки | Судьи |
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи | Судьи |
Статья 19.5: Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль | |
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства | Судьи |
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права | Судьи |
Статья 19.6: Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения | |
Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения | Судьи |
Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания | |
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом | Судьи |
В продолжение темы о рассмотрении дел об административных правонарушениях также хотелось бы отметить, что неким конечным итогом данной стадии будет являться постановление по делу об административном правонарушении. Общие положения по данному вопросу освещены нами в другой статье: "Постановление по делу об административном правонарушении". Однако и в настоящей статье мы также уделим внимание некоторым особенностям, связанным как раз с составлением такого документа.
Некоторые нюансы составления постановления по делу об административном правонарушении в области трудового законодательства
Как мы уже говорили, по сути процесс привлечения лица к административной ответственности начинается с момента составления протокола об административном правонарушении. Конечной точкой такого процесса будет являться составление административного постановления.
Однако законодательством предусмотрены некоторые случаи, когда постановления по делам об административных правонарушениях о назначении административного наказания могут составляться без составления протокола об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ). При этом, чтобы вынести постановление без составления протокола, должны быть соблюдены одновременно все следующие условия:
административное наказание назначается в виде предупреждения или административного штрафа;
административное наказание выносится в отношении физических лиц;
лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.
Что интересно, чаще всего такая упрощенная форма привлечения к административной ответственности присуща органам дорожного регулирования и ранее к проверкам трудового законодательства отношения не имела. Однако одним из отличий нового Перечня должностных лиц Роструда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, от старого является то, что в новом Перечне появилась норма, которая наделяет сотрудников государственных инспекций труда, в том числе, и правом выносить постановления об административных правонарушениях без составления протокола.
Заметим, что КоАП в некоторых случаях действительно предусматривает назначение предупреждения или административного штрафа в отношении физических лиц за правонарушения в области трудового законодательства. В частности, к статьям, в которых это установлено, относятся статьи 5.27, 5.27.1, 15.34, 17.7, а также часть 1 статьи 19.4, часть 1 статьи 19.4.1, части 1 и 23 статьи 19.5 и часть 1 статьи 20.25. Таким образом, теперь, если физическое лицо совершит правонарушение, указанное в перечисленных статьях, должностные лица Роструда смогут воспользоваться своим правом на упрощенную форму привлечения к административной ответственности и вынести постановление по делу об административном правонарушении без составления протокола.
Однако в случае с медицинскими организациями основными фигурантами дела на практике в основном являются должностные и юридические лица. Поэтому при проверках государственными инспекциями труда медицинских организаций для привлечения лица к административной ответственности проверяющему чаще всего все-таки будет необходимо составить протокол об административном правонарушении.
Резюме
В завершение хотелось бы сказать о том, что фактически должностные лица Роструда, как, впрочем, и представители любой иной публичной администрации, при осуществлении своей властной деятельности должны в первую очередь руководствоваться принципом "Разрешено только то, что прямо предусмотрено законом". Однако должностные лица Роструда в процессе проведения проверок медицинских или фармацевтических организаций могут порой выходить за рамки своих полномочий, тем самым нарушая права и законные интересы проверяемых лиц. Факты таких нарушений будут служить важным доказательством, если руководитель медицинской организации решит обжаловать в дальнейшем действия (бездействие) проверяющих. В связи с этим, надеемся, что информация, представленная в настоящей статье, даст возможность руководителям проверяемых организаций быть начеку и в курсе дела.
www.kormed.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Факультет медицинского права".
Сфера деятельности: услуги в области правового обеспечения медицинской деятельности.
Руководитель: Габай Полина Георгиевна.
Основные направления деятельности:
- Информационно-консультационные услуги;
- Абонентское обслуживание медицинских организации;
- Готовые блоки медицинских и организационно-распорядительных документов для медицины;
- Сопровождение клиники при проверках органами надзора;
- Экспертиза и разработка документации для медицинских организации;
- Досудебное и судебное сопровождение медицинских организации и пациентов;
- Открытие и лицензирование медицинских организации.
Контакты: Адрес: 125252, г. Москва, ул. Алабяна, д.13, к 1; Телефон: +7 (495) 789-43-38; +7 (925) 518-66-49; Адрес интернет-сайта: www.kormed.ru; Электр. адрес: info@kormed.ru, narod@kormed.ru