Как организовать охрану труда в офисе
С. Светлова,
консультант по трудовому праву
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 2, 3, февраль, март 2016 г., с. 10-24, с. 24-32.
Рассмотрим, какие мероприятия необходимо провести в компании, чтобы организовать охрану труда офисных работников, и какие документы обязательно затребует инспекция труда при проверке.
Работа в офисе не связана с вредным производством. Нет опасных для жизни и сложных механизмов. Сотрудники не трудятся на улице под дождем и снегом. От чего же охранять труд работника? Некоторые руководители считают, что если в их компании работают только офисные работники, то охрана труда им не нужна. Но ошибаются. Ведь ТК РФ налагает на всех работодателей обязанность обеспечивать охрану труда. Конечно, некоторые нормы ТК РФ на конкретную компанию могут и не распространяться. Не все работники подлежат медосмотрам. Не всем требуется спецодежда, не каждому выплачиваются компенсации за работу в трудных условиях. Но вот инструктажи и обучение по охране труда, наличие локальных нормативных актов по охране труда, проведение спецоценки инспекция труда проверяет практически в любой компании в отношении любых работников*(1).
Обратите внимание, согласно отчету Роструда из всех выявленных за 2014 год нарушений на долю нарушений по охране труда приходится 46%, то есть практически каждое второе нарушение - по охране труда. При этом с января 2015 года штрафы за нарушения в сфере охраны труда выросли в несколько раз (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Поэтому так важно организовать работу по охране труда правильно.
Примечание. См. статьи "Обязательное обучение для руководителя компании" на стр. 26 журнала N 12' 2015 и "Новые штрафы за нарушение трудового законодательства" на стр. 36 журнала N 12' 2014.
Этап 1. Определяем лицо, ответственное за охрану труда
Прежде всего, за охрану труда несет ответственность генеральный директор в силу ст. 212 ТК РФ, ведь он является уполномоченным представителем работодателя. Но непосредственно выполняет обязанности по организации охраны труда в компании, как правило, другой человек.
Примечание. Читайте о требованиях к специалисту по охране труда в статье "Профстандарт "Специалист в области охраны труда": на что обратить внимание?" на стр. 10 журнала N 1' 2016.
Шаг 1. Определить, требуется ли вводить должность специалиста по охране труда
Согласно ст. 217 ТК РФ если численность организации превышает 50 человек, то вводится должность специалиста по охране труда, если менее 50 человек - то руководитель может заниматься этим самостоятельно либо привлечь специалиста или организацию по гражданско-правовому договору.
Таким образом, если в компании больше 50 человек, то необходим специалист по охране труда. Такого же мнения придерживается Роструд в письме от 06.08.2012 N T3/6389-3-5.
Если же согласно штатному расписанию персонала меньше, чем 50 человек, то можно ограничиться тем, что назначить кого-то из работников ответственным по охране труда.
Шаг 2. Разработать должностные обязанности для специалиста
Если оказалось, что в компании требуется специалист по охране труда, то следует разработать отдельную должностную инструкцию. Если в компании менее 50 человек и можно ограничиться ответственным по охране труда, стоит сформулировать должностные обязанности, которые необходимо включить в должностную инструкцию этого работника.
Примечание. См. статью "Разрабатываем и утверждаем должностную инструкцию" на стр. 70 журнала N 8' 2015.
При разработке должностных обязанностей специалиста по охране труда или ответственного по охране труда можно использовать профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда", утвержденный приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 524н (далее - профстандарт "Специалист в области охраны труда"). Приведем пример описания должностных обязанностей специалиста по охране труда (Пример 1).
Пример 1. Фрагмент должностной инструкции специалиста по охране труда
<_>
2. Должностные обязанности
Специалист:
2.1. Осуществляет мероприятия, направленные на реализацию политики Общества в сфере охраны труда.
2.2. Выявляет опасные и вредные производственные факторы на рабочих местах. Проводит анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.
2.3. Разрабатывает совместно с руководителями Общества мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2.4. Организует обучение по охране труда как у внешнего провайдера, так и внутреннее обучение в соответствии с действующим законодательством, в том числе составляет перечни профессий для получения удостоверений, обеспечивает составление протоколов и получение удостоверений.
2.5. Организует специальную оценку условий труда, в том числе подготовку документов, контроль работы контрагента, проверку представленных документов.
2.6. Составляет списки профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры, организует проведение медосмотров.
2.7. Организует проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми сотрудниками, вновь принимаемыми на работу, а также командированными сотрудниками.
2.8. Осуществляет контроль над своевременным проведением инструктажей на рабочих местах в подразделениях Общества, а также оказывает методическую помощь руководителям подразделений при проведении данных инструктажей.
2.9. Разрабатывает и актуализирует локальные нормативные акты в сфере охраны труда, пожарной безопасности и электробезопасности, в том числе инструкции по охране труда для всех категорий работников и видов работ, обязательных приказов и положений в соответствии с действующим законодательством, программы инструктажей.
2.10. Обеспечивает взаимодействие со структурными подразделениями Общества по вопросам, относящимся к его компетенции.
2.11. Выполняет поручения руководства Общества, вытекающие из задач и характера деятельности Отдела.
2.12. Осуществляет своевременную подготовку отчетов по вопросам, относящимся к его компетенции, по заданию начальника Отдела.
2.15. Немедленно извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве.
<...>
Шаг 3. Внести изменение в штатное расписание (если необходимо)
Если в компании менее 50 человек, то можно перейти к Шагу 5, если более - ввести в штатное расписание должность специалиста в сфере охраны труда. Не обязательно это должна быть целая ставка, если это компания небольшая, возможно включение в штатное расписание 0,5, 0,25 ставки или менее.
При определении количества ставок специалистов по охране труда следует руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10. Изменение в штатное расписание вносится путем издания приказа в произвольной форме в обычном порядке.
Шаг 4. Принять на работу специалиста по охране труда (если необходимо)
Если в компании должен быть специалист по охране труда, то после введения в штатное расписание должности следует принять на нее работника. Если в штатное расписание введена только часть ставки, то на нее можно принять внутреннего или внешнего совместителя. При определении требований к специалисту можно также ориентироваться на профстандарт "Специалист в области охраны труда".
При приеме на работу с новым сотрудником заключается трудовой договор, он знакомится с локальными нормативными актами, в том числе со своей должностной инструкцией, до подписания трудового договора и издается приказ о приеме его на работу согласно трудовому законодательству в обычном порядке.
Шаг 5. Издать приказ о назначении ответственного
Неважно, будет ли выполнять обязанности по охране труда специалист по охране труда или ответственным назначат работника, занимающего другую должность, следует издать приказ о таком назначении. Специальная форма приказа не предусмотрена, поэтому компания может издать его в произвольной форме (Пример 2).
Пример 2. Приказ о назначении ответственного по охране труда
Общество с ограниченной ответственностью "Гвард"
Приказ
11.02.2016 | N 040 |
Москва
О назначении ответственного
за организацию работы по охране труда
На основании ст. 217 ТК РФ и в целях выполнения требований охраны труда
Приказываю:
1. Назначить специалиста по охране труда Зайкова В.П. ответственным за организацию работы по охране труда в ООО "Гвард".
2. Специалисту по охране труда Зайкову В.П. в срок до 15.02.2016 разработать план мероприятий по охране труда на 2016 год.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора Трунову З.К.
Генеральный директор Порычев С.Ф. Порычев
С приказом ознакомлены:
заместитель генерального директора Трунова З.К. Трунова 11.02.2016
специалист по охране труда Зайков В.П. Зайков 11.02.2016
Обязанность работодателя определить работника, ответственного за охрану труда, а в определенной ситуации - организовать службу охраны труда подтверждается и судебной практикой.
Судебная практика. Московский городской суд в решении от 22.12.2014 по делу N 7-9921 указал, что компания была правомерно подвергнута административному наказанию в виде штрафа за нарушение, среди прочего, требований ч. 2 ст. 217 ТК РФ, так как работодателем на момент проведения проверки не принято решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда (см. также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А56-75790/2014).
Этап 2. Организуем проведение инструктажей по охране труда
Обязанность по проведению инструктажей установлена ст. 212 ТК РФ и Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (далее - Порядок). Данный Порядок упоминает первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой, внеплановый инструктажи.
В частности, необходимо определить, должны ли работники компании проходить первичный инструктаж на рабочем месте. Отсутствие в компании документов, подтверждающих проведение инструктажей работников по охране труда, может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Шаг 1. Издать приказ об освобождении работников от первичных инструктажей (если необходимо)
Согласно п. 2.1.1 Порядка вводный инструктаж проводится для всех работников, принимаемых на работу в компанию и переводимых на другую должность в компании.
Первичный инструктаж на рабочем месте необходим для тех сотрудников, работа которых связана с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов. Тех, кто не чинит оборудование, не работает с инструментом, сырьем и материалами, а это как раз большинство работников офиса, можно освободить от данного вида инструктажа, издав соответствующий приказ.
Обратите внимание, что работа системных администраторов, а также завхозов, как правило, связана с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом оборудования, хранением сырья и материалов. Поэтому для них обычно проводятся и первичные, и повторные инструктажи.
Иные виды инструктажей*(2), как правило, редко проводятся в офисе.
Специальная форма приказа об утверждении перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения инструктажа, законодательством не предусмотрена. Он может быть таким, как показано в Примере 3.
Пример 3. Приказ об освобождении от первичного инструктажа
Общество с ограниченной ответственностью "Гвард"
Приказ
12.02.2016 | N 041 |
Москва
Об утверждении Перечня профессий и должностей
работников, освобожденных от прохождения
первичного инструктажа на рабочем месте
В соответствии с п. 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29,
Приказываю:
1. Утвердить Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (приложение к настоящему приказу).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора Трунову З.К.
Генеральный директор Порычев С.Ф. Порычев
С приказом ознакомлены:
заместитель генерального директора Трунова З.К. Трунова 12.02.2016
специалист по охране труда Зайков В.П. Зайков 12.02.2016
Приложение
к приказу ООО "Гвард"
от 12.02.2016 N 041
Утверждено
приказом ООО "Гвард"
от 12.02.2016 N 041
Перечень
профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте
1. Секретарь.
2. Hr-менеджер.
3. Главный бухгалтер.
4. Юрисконсульт.
5. Менеджер по продажам.
6. Торговый представитель.
Шаг 2. Разработать программу инструктажей и утвердить ее приказом
При разработке программы вводного и первичного инструктажей следует опираться на ГОСТ 12.0.004-90 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 N 2797 (далее - ГОСТ 12.0.004-90), в котором приведен примерный перечень вопросов для составления программы вводного и первичного инструктажей (приложение 3 и 5). Данный перечень является ориентировочным и его следует доработать в соответствии со спецификой детальности компании.
Программа утверждается приказом, оформленным в произвольной форме (Пример 4).
Пример 4. Приказ об утверждении программы вводного инструктажа
Общество с ограниченной ответственностью "Гвард"
Приказ
15.02.2016 | N 044 |
Москва
Об утверждении программы вводного инструктажа
В целях реализации требований охраны труда, установленных Трудовым кодексом РФ, в соответствии с п. 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29,
Приказываю:
1. Утвердить Программу вводного инструктажа (приложение к настоящему приказу).
2. Назначить специалиста по охране труда В.П. Зайкова ответственным за проведение вводного инструктажа.
3. Специалисту по охране труда В.П. Зайкову при проведении вводного инструктажа руководствоваться настоящим приказом.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора Трунову З.К.
Генеральный директор Порычев С.Ф. Порычев
С приказом ознакомлены:
заместитель генерального директора Трунова З.К. Трунова 15.02.2016
специалист по охране труда Зайков В.П. Зайков 15.02.2016
Приложение
к приказу ООО "Гвард"
от 15.02.2016 N 044
Утверждено
приказом ООО "Гвард"
от 15.02.2016 N 044
Программа
проведения вводного инструктажа по охране труда в ООО "Гвард"
1. Общие сведения о компании, характерные особенности деятельности
<...>
2. Законодательство об охране труда, рабочем времени и времени отдыха
<...>
3. Локальные нормативные акты компании об охране труда
<...>
4. Правила поведения работников в помещениях ООО "Гвард"
<...>
5. Первая помощь пострадавшим
<...>
Шаг 3. Провести вводный и первичный (при необходимости) инструктаж для работников
Как правило, вводный инструктаж проводится после оформления кадровых документов при приеме сотрудника на работу, но до начала работы. Инструктаж проводит специалист по охране труда или ответственный по охране труда (п. 2.1.3 Порядка).
Специалист либо устно излагает программу инструктажа, либо предлагает работнику ознакомиться с письменными материалами, которые содержат сведения согласно программе. Также на практике используют видеоролики для проведения инструктажа. Инструктаж завершается устной проверкой приобретенных работником знаний (п. 2.1.4 Порядка).
Первичный инструктаж проводится в таком же порядке, но не специалистом по охране труда, а непосредственным руководителем работника.
Шаг 4. Завести и заполнить журналы регистрации инструктажей
Далее следует завести журналы регистрации инструктажей. Ведь согласно п. 7.1.5 ГОСТ 12.0.004-90, п. 2.1.3 Порядка проведения вводного инструктажа о вводном инструктаже необходимо делать запись в специальном журнале регистрации. Образцы журналов приведены в ГОСТ 12.0.00490 (приложения 4 и 6). Наличие журналов обязательно проверяется инспектором труда. Можно приобрести готовые журналы, отпечатанные типографским способом, либо распечатать на принтере и сшить.
Что делать компании, если сотрудники уже работают в компании, а вводные инструктажи при приеме не проводились? На практике работодатели применяют различные способы. Например, проводят инструктажи текущей датой и делают соответствующие записи в журнал. Но согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства составляет 1 год, поэтому только по истечении года после исправления ошибки компания будет в безопасности. Некоторые компании заполняют журналы "задним числом", забывая, что инспектор может опросить работников, а также инициировать проведение экспертизы, которая покажет подлог.
Пример 5. Пример заполнения журнала регистрации вводного инструктажа
Общество с ограниченной ответственностью "Гвард" (ООО "Гвард")
--------------------------------------------------------------
предприятие, организация, учебное заведение
Журнал
регистрации вводного инструктажа
Начат 15 февраля 20 16 г.
---------- --
Окончен ________ 20 __ г.
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения | Профессия, должность инструктируемого | Наименование производственного подразделения, в которое направляется инструктируемый | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
инструктирующего | инструктируемого | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
<...> | |||||||
15.02.2016 | Пухлов Михаил Петрович | 1985 | Менеджер по продажам | Отдел продаж | Зайков В.П., специалист по охране труда | Зайков | Пухлов |
22.02.2016 | Марийкина Светлана Петровна | 1974 | Бухгалтер | Бухгалтерия | Зайков В.П., специалист по охране труда | Зайков | Марийкина |
<...> |
Судебная практика. Инспекция труда проверяет не только проведение инструктажей, но и наличие программ вводных и первичных инструктажей. Отсутствие доказательств проведения инструктажей (соответствующим образом оформленных журналов), отсутствие утвержденных программ инструктажей влечет наложение штрафов по ст. 5.27.1 ТК РФ. И если процедура привлечения к ответственности соблюдена, суды встают на сторону инспекции труда (см., например, решение Свердловского областного суда от 11.06.2015 по делу N 72-614/2015).
Если же инструктажи не проводились, а с работником произошел несчастный случай, то непроведение инструктажей может быть признано одной из причин несчастного случая, и тогда суд обяжет работодателя выплатить моральный ущерб пострадавшему работнику (см., например, апелляционное определение Омского областного суда от 12.11.2014 по делу N 33-7199/14).
Этап 3. Провести обучение по охране труда
Проведением вводного инструктажа обучение по охране труда не оканчивается. Согласно п. 2.3.1 Порядка работники должны пройти специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее не реже одного раза в три года. Если в компании имеются работники рабочих специальностей, например уборщица, водитель, то для них предусмотрено проведение стажировки по охране труда (п. 2.2.2 Порядка). Обучение по охране труда завершается проверкой знаний по охране труда.
Отсутствие в компании документов, подтверждающих обучение работников и проверку знаний по охране труда, может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Чтобы наладить в компании проведение специального обучения, нужно сначала обучить руководителей и специалиста по охране труда в учебном центре, как это предписывает п. 2.3.2 Порядка, а после провести обучение рядовых работников внутри компании.
Шаг 1. Провести обучение руководителей
Согласно п. 2.3.1 Порядка руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, руководители, специалисты, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах, обучаются в учебном центре. Таким образом, чтобы решить вопрос, действительно ли работника необходимо обучать в учебном центре, надо посмотреть, руководит ли он другими людьми, то есть организовывает ли их работу. Если подчиненные имеются - руководителя придется туда направить. Если же это руководитель без подчиненных, например, начальник отдела кадров в единственном лице, то его можно обучить в компании. Такого же мнения придерживается Роструд в письмах от 24.01.2013 N T3/297-3-5, от 26.06.2013 N ПГ/5654-3-5.
Чтобы организовать обучение работников в учебном центре, следует заключить договор с учебным центром и направить соответствующую заявку, оплатить обучение. После обучения учебный центр оформит протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников и удостоверения о проверке знаний требований охраны труда на работников компании. Протоколы и удостоверения должны соответствовать утвержденным законодательством формам (см. Шаг 5 Этапа 3).
Обратите внимание, даже если организация небольшая и руководителей немного, то прошедших обучение должно быть не менее 3-х человек (если остальных работников компания планирует обучить сама). В любом случае обучение в учебном центре должен пройти генеральный директор и работник, ответственный за организацию охраны труда в компании.
Шаг 2. Создать комиссию по проверке знаний
Согласно п. 3.4 Порядка в состав комиссии включается не менее 3-х человек. Как правило, в нее входят специалист по охране труда, а также руководители, прошедшие обучение в учебном центре. О создании комиссии по проверке знаний и требований охраны труда следует издать приказ в произвольной форме (Пример 6).
Пример 6. Приказ о создании комиссии по проведению проверки знаний требований охраны труда
Общество с ограниченной ответственностью "Гвард"
Приказ
18.02.2016 | N 052 |
Москва
О создании комиссии по проверке знаний требований
охраны труда работников
В целях исполнения требований ст. 225 Трудового кодекса РФ, Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29,
Приказываю:
1. Создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда работников в следующем составе:
2.1. Председатель комиссии - генеральный директор С.Ф. Порычев.
2.2. Члены комиссии:
- специалист по охране труда В.П. Зайков;
- начальник отдела продаж А.В. Пухов.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора Трунову З.К.
Генеральный директор Порычев С.Ф. Порычев
С приказом ознакомлены:
заместитель генерального директора Трунова З.К. Трунова 18.02.2016
начальник отдела продаж Пухов А.В. Пухов 18.02.2016
специалист по охране труда Зайков В.П. Зайков 18.02.2016
Шаг 3. Разработать программу обучения по охране труда
При разработке программы обучения по охране труда можно использовать Примерную программу обучения по охране труда работников организаций, утвержденную Минтрудом России 17.05.2004. Естественно, она ориентировочная, поэтому ее следует доработать в соответствии со спецификой деятельности компании.
Программа утверждается приказом, оформленным в произвольной форме (аналогичной Примеру 4).
Шаг 4. Провести обучение и проверку знаний для рядовых работников
Обучение по охране труда можно провести в виде лекции, семинара, собеседования, индивидуальных или групповых консультаций, деловых игр. Работодателем могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение (п. 2.3.5 Порядка).
После обучения охране труда работники проходят проверку. Она может быть в виде устного опроса по билетам, сдачи тестов, в том числе с использованием компьютеров и т.д. Чтобы избежать проблем в будущем, компании следует с каждым принимаемым работником проводить обучение по охране труда.
Шаг 5. Оформите документы о проверке знаний требований охраны труда
Если работники прошли обучение и проверку знаний охраны труда успешно, компании следует оформить протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников, а также удостоверения о проверке знаний требований охраны труда на работников компании. Обычно эта работа поручается специалисту по охране труда. В приложениях 1, 2 к Порядку приведены формы протокола и удостоверения, которые необходимо использовать. Приведем образцы заполнения этих документов (Примеры 7 и 8). Трудовое законодательство не содержит требования оформлять удостоверения с использованием плотной обложки ("корочек"), поэтому оно может быть оформлено просто на бумаге.
Пример 7. Протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда
Протокол N 01
-------
заседания комиссии по проверке знаний требований охраны
труда работников
Общество с ограниченной ответственностью "Гвард"
-------------------------------------------------------------------------
(полное наименование организации)
"25" февраля 20 16 г.
-- ----------- --
В соответствии с приказом (распоряжением) работодателя (руководителя)
организации от "18" февраля 20 16 г. N 052 комиссия в составе:
---- ------- -- -----
председателя С.Ф. Порычева, генерального директора;
------------------------------------------------------------
(Ф.И.О., должность)
членов: В.П. Зайкова, специалиста по охране труда; А.В. Пухова,
-----------------------------------------------------------------
начальника отдела продаж
-------------------------------------------------------------------------
(Ф.И.О., должность)
представителей*:
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации -
------------
(Ф.И.О., должность)
органов местного самоуправления -
-----------------------------------------
(Ф.И.О., должность)
государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации -
-----------
(Ф.И.О., должность)
провела проверку знаний требований охраны труда работников
по Общей программе обучения по охране труда
----------------------------------------------------------------------
(наименование программы обучения по охране труда)
в объеме 10
---------------------------
(количество часов)
N п/п | Ф.И.О. | Должность | Наименование подразделения (цех, участок, отдел, лаборатория, мастерская и т.д.) | Результат проверки знаний (сдал/не сдал) N выданного удостоверения | Причина проверки знаний (очередная, внеочередная и т.д.) | Подпись проверяемого |
1 | Пухов Михаил Петрович | Менеджер по продажам | Отдел продаж | сдал, удостоверение N 01 | очередная | Пухов |
<...> | <...> | <...> | <...> | <...> | <...> | <...> |
Председатель комиссии Порычев С.Ф. Порычев
---------- ----------------------------
(подпись) (Ф.И.О.)
Члены комиссии: Зайков В.П. Зайков
---------- ----------------------------
(подпись) (Ф.И.О.)
Пухов А.В. Пухов
---------- ----------------------------
(подпись) (Ф.И.О.)
Представители**:
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ____________
(Ф.И.О., подпись)
органов местного самоуправления ____________
(Ф.И.О., подпись)
государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации ___________
(Ф.И.О., подпись)
-------------------------------------------------------------------------
* Указываются, если участвуют в работе комиссии.
** Подписываются, если участвуют в работе комиссии.
Пример 8. Фрагмент удостоверения о проверке знаний требований охраны труда
(Лицевая сторона)
Удостоверение
о проверке знаний требований охраны труда
(Левая сторона)
Общество с ограниченной ответственностью "Гвард"
-------------------------------------------------------------------------
(полное наименование организации)
Удостоверение N 01
---
Выдано Пухлову Михаилу Петровичу
------------------------------------------------------------------
(Ф.И.О.)
Место работы Общество с ограниченной ответственностью "Гвард"
------------------------------------------------------------
Должность менеджер по продажам
---------------------------------------------------------------
Проведена проверка знаний требований охраны труда по Общей программе
--------------------
обучения по охране труда в объеме 10
------------------------------------------------- --------------
(наименование программы обучения по охране труда) (часов)
Протокол N заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда
работников Общество с ограниченной ответственностью "Гвард"
--------------------------------------------------------------
(наименование организации)
от "25" марта 20 13 г. N 01
--- -------- -- -----
Председатель комиссии С.Ф. Поручев Поручев
----------------------
(Ф.И.О., подпись)
Дата 25.03.2013 /- -\
----------- | Печать |
|ООО "Гвард"|
М.П. \- -/
(Правая сторона)
Сведения о повторных проверках знаний
требований охраны труда
Ф.И.О. Пухов Михаил Петрович
------------------------------------------------------------------
Место работы Общество с ограниченной ответственностью "Гвард"
------------------------------------------------------------
Должность Менеджер по продажам
---------------------------------------------------------------
Проведена проверка знаний требований охраны труда по Общей программе
--------------------
обучения по охране труда в объеме 10
------------------------------------------------- --------------
(наименование программы обучения по охране труда) (часов)
Протокол N заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда
работников от "25" февраля 20 16 г. N 01
--- -------- -- -----
Председатель комиссии С.Ф. Поручев Поручев
----------------------
(Ф.И.О., подпись)
Дата 25.02.2016 /- -\
----------- | Печать |
|ООО "Гвард"|
М.П. \- -/
Имейте в виду, что данные документы инспектор труда будет проверять в обязательном порядке. За их отсутствие компания будет наказана по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Кроме того, инспектор труда может вынести предписание об отстранении от работы всех, не прошедших обучение (ст. 76 ТК РФ), в том числе генерального директора.
В отношении работников, которые уже работают в компании, но с ними не проводилось обучение, возникают те же риски, которые указывались в Шаге 4 Этапа 2.
Судебная практика подтверждает правоту инспекторов труда, которые привлекают к административной ответственности работодателей, не обеспечивших обучение охране труда и проверку знаний требований охраны труда в отношении своих работников.
Судебная практика. Инспекторы проверяют не только наличие удостоверений и протоколов о прохождении проверки знаний, но и приказ о создании комиссии по проверке знаний, а также наличие программ обучения охране труда (см., например, решение Московского городского суда от 28.10.2014 по делу N 7-4416/2014, постановление Пермского краевого суда от 10.06.2014 по делу N 44-а-430).
При этом если руководители не обучились в учебном центре, суд проверит их должностные инструкции для выяснения, связана ли их работа с организацией, руководством и проведением работ на рабочих местах. И если суд решит, что руководитель занимался такой деятельностью, то встанет на сторону инспекции и подтвердит правомерность штрафа (см., например, решение Московского городского суда от 14.09.2015 по делу N 7-9556).
В следующем номере мы рассмотрим заключительные этапы организации охраны труда в офисе - разработки инструкции по охране труда, проведения специальной оценки условий охраны труда и, при необходимости, иных мероприятий по охране труда.
Этап 4. Разрабатываем инструкции по охране труда
Работодатель должен разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников. Таким образом, их составление является для компании обязательным. Сюда же относятся и инструкции по оказанию первой медицинской помощи. Ведь работодатель обязан обучать работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (ст. 212 ТК РФ, п. 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29, далее - Порядок).
Кроме этого, компании нередко составляют:
- положение по охране труда,
- положение о распределении обязанностей по охране труда,
- положение об обучении охране труда,
- положение о системе управления охраной труда и пр.
Их утверждение является рекомендательным, однако наличие таких актов поможет работодателю доказать инспекции труда, что в компании системно подходят к организации охраны труда.
Рассмотрим, как разработать и утвердить в компании инструкции по охране труда и связанные с ними документы, которые затребует инспектор труда при проверке. Отсутствие в организации инструкций по охране труда работников может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При составлении инструкций следует пользоваться следующими документами: Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные Минтрудом РФ 13.05.2004 (далее - Рекомендации), Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда России от 17.12.2002 N 80 (далее - Рекомендации N 80), межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда.
Шаг 1. Разработать и утвердить перечень инструкций по охране труда
Для того чтобы разработать инструкции по охране труда, прежде всего в компании следует утвердить перечень инструкций по охране труда (в силу п. 8 Рекомендаций), которые нужно составить. Для этого издается соответствующий приказ в произвольной форме. В нем же можно дать указание о разработке инструкций (Пример 9).
Пример 9. Приказ об утверждении перечня инструкций по охране труда
Общество с ограниченной ответственностью "Гвард"
(ООО "Гвард")
Приказ
19.02.2016 | N 054 |
Москва
Об утверждении перечня инструкций по охране труда
и разработке инструкций по охране труда
В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 5.1 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80, п. 1 Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом РФ 13.05.2004,
Приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие Перечень инструкций по охране труда (приложение к настоящему приказу).
2. Руководителям подразделений на основании утвержденного настоящим приказом Перечня инструкций по охране труда в срок до 26.02.2016 разработать проекты инструкций по охране труда и согласовать их со специалистом по охране труда.
3. Специалисту по охране труда Зуйкову В.П. оказать методическую помощь при разработке инструкций по охране труда.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора Трунову З.К.
Генеральный директор Порычев С.Ф. Порычев
С приказом ознакомлены:
<...>
Приложение
к приказу ООО "Гвард"
от 19.02.2016 N 054
Утвержден
приказом ООО "Гвард"
от 19.02.2016 N 054
Перечень
инструкций по охране труда
в ООО "Гвард"
1. Инструкция по охране труда для работы на персональном компьютере.
2. Инструкция по охране труда для административно-управленческого персонала (офисного работника).
3. Инструкция по охране труда при передвижении по городу в интересах организации.
<...>
Примечание. См. статью "Что нужно знать об отраслевых соглашениях" на стр. 48 журнала N 5' 2012.
Шаг 2. Разработать и утвердить инструкции по охране труда
Наиболее актуальной для офисных работников является инструкция по охране труда для работы на персональном компьютере (см. Пример 10). При ее разработке следует обратиться к следующим нормативным актам:
- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (далее - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03);
- Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6;
- Типовая инструкция по охране труда для пользователей персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) в электроэнергетике. РД 153-34.0-03.298-2001, утвержденная Минэнерго РФ 17.05.2001, РАО "ЕЭС России" 16.05.2001.
Также для офисов могут быть актуальны следующие инструкции по охране труда:
1) инструкция по охране труда для административно-управленческого персонала (офисных работников),
2) инструкция по охране труда при передвижении по городу в интересах организации и пр.
Согласно Рекомендациям (приложение 4) в инструкцию по охране труда для работника включаются разделы:
- общие требования охраны труда / безопасности;требования охраны труда / безопасности перед началом работы;
- требования охраны труда / безопасности во время работы;
- требования охраны труда / безопасности в аварийных ситуациях;
- требования охраны труда / безопасности по окончании работы.
Также в приложении 1 к Рекомендациям приведен примерный титульный вид инструкции по охране труда. Разработанная инструкция после согласований утверждается приказом по организации (Пример 10).
Примечание. См. статью "Санитарные нормы и правила: когда нужно соблюдать" на стр. 21 журнала N 6'2015.
Шаг 3. Завести и заполнить журнал учета инструкций и журнал выдачи инструкций
Утвержденные инструкции по охране труда следует внести в журнал учета инструкций по охране труда для работников по форме, указанной в Рекомендациях и Рекомендациях N 80. Данная форма не является обязательной, но, как правило, работодателями используется.
Пример 10. Приказ об утверждении инструкций по охране труда
Общество с ограниченной ответственностью "Гвард"
(ООО "Гвард")
Приказ
29.02.2016 | N 067 |
Москва
Об утверждении инструкций по охране труда
В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 5.1 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80, п. 1 Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом РФ 13.05.2004,
Приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие следующие инструкции по охране труда:
- Инструкция по охране труда для административно-управленческого персонала (офисных работников) (приложение 1 к настоящему приказу);
- Инструкция по охране труда при передвижении по городу в интересах организации (приложение 2 к настоящему приказу);
- Инструкция по охране труда для работы на персональном компьютере (приложение 3 к настоящему приказу).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора Трунову З.К.
Генеральный директор Порычев С.Ф. Порычев
С приказом ознакомлены:
<...>
Приложение 3
к приказу ООО "Гвард"
от 29.02.2016 N 067
Утверждена
приказом ООО "Гвард"
от 29.02.2016 N 067
Инструкция по охране труда
при работе на персональном компьютере
ООО "Гвард"
ИОТ-ГВАРД-03
1. Общие требования охраны труда
1.1. К работе на персональном компьютере (далее - ПК) допускаются лица, прошедшие вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте.
1.2. При эксплуатации персонального компьютера на работника могут оказывать воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы:
- повышенный уровень электромагнитных излучений;
- повышенный уровень статического электричества;
- пониженная ионизация воздуха;
- статические физические перегрузки;
- перенапряжение зрительных анализаторов.
1.3. Работник обязан:
- содержать в чистоте рабочее место;
- соблюдать режим труда и отдыха;
- соблюдать меры пожарной безопасности;
- соблюдать меры электробезопасности.
1.4. Рабочие места с ПК по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.
1.5. Оконные проемы в помещениях, где используются ПК, должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Перед началом работы работник обязан:
- осмотреть и привести в порядок рабочее место;
- отрегулировать освещенность на рабочем месте, убедиться в отсутствии отражений на экране;
- проверить правильность подключения оборудования в электрическую сеть;
- протереть специальной салфеткой поверхность экрана монитора;
2.2. Запрещается приступать к работе при обнаружении неисправности оборудования и электрической проводки.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Работник во время работы обязан:
- в течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место;
- держать открытыми все вентиляционные отверстия устройств;
- соблюдать расстояние от глаз до экрана в пределах 60-80 см.
3.2. Работнику во время работы запрещается:
- прикасаться к задней панели процессора при включенном питании;
- переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;
- загромождать верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами;
- допускать захламленность рабочего места бумагой, пыленакапливающими предметами;
- допускать попадание влаги на поверхность процессора, монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств;
- работать на ПК при снятых кожухах;
- отключать оборудование от электросети и выдергивать электровилку, держась за шнур;
- производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования.
3.3. Продолжительность непрерывной работы на ПК без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.
3.4. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, предотвращения развития познотонического утомления работник должен выполнять комплексы упражнений.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. Работник обязан:
- во всех случаях обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений, появления гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации непосредственному руководителю;
- при обнаружении человека, попавшего под напряжение, принять меры к освобождению его от действия электрического тока (отключить оборудование от электрической сети) и до прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь;
- в случае сбоя в работе технического оборудования или программного обеспечения вызвать специалиста службы эксплуатации вычислительной техники;
- в случае получения травмы, усиления сердцебиения, резкого ухудшения зрения немедленно покинуть рабочее место и сообщить об этом начальнику (руководителю) подразделения;
- при возгорании оборудования принять меры к тушению пожара подручными средствами или огнетушителем только после отключения этого оборудования от электрической сети;
- немедленно сообщить о пожаре начальнику (руководителю) подразделения;
- при получении травм или внезапном заболевании немедленно известить своего непосредственного руководителя.
5. Требования охраны труда по окончании работ
5.1. По окончании работ необходимо осмотреть и привести в порядок рабочее место; отключить ПК от электрической сети.
5.2. После завершения всех операций на ПК необходимо выполнить несколько физических упражнений на расслабление организма.
Составил:
Специалист по охране труда Зуйков В.П. Зуйков
В журнале, в частности, указывается срок проверки инструкции. Их пересмотр должен производиться не реже одного раза в пять лет. Инструкции по охране труда для работников могут досрочно изменяться:
- при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
- при изменении условий труда работников;
- при внедрении новой техники и технологии;
- по результатам анализа материалов расследования несчастных случаев;
- по требованию представителей органов инспекции труда.
Можно приобрести готовые журналы, отпечатанные типографским способом, либо распечатать их на принтере и сшить (Пример 11).
Пример 11. Журнал учета инструкций по охране труда для работников
Журнал
учета инструкций по охране труда для работников
N п/п | Дата | Наименование инструкции | Дата утверждения | Обозначение (номер) | Плановый срок проверки | И.О. Фамилия и должность работника, производившего учет | Подпись работника, производившего учет |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
<...> | <...> | <...> | <...> | <...> | <...> | ||
3 | 29.02.2016 | Инструкция по охране труда для работы на персональном компьютере | 29.02.2016 | ИОТ-ГВАРД-03 | 26.02.2021 | В.П. Зуйков | Зуйков |
Согласно п. 10 Рекомендаций и п. 5.10 Рекомендаций N 80 инструкции следует хранить непосредственно в подразделениях, у руководителей подразделений. При этом руководитель подразделения самостоятельно определяет, где будут храниться инструкции, с тем, чтобы работники подразделения в любое время могли к ним обратиться.
Примечание. См. статью "Опломбирование кадровых документов" на стр. 42 журнала N 1' 2015.
Также оригиналы или копии инструкций могут выдаваться работникам при первичном инструктаже, однако делать это работодатель не обязан. На практике один оригинал инструкций по охране труда хранится в отделе охраны труда, а другой экземпляр передается под роспись руководителю структурного подразделения. Работникам при необходимости выдается копия инструкции.
Передача руководителям структурных подразделений инструкций по охране труда фиксируется в специальном журнале учета выдачи инструкций по охране труда (Пример 12).
Пример 12. Журнал учета выдачи инструкций по охране труда
Журнал
учета выдачи инструкций по охране труда
N п/п | Дата выдачи | Обозначение (номер) инструкции | Наименование инструкции | Количество выданных экземпляров | И.О. Фамилия, профессия (должность) получателя инструкции | Подпись получателя инструкции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
<...> | <...> | <...> | <...> | <...> | <...> | <...> |
3 | 29.02.2016 | ИОТ-ГВАРД-03 | Инструкция по охране труда для работы на персональном компьютере | 1 | А.В. Пухов, начальник отдела продаж | Пухов |
Судебная практика. При проверке инспектор посмотрит наличие инструкций по охране труда и, если их нет, наложит штраф и будет в этом прав (апелляционное определение Саратовского областного суда от 10.09.2015 по делу N 33-5928).
Если инструкции есть, это еще не значит, что все в порядке. Инспектор проверит также, есть ли у работодателя:
- перечень инструкций по охране труда (решение Свердловского областного суда от 11.06.2015 по делу N 72-614/201);
- журналы учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу N А66-16271/2014).
Этап 5. Провести специальную оценку условий охраны труда
Кроме указанных выше документов и мероприятий, компании необходимо провести специальную оценку охраны труда. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в компании необходимо провести специальную оценку условий труда всех рабочих мест (за исключением дистанционных и надомных работников).
Обратите внимание: даже если в компании есть только генеральный директор и главный бухгалтер, проведение спецоценки обязательно.
Примечание. О том, как грамотно провести спецоценку условий труда, читайте в статье "Спецоценка условий труда: как избежать штрафа" на стр. 11 журнала N 4'2015.
Этап 6. Провести иные мероприятия по охране труда (при необходимости)
Возможно, компании придется провести иные мероприятия по охране труда, например медосмотры. Так, согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, письму Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242 обязательные предварительные и периодические медосмотры за счет работодателя проводятся в отношении офисных работников, которые работают за компьютером не менее 50% рабочего времени, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда. Работодатели, которые не провели медосмотры для таких работников, могут быть оштрафованы проверяющими органами. Судебная практика свидетельствует о том, что суды встают на сторону проверяющих органов (см. постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 N 08АП-3968/2014, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу N А56-73553/2013).
Также компании необходимо проверить, нет ли в ее штате работников, которым необходимо предоставлять спецодежду, например уборщиц, водителей. Для этого необходимо изучить типовые нормы для конкретной профессии (должности). Например, Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н.
Примечание. См. статью "Как не допустить ошибок, проводя медосмотры" на стр. 38 журнала N 3'2015.
Если профессии (должности), указанные в типовых нормах, имеются в штатном расписании компании, то она должна предоставлять спецодежду, спецобувь, иные средства индивидуальной защиты таким работникам за свой счет согласно Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 N 290н.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В отношении дистанционных работников обязанности работодателя по охране труда сильно уменьшены по сравнению с обычными работниками (ст. 321.3 ТК РФ).
*(2) Целевые (например при выполнении опасных работ), внеплановые (например после произошедшего несчастного случая).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37544 от 17.09.2009.